Архив номеров


Интервью главы президентской администрации Дмитрия Медведева журналу "Эксперт" для самых массовых СМИ - популярных телеканалов - прошло незамеченным. Зато более серьезные информационно-аналитические интернет-ресурсы разобрали это интервью буквально по предложениям.
    Администрация президента - структура непубличная, но по своему влиянию на жизнь России не имеющая себе равных. В ельцинские времена глава администрации был вторым человеком в государстве. Сейчас не очень многое изменилось.
    Как настоящий чиновник Дмитрий Медведев ни о чем не говорит прямо. Но у нас еще с советских времен виртуозно научились читать между строк. В этом номере мы публикуем те фрагменты, которые непосредственно касаются регионов. Как следует интерпретировать сигналы, которые посылает глубинке администрация президента?
    В прошлом номере "Каравана" мы анализировали информационную политику администрации губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Выводы были неутешительными. Регион превращается в гигантскую "потемкинскую деревню". Основные усилия сосредоточены на том, чтобы поразить своими успехами федеральный центр. При этом с местным сообществом - чиновниками, бизнесом, муниципалитетами, прессой и т.д. - отношения почти отсутствуют. Команда губернатора Зеленина так и осталась в Тверской области "командировочной".
    По сути, губернатор Зеленин в данный момент ведет большую предвыборную кампанию - на этот раз в федеральных верхах. Поэтому Тверская область открывает дорогостоящее представительство в Москве, поэтому репортажи о достижениях тверского губернатора появляются в программе "Время" и т.д. и т.п. Местное сообщество в расчет не берется - считается, что от него теперь мало что зависит.
    Однако из интервью Дмитрия Медведева явствует, что это мнение ошибочно. "Все примеры наделения полномочиями руководителей регионов свидетельствуют о том, что новые люди, которые появляются на новых должностях, известны в регионах и достаточно легко находят контакт с региональными элитами", - говорит Медведев. По словам главы администрации президента, кандидат, представленный Путиным на утверждение Законодательным Собранием, должен быть не только эффективным менеджером, но и уметь находить общий язык с местным сообществом.
    Скорее всего, назначение или переутверждение Дмитрия Зеленина на пост губернатора Тверской области состоится в марте следующего года.
    Зачем так долго тянуть? С точки зрения администрации президента, все очень логично. Именно в марте будущего года, скорее всего, состоятся выборы в Законодательное Собрание Тверской области. Если с нынешним составом ЗС, хорошо известным со всех сторон - и с хорошей, и с плохой - можно договориться, со следующим составом областного парламента все не так просто.
     На этот раз половина Законодательного Собрания будет выбрана по партийным спискам. И на партийной ниве, и по одномандатным округам развернутся настоящие политические сражения, перед которыми битвы на выборах глав муниципальных образований, прошедшие в конце прошлого года, покажутся просто игрой в песочнице. Потому что по сути выборы в Законодательное Собрание Тверской области будут выборами губернатора Тверской области. Логика президента проста - губернатору необходимо пройти процедуру утверждения у тверской элиты, которую будут представлять новые депутаты областного парламента.
    Как проведет выборы команда Дмитрия Зеленина? Мы уже говорили, что пока действующий губернатор сделал ставку на то, чтобы произвести впечатление в Москве. Отношения внутри области начинают развиваться по тому же сценарию, что и в прошлом году (даже несмотря на отстранение от руководства общественными связями заместителя губернатора Наталии Беленко). Не найден общий язык со СМИ, которым вместо конструктивной работы на благо области предлагают "выходы губернатора к прессе" (новое изобретение, перенятое из Кремля: на мероприятия с участием губернатора журналисты запускаются на пять минут - лишь для того, чтобы выслушать дежурные слова Зеленина и удалиться). Начинается новый этап эскалации напряженности в отношениях с главами муниципальных образований - теми, что пострадали от деятельности подконтрольных губернатору пиар-структур во время местных выборов. Команда губернатора подозревает местных руководителей в некомпетентности и коррупции. Местные подозревают в том же команду губернатора. Нет, есть у Дмитрия Зеленина неплохие начинания, в которых местное сообщество готово его поддержать - например, создание на базе тверских вузов образовательного холдинга, который мог бы претендовать на звание "национального университета". Или получение Тверью статуса "технопарка". Но некоторые поступки областной администрации не поддаются пониманию. Например, с чем связано, что, несмотря на уже давно состоявшиеся выборы главы Конаковского района, со стороны областной власти продолжается неприятие избранного главой Михаила Поповича? Может, кому-то просто хочется наложить руку на великолепные подмосковные земли, которые так хороши для строительства гостиниц и коттеджных поселков? Так если все по закону, муниципалитет будет только "за". Или планируются какие-то темные дела?
    Вряд ли по методам работы команды Зеленина выборы депутатов Законодательного Собрания будут отличаться от выборов глав: думать, что подходы изменились, нет никаких оснований. В этих условиях у аналитиков почти нет сомнений, что кандидаты от оппозиции практически везде обыграют кандидатов от Зеленина.
    Соответственно, можно себе представить настроение депутатов, только-только оказавшихся в своих креслах. На каждого из них во время выборов будут вылиты ведра грязи, их избирательные округа будут завалены клеветническими газетками (точно так же, как были завалены ими в минувшие выборы Конаково, Зубцов, Кимры и т.д.), каждый столкнется с давлением на себя. "Чисто зеленинских" депутатов, если методы проведения избирательных кампаний у команды губернатора не изменятся, в областной парламент придет мало - как мало "кандидатов от Зеленина" стали в прошлом году главами муниципальных образований.
    На рассмотрение этого еще не остывшего от предвыборной гонки Законодательного Собрания вынесут кандидатуру губернатора. Думается, что это будет кандидатура Дмитрия Зеленина - недаром же он ведет такую активную работу в Москве. Что будет, если депутаты ему откажут? По идее, ту же самую кандидатуру можно вынести на согласование ЗС второй раз, и если депутаты опять откажутся ее одобрить, распустить новоизбранное Законодательное Собрание. Однако думается, что федеральный центр выполнит долг вежливости, но жертвовать новоизбранным депутатским корпусом не будет. Начнутся согласования и консультации (скорее всего, они уже идут не только относительно кандидатуры Зеленина). Согласования эти будут проводить прежде всего по линии партии "Единая Россия" и федерального инспектора по Тверской области Юрия Цеберганова, а также депутатов Госдумы от нашей области Владимира Васильева, Александра Тягунова и прочих важных господ.
    Уже имеющийся опыт показывает, что там, где не переназначают прежнего губернатора, регион возглавляет "эффективный менеджер" из местных, руководитель крупнейшего в области налогоплательщика, хорошо интегрированный в местную элиту. По аналогии с директором Балаковской АЭС, ставшим губернатором Саратовской области, некоторые тверские СМИ уже называли директора Удомельской АЭС Сергея Антипова. Очень может быть.
    Как очень может быть, что неспроста депутат Государственной Думы, видный член "Единой России" Владимир Васильев так часто встречается с видным членом местной "Единой России", депутатом Законодательного Собрания, директором ОАО "Тверской вагоностроительный завод" Владимиром Савиным. Владимиру Васильеву прочат пост министра внутренних дел - вряд ли это он пиарится на должность Тверского губернатора. А вот для Владимира Савина кресло губернатора вполне подходит.
    Впрочем, шанс восстановить отношения с местным сообществом у губернатора Зеленина еще есть. Воспользуется ли он им? Пока создается впечатление, что нас политическое будущее Дмитрия Зеленина в Тверской области волнует больше, чем его окружение.


Мария ОРЛОВА

КОММЕНТАРИЙ

Геннадий Климов В интервью Дмитрия Медведева надо видеть главное. Наконец администрация президента показала ясное видение проблем и угроз, которые стоят перед Россией. Речь идет о дальнейшем существовании русской цивилизации. Проблема не в том, что против нас действуют США и НАТО. Состояние нашего общества таково, что оно неспособно выйти из затяжного безвременья. Это не дает никакого шанса модернизировать страну, ведет к все большему отставанию от ведущих мировых держав - и экономическому, и военному. Российская элита теряет способность к сопротивлению, нация - волю к жизни. Единственное спасение России - осознать опасность, консолидироваться. Такие периоды были в истории России: в обществе появлялись люди, которые брали на себя ответственность, вели за собой народ и побеждали. Главное - не пребывать в иллюзиях, не прятать голову в песок.


Виктор Богданов
КОММЕНТАРИЙ

Нынче отчего-то стало модным говорить про единство. Про единство элит. Про единство власти и народа. На самом верху вдруг появилась эдакая забота о сохранении единого государства. Видать, приперло власть так, что она заговорила об этом аккурат после киргизских погромов. Ведь что ни говори, а во многом ситуация в стране, особенно в так называемых дотационных регионах (как, например, Тверская область), очень схожа с ситуацией в Киргизии. Та же бесперспективность, упадок всего и вся, бессовестность бюрократов и невозможность защитить права и достоинство. И недаром сразу после событий в Киргизии почти все аналитические программы с особой тщательностью избегали прямо-таки напрашивающихся сравнений.
    События второй половины января-февраля, когда прошли массовые протесты против антисоциальной политики государства, конечно, слегка испугали власть. Но она быстро нашла "противоядие". Манипуляторы общественным сознанием как бы перевели стрелки с себя на других, изобразив протестующих эдакими "попрошайками", и преподнесли происходящее в стране как "реакцию смущенных людей".
    Интересным представляется в понимании высоких кремлевских чиновников единство региональных элит с центральной властью. Посмотрите, как ловко там с самого начала неудачной монетизации стали переводить стрелки от себя на регионы. Больно было смотреть на губернатора Дмитрия Зеленина, который во исполнение воли перепуганной кремлевской верхушки брал на себя все новые и новые обязательства по перевозке как региональных, так и федеральных льготников. И все это практически "за спасибо". Ведь региональный бюджет давно был сверстан и утвержден.
    На мой взгляд, завышены и ожидания главного кремлевского администратора конструктива от региональных законодательных собраний. В частности, трудно ждать от депутатов ЗС Тверской области серьезного и публичного анализа будущего кандидата на губернаторскую должность. Кулуарность и интриги - это пожалуйста. Никакого публичного анализа будущего кандидата от депутатов ЗС ждать не приходится. За депутатами этого уровня я наблюдаю давно и с определенной долей уверенности могу сказать, что самостоятельные ЛИЧНОСТИ там в большом дефиците.
    Поэтому-то надежда главного кремлевского администратора на ответственный подход политических элит в нашем регионе выглядит весьма призрачной.



Дмитрий Медведев Интервью руководителя администрации президента Дмитрия Медведева стало настоящей сенсацией. Впервые позиция Кремля по многим вопросам хоть как-то начала проясняться. "Караван" начинает публикацию нашумевшего интервью. Сегодня мы представляем вопросы, касающиеся региональной жизни России.
    С руководителем администрации президента России Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ беседует главный редактор журнала "Эксперт" Валерий ФАДЕЕВ.
    - Дмитрий Анатольевич, в прошлом году президент России объявил о целом ряде серьезных преобразований в политическом устройстве страны. Наибольшие споры вызвала новая система избрания руководителей регионов. Сегодня эта новая технология уже действует. Каковы принципы подбора кандидатов на губернаторские посты? Отдается ли предпочтение чиновникам или людям из других областей деятельности? Какой корпус губернаторов мы увидим через несколько лет?
    - Новый способ избрания глав регионов появился вовсе не для того, чтобы перетряхнуть наш губернаторский корпус. Этот корпус, на мой взгляд, в целом вполне квалифицирован и работоспособен. Вопрос был в единстве исполнительной власти в масштабе России. И как следствие в ее эффективности. Новая система избрания губернаторов, направленная на укрепление единства власти, должна консолидировать региональные элиты, создать условия для большей эффективности в исполнении принятых решений.
    Основной принцип подбора кандидата на должность губернатора очевиден - это профессиональная способность исполнять обязанности. Все остальное - образование, собственная команда и даже опыт - очень важны, но вторичны. Знаете, в прежние годы был так называемый кадровый резерв. Его отсутствие ощущается сегодня чрезвычайно сильно. Этот резерв мог бы охватывать все должности, в том числе и губернаторов, и сельских старост, и министров. Хотелось бы и притока "свежей крови". Считаю ситуацию, когда губернатором может стать и карьерный чиновник, и менеджер из бизнеса, и политик федерального уровня, абсолютно нормальной. Лишь бы он был готов к эффективной работе, к нормальным коммуникациям с региональными элитами и центральной властью. Линия общественного развития непрерывна. И я надеюсь, что через несколько лет мы увидим синтез опыта, накопленного действующими сегодня губернаторами, и современных подходов, привнесенных новыми людьми.
    - Что показывает "свежий" опыт новой системы избрания с точки зрения эффективности взаимодействия с региональными парламентами? Насколько ответственны парламенты и, шире, местные элиты?
    - На мой взгляд, опыт полностью позитивный. Все примеры наделения полномочиями руководителей регионов свидетельствуют о том, что система работает, новые люди, которые появляются на новых должностях, известны в регионах, и они достаточно легко находят контакт с региональными элитами.
    Что же касается ответственности местных законодательных собраний и политической элиты в регионе, то здесь, как мне кажется, нет оснований сомневаться в том, что будет выдерживаться разумная политическая линия. В тех случаях, когда требуются соответствующие консультации, они проводятся. Полномочные представители президента - это их компетенция - встречаются с лидерами соответствующих фракций в законодательных собраниях, общаются с представителями региональной элиты, находят общие позиции. Консультации проходят гласно и, как мне кажется, свидетельствуют о том, что новая система наделения губернаторов полномочиями работает вполне эффективно.
    - Можно ли сказать, что новая система втягивает активных граждан, по крайней мере, элиту региона, в демократический процесс?
    - Консультации, касающиеся новой кандидатуры, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, проводятся с большим количеством людей. Технологии, которые использовались раньше, общеизвестны, и далеко не всегда происходил серьезный анализ позиций кандидата на должность высшего должностного лица. Сейчас такая возможность существует, и площадкой для реализации этой возможности является Законодательное Собрание.
    - Президент Путин, отвечая на нападки западной общественности, часто говорит о том, что народ России сам выбрал для себя свободу и никто не собирается от этого выбора отступать. Между тем, если посмотреть программы политических партий, можно увидеть, что партий, активно защищающих свободу, частную жизнь и неразрывно связанные с ними права собственности, в стране фактически нет. Администрация президента известна своим активным участием в конструировании политической среды России. Будет ли она предпринимать усилия по формированию в стране настоящей правой партии?
    - Знаете, может быть, одна из исторических бед России состоит в пренебрежении ценностями частной жизни и частной собственности. Подсознательный коллективизм российских людей использовали самые разные силы - от монархистов до большевиков. Последствия этого видны до сих пор. Многие партии просто опасаются говорить о защите частной собственности, симметричной защите государственной.
    Кроме того, программные цели значительной части политических сил невнятны, их идеология смазана, у них нет собственного лица. Политическая элита у нас не структурирована. Недостаток нормальной правой идеологии плодит суррогаты и предрассудки. Подчас политик из правого лагеря может сказать (а то и сделать) такое, что не снилось радикальному левому. Посмотрите, как повели себя многие из тех, кто относит себя к правому спектру, в ходе так называемой монетизации льгот. Никто из них ясно не сказал, что замена льгот деньгами - одно из самых примитивных условий первоначального развития рынка.
    Наличие нормальной правой партии - системообразующая вещь. Нет вразумительных правых - нет ни центра, ни левых. Но появится такая партия только при наличии людей, объединенных истинно правыми ценностями, а не желанием пролезть в Думу. Не исключаю, что одним из плацдармов для развития правой идеологии могла бы стать и соответствующая фракция в "Единой России".
    - Еще с конца восьмидесятых годов обсуждается тема принципов федеративного устройства России. Речь идет прежде всего об укрупнении регионов, которое, кстати, позволит в дальнейшем дать им большую самостоятельность. Как вы относитесь к этой идее?
    - Нам вообще стоит подумать об облике нашей Федерации. Что мы оставим в наследство потомкам: гармоничное федеративное государство или набор абсолютно разных по размеру и экономической силе кусочков страны? Идея укрупнения регионов - вариант осмысленного развития Федерации в рамках существующей Конституции. Главное, чтобы это укрупнение проходило спокойно, без надрывов, при соблюдении существующих правовых процедур. При этом, конечно, укрупнение должно быть добровольным и основываться на легально зафиксированной позиции регионов.
    - Накануне президентских выборов 2000 года аналитики писали, что в России каждые выборы связаны с риском пересмотра самих основ общественно-политического устройства страны. Сохранится ли этот риск к 2008 году? Какие другие серьезные политические риски 2008 года вы видите?
    - Несмотря на стабильное развитие нашего государства в последнее пятилетие, риск резкого изменения вектора развития страны сохраняется (притом, что серьезной угрозы основам политического устройства страны, на мой взгляд, не существует). Он, конечно, значительно меньше, чем в 1996 году. Но и сегодня остаются серьезные проблемы, способные раскачать общество и привести к серии общественных катаклизмов. Это терроризм, бедность, преступность.
    Кроме того, история России показывает, что сам по себе легальный переход власти у нас почти всегда был непростым. В царские времена он основывался на кровном родстве, в советские - на решениях элиты, легендируемых под акты народной воли. Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии. Многократное повторение этой традиции создаст прочную основу демократической власти в стране, даст иное качество развития государства. Поэтому основной риск - дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора и грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит. Она ведет к переделу собственности, возникновению региональных барьеров, сепаратизации общественной и хозяйственной сфер.
    - Кремль часто упрекают в зажиме свободы слова в России. Особенно это любят делать западные СМИ. Как вы оцениваете положение российских СМИ, в том числе региональных?
    - Положение российских СМИ соответствует той ступени развития государства и общества, на которой мы находимся. Не выше и не ниже. На мой взгляд, несвободны те СМИ, которые контролируются какой-либо одной группировкой - властной, олигархической или сектантской. Причем степень их контроля выходит за рамки осуществления обычных корпоративных процедур в коммерческой организации. Если власть определяет совет директоров на государственном канале - это естественно, поскольку основано на технологиях управления акционерным обществом. Если кто-то решает организовать информационный "слив" в интересах конкурентной борьбы - это манипулирование общественным сознанием. Если же власть крепко привязана в информационном поле к какой-либо бизнес-структуре, возникает олигархическое телевидение второй половины девяностых прошлого века. И свобода слова здесь ни при чем.
    - Ни для кого не секрет, что местные руководители зачастую весьма серьезно используют административный ресурс для вмешательства в дела бизнеса. Бюрократы, чиновники часто прикрываются государством, а на самом деле выступают как частные игроки в экономическом пространстве. Как разделить власть бюрократии на местах и бизнес?
    - Это очень серьезная проблема, когда бюрократ выступает, как вы сказали, как частный игрок. Естественно, что, когда чиновников много, эта проблема умножается на десять, на сто, на тысячу и в конечном счете может привести к образованию общественного тренда. Куда идет государство - по пути развития эффективного рынка или же оно превращается в плохо управляемую коррумпированную страну с административным капитализмом. Это проблема и общественного выбора, и эффективности государства. Кстати сказать, это и вопрос отношения бизнеса к своим обязанностям. Здесь ответственность взаимна. Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем векторы понимания общественной пользы бизнеса и государства полностью совпадут и дадут сильный эффект.
    - То есть когда элиты наконец договорятся на какой-то ясной основе. А основа, как вы сказали, - сохранить страну.
    - Конечно. Ничего другого объединяющего в ближайшей исторической перспективе для России не предполагается. Нам действительно нужно сохранить большое доставшееся нам в наследство государство - государство с множеством проблем, но в то же время с огромным количеством возможностей.
    - В последнее время власть много говорит о социальной роли и ответственности бизнеса. Предполагается, что это быстрее избавит Россию от бедности. Но ведь, оказывая любое давление на бизнес, власть ограничивает его естественное развитие, его творчество. Как писал Фернан Бродель, "капитализм для своего развития требует некоторого попустительства со стороны государства". Не было бы более эффективным для нашего общества, если бы частный бизнес занимался развитием частных рынков, а непосредственной борьбой с бедностью занималось само государство?
    - Можно сказать и иначе: "Капитализм - это то, чем занимаются люди, если их оставить в покое" (Кеннет Мигоут). Но приведенное вами разделение обязанностей - упрощение. Корешки - развитие частных рынков - частному бизнесу, а вершки - борьба с бедностью - государству. Во-первых, частные рынки должны формироваться и в результате деятельности госсектора. В противном случае нам грозит возврат в двухсекторную экономику. Во-вторых, надо честно признать: государству в одиночку не справиться с бедностью. Кроме того, это закрепляет вредные патерналистские подходы в головах у людей. Я бедный, сирый, пусть государство мне поможет. Бизнес не для меня, а для кровососов-предпринимателей. С подобной психологией мы будем бороться. Взаимная ответственность государства и бизнеса за дела в стране - именно то, что нам нужно.
    - Спасибо.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru