Архив номеров


Нилова пустынь Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 450-летию преставления преподобного Нила Столобенского. В одном из прошлых номеров "Каравана" мы напомнили читателям о жизни и подвигах чудотворца. Наш сегодняшний рассказ - об известной на всю Россию обители Нилова пустынь, расположенной на тверской земле, на красивейшем острове озера Селигер.
    Основателем обители на острове Столобный и первым его настоятелем стал иеромонах Герман. Родился он недалеко от этого места и был иноком самого близкого к острову Николаевского Рожковского монастыря. Он остался жить на острове Столобный, наблюдая за чудесами и исцелениями, совершавшимися над гробом святого Нила. Прожив на острове три года, иеромонах Герман устроил над могилой гробницу. Затем с помощью христиан он возвел на острове первую деревянную церковь во имя. В 1594 году иеромонах Герман испросил у Московского и Всея Руси патриарха Иова разрешение открыть на острове обитель. По грамоте патриарха наречена она была Ниловой пустынью, а первым игуменом стал сам Герман.
    В 1595 году появились здесь монахи-иконописцы из Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт. Со слов старцев, знавших преподобного Нила и помнивших его черты лица, они написали первый образ святого.
    В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб. Таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. Обретению мощей предшествовали знамения. Ночью, за 10 дней до этого события, рыболовы видели столб, сначала сиявший над монастырем, а потом спустившийся на землю. А за два дня в воздухе над гробницей преподобного была видна горящая свеча.
    С тех пор 9 июня (по новому стилю) было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Сначала в этот день совершалось торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, а позднее - крестный ход на лодках по озеру, из Осташкова в Нилову пустынь.
     В годы советской власти мощи преподобного Нила сохранились в Знаменском храме в Осташкове, а в девяностых годах прошлого века, когда Нилова пустынь ожила, они были торжественно перенесены на остров - тоже 9 июня.
    Обитель разрасталась и процветала благодаря покровительству и вкладам московских царей и патриархов. По количеству паломников она приравнивалась к величайшим христианским святыням мира и была на втором месте по числу паломников после Гроба Господня.
    . Великолепный комплекс монастыря, поражающий стройностью и красотой архитектуры, был возведен в XVIII-XIX веках.
    Монументальная гранитная набережная с Архиерейской пристанью 1812 года (в 1842 году перестроена) и Светлицкой башней оформляют парадный фасад монастыря со стороны озера. У входа в монастырь установлена бронзовая скульптура преподобного Нила - единственный монументальный памятник православному святому. Изобразили отшельника петербургские скульпторы Борис Сергеев и Ольга Панкратова.
    Центром монастырского ансамбля является величественный пятиглавый Богоявленский собор с колокольней, построенный в 1821-1825 годах по проекту петербургского архитектора И. Шарлеманя в стиле позднего классицизма, - этот проект участвовал в конкурсе на проект Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Неподалеку от собора находится самое старое сооружение монастыря - церковь Всех Святых с больничными палатами 1699 года. Красотой и богатством декоративного убранства в стиле барокко отличаются надвратные церкви - Петра и Павла, преподобного Нила Столбенского Чудотворца, Крестовоздвиженская церковь, находящаяся за оградой монастыря.
    В двадцатых годах прошлого века монастырь был разорен. Здесь были концлагерь, детская тюрьма, а потом, в шестидесятых годах, и турбаза. Но даже в годы безбожия люди приходили в разоренную церковь, приносили иконы, литографии, книги, собирались в храме, зажигали лампады и свечи, читали священные тексты. В конце 1990 года Нилова пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Первым после безвременья игуменом пустыни стал настоятель осташковской церкви Владимир Иванович Шуста, в монашестве - архимандрит Вассиан.


Елена БУРЦЕВА
    Фото Елены РОМАНОВОЙ, студия "ФотоАрт"


Сегодня, когда в России возрождается православие, немало молодоженов хотят скрепить брачные узы венчанием в храме. Но что делать потом повенчанным людям, если жизненные обстоятельства вынуждают их развестись?
    Сегодня на вопросы "Каравана" отвечает председатель бракоразводной комиссии при Управлении Тверской епархии протоиерей Павел СОРОЧИНСКИЙ.
    - К сожалению, порой венчанный брак распадается по тем или иным причинам, - говорит отец Павел, - например, одна из сторон хочет создать новую семью. Как такового чина развенчивания в православии не существует. Как говорит священное писание: "То, что соединяет Бог, то не разлучают человеки". Но поскольку люди духовно слабы и немощны, сегодня сохраняется лишь каждый третий брак, два же распадаются.
    Наша бракоразводная комиссия очень внимательно относится к каждому случаю расторжения брака. С подателем прошения проводится беседа, в ходе которой выясняется причина, по которой распалась семья. В ходе этой работы мы руководствуемся прежде всего церковными канонами и основами социальной концепции православной церкви. Если человек оставляет семью без веских причин (просто не хочет жить со своей избранницей или избранником), то он нарушает тем самым церковные каноны. Как правило, такой человек может получить разрешение на новый брак с большим трудом. Скорее получит такое разрешение сторона пострадавшая, например, брошенная супруга.
    - Получивший разрешение может быть опять обвенчан?
    - Да, он идет в храм и может закрепить свой новый брак опять-таки церковным венчанием. А там уже смотрят - венчать первым чином или вторым.
    - Значит, существует несколько чинов венчания?
    - Да, если молодые (или хотя бы один из них) женятся первый раз, то это один чин. Он более торжественный, более чистый. Есть также проследование о второбрачном венчании - когда и он и она вступают в брак второй раз. Существует также чин бракоблагословления, в котором также осуществляется таинство, но в более усеченном и упрощенном виде. Это когда люди прожили в супружестве по 20-30 лет, вырастили детей, но никогда не были венчаны.
    - К сожалению, в миру существуют рекордсмены, вступающие в брак по три-четыре раза...
    - Нет, церковь с трудом допускает третий брак, но никак не четвертый и пятый. Правда, из истории мы знаем, что царь Иван Грозный вступал в брак семь раз. Но с последними женами его уже не венчали. Просто читали молитву, поскольку перечить царю никто не решался.
    - Православная церковь более гуманна в вопросах повторных браков, нежели католическая. Там ведь разводы и повторные браки вовсе не приняты.
    - Действительно, отношение католической церкви к этим вопросам более строгое. Но оправдана ли такая строгость? Так, чтобы стать священником католической церкви, нужно обязательно быть неженатым. Но каждый ли сможет это выдержать? Это ведь большой крест, большой подвиг. И порой такая строгость оборачивается трагедией и для церкви, и для конкретного священнослужителя.
    Мы же пользуемся принципом, изложенным в священном писании, где говорится: "Епископ - единой жены муж". То есть человек, занимающий высокое положение в духовной иерархии, дает обет безбрачия или целомудрия и служит только одной церкви, не отвлекаясь на семейные дела. Священник же, не будучи епископом, может иметь жену и семью, а может и не иметь.
    Не всегда оправдана католическая строгость и в плане запрета повторных браков. Мы же руководствуемся в этом вопросе принципами церковной икономии, то есть церковного домостроительства. Согласно этим принципам, действие некоторых канонов не отменяется, но временно приостанавливается ради духовной пользы. Чтобы удержать верующего от еще больших грехов, мы даем ему возможность, шанс обрести в новой семье ту гармонию, которую он не смог создать в первом браке.
    - Церковное венчание не фиксируется в паспорте. Не создает ли это опасность, что недобросовестный, лишь отдающий дань моде человек может обвенчаться несколько раз, минуя бракоразводную комиссию?
    - По существующим у нас правилам, во-первых, мы требуем справку из загса о том, что молодожены уже расписаны и находятся в гражданском браке. Раньше запрещалось, да и сейчас священникам не рекомендуется венчать людей, в браке не состоящих.
    Во-вторых, перед тем как стать под венец, люди должны пройти через таинство исповеди.
    К сожалению, бывают случаи, когда пришедшие в церковь упрашивают священника обвенчать их, обещая обязательно зарегистрироваться в загсе, к примеру, через неделю. Обвенчались, а гражданского брака так и не произошло. А потом церковь пытаются втянуть в судебные дела о разделе имущества. Но церковный брак в России не может признаваться юридическим актом. Подобные случаи являются очень большим исключением, и мы прилагаем все усилия, чтобы их не было вообще.


Беседовал Борис ГУРОВ


С 1988 года, когда мы праздновали 1000-летие крещения Руси, наступила относительная религиозная свобода. И очень интересно наблюдать, как менялось с тех пор мироощущение бывших советских граждан.
    В конце 80-х - начале 90-х годов появилась настоящая мода на религию. Люди пачками принимали крещение. В единственном на то время храме Твери Белая Троица стояли очереди желающих креститься. Батюшки старой советской закалки, привыкшие лишь кадилом махать, не справлялись с растущими духовными потребностями стремительно увеличивающейся паствы. И очень часто случалось, что человек, только несколько лет назад впервые вошедший в храм, рукополагался в священники - потому что молодой, умный, неравнодушный. Отсутствие духовного опыта компенсировалось энтузиазмом.
    По прошествии еще нескольких лет судьба этих "младобатюшек" сложилась по-разному. Одни устали, огонь в глазах потух, на исповеди они молча смотрят мимо прихожан, после службы спешат убежать из храма. Другие ударились в противоположную крайность: представьте себе новоиспеченного священника, выпускника какого-нибудь политехнического института, которого послали служить в полуразрушенный храм в захудалом райцентре. Предоставленный самому себе, он за компанию с местными экзальтированными дамами такого напридумывает! Так рождаются идеи "канонизации Ивана Грозного" или "прославления святого старца Григория Распутина".
    Среди простых верующих - та же тенденция. Подавляющее большинство тех, что в начале 90-х пришли в храмы, считая свое воцерковление "шагом к свободе", сейчас считают себя православными, но в церковь ходят только креститься или венчаться. Истинная суть христианской свободы оказалась ими не понята. Физическому комфорту мешают посты, от коленопреклонения портятся брюки, а усилия, которые надо приложить, чтобы понять церковнославянский язык богослужений, и вовсе представляются непомерными. На состоявшемся недавно Всемирном Русском Соборе наш владыка Виктор в кулуарах обмолвился, что в Тверской области многие уже начали воспринимать Православную церковь с ее устоями и ограничениями как "опасную тоталитарную секту".
    Другие же (в основном женщины) задрапировались в платки, начали ездить по старцам и поучать окружающих. У некоторых в серьезной опасности оказалась семейная жизнь. Отсутствие опыта церковной жизни играет с такими людьми плохую шутку: среди них плодятся самые немыслимые суеверия, выдаваемые за особо благочестивые идеи. Эта тенденция уже получила название "младостарчество". Опытные священники борются с ним, но довольно безуспешно.
    Идти серединным "царским путем" удается немногим - и среди духовенства, и среди мирян. Что это - болезнь роста или признак надвигающегося кризиса?



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru