Архив номеров

В этих зарослях затерялись руины Китежа
За комментарием "Караван" обратился к кандидату технических наук, действительному члену Русского географического общества Гарию ГОРЕВОМУ, организовавшему прошлым летом исследовательскую экспедицию к месту нахождения предполагаемого града Китежа.
    
- Комплексная пеше-водная экспедиция "Молога-2004" была организована Тверским государственным университетом, Тверским государственным объединенным музеем и клубом "Непоседы" тверской средней школы №17, - говорит Гарий Семенович. - Нами были обследованы находящиеся на маршруте курганы и городища. К сожалению, проходя по Мологе, мы на две недели разошлись с московским ученым Владимиром Арсеньевичем Ратовым, который уже четверть века обследует и изучает эти места.
    Владимир Ратов является основоположником достаточно весомой в научных кругах версии, объясняющей как появление, так и исчезновение сакрального для восточных славян града Китежа. По преданию, град Китеж исчез под водами озера Светлояр при приближении татаро-монгольских войск. Град Китеж будто бы находился на территории нынешней Нижегородской области, в окрестностях Городца. Но уже много столетий бытует легенда о том, что сказание о граде Китеже имеет более глубинные корни.
    На Южном Урале археологами обнаружена столица древних ариев, священный город Аркаим, который они покинули около четырех тысячелетий назад. Так вот, по версии Ратова, древние арии и являются прародителями современных славян. Перекочевав из южно-уральских степей в леса северо-запада, арии-славяне создали вместо Аркаима свой новый духовный и культурный центр на реке Мологе - обитель богов "Небесная Сварга" или, в простонародье, "град Китеж". Наиболее полно значение Китежа раскрывается в древнеславянской "Легенде о Велесе". Согласно этому преданию, древний герой Велес собирался в "Небесную Сваргу", дабы очистить свою очерствевшую в боях с врагами душу.


Чей "снимок" проявился на "туринской  плащанице", ученые, как им кажется, знают Как мы знаем, в Древнем Египте, по правую сторону Нила, кипела жизнь, а по левую - находилось Царство Мертвых с гробницами и пирамидами. То же самое было и на некогда судоходной реке Мологе. Если по правую сторону ее кипела экономическая и торговая деятельность в лице купцов и ремесленников, то по левую, где и стоял, собственно, Китеж, находилась безлюдная местность с многочисленными курганами - страна мертвых. По преданию, в Китеже-Сварге имелась даже древняя обсерватория для определения дней обрядов и праздников. К северо-востоку от культового города находилось сдерживаемое плотиной озеро Светлояр. А в недрах горы Алатырь было спрятано духовное наследие ариев - несметные духовные и материальные сокровища. С приходом христианства Китеж стал уже христианским культурным и духовным центром восточных славян.
    В канонических евангелиях описывается только детство Иисуса и последние три года его жизни. Что было между этими периодами - неизвестно. По словам максатихинского краеведа, участницы экспедиции Елены Ильиной, в одном из евангельских апокрифов говорится, что Иисус Христос длительное время находился в землях восточных славян, "где с холмов святилищ общался с Отцом своим Небесным". По этой причине Андрею Первозванному, которому досталось нести веру Христову в славянские земли, было легче, нежели другим апостолам. Поднимаясь вверх по Днепру, апостол Андрей видел прообразы церковных храмов, так называемые Белые Вежи. И встречали святого Андрея благожелательно, так как уже знали о миссии Спасителя.
    В Мекке и Иерусалиме существуют камни, где отпечаталась нога Иисуса Христа. Подтверждением пребывания Спасителя в славянских землях могут служить описанные Еленой Ильиной камни-следовики в Максатихинском районе.


Экспедиция у священного камня Алатырь - Мы видели эти камни-следовики, - рассказывает Гарий Горевой. - Их три штуки. На гранитных глыбах действительно явственно запечатлены пять пальцев, пятка, в общем, след босой человеческой ступни, причем небольшого, детского размера.
    Во время нашествия на Русь орд Батыя иноземцы разоряют богатые русские города моложского правобережья. Но затем Батый зачем-то углубляется в непроходимые левобережные леса. По-видимому, чтобы окончательно подавить сопротивление славян, иноземцы пытались захватить их духовную святыню "Небесную Сваргу", или Китеж. На своем пути захватчики уничтожают городок Везьск, или Малый Китеж, находящийся на слиянии Мологи и Кези и обороняемый князем Юрием Всеволодовичем. Враги вплотную подходят к славянской святыне. Тогда защитники града выпускают воды священного озера Святояр, расположенного выше Китежа. На глазах у ошеломленных ордынцев город с его храмами буквально исчезает в водной стихии...
    - Побывав на берегах Мологи через две недели после отъезда Ратова, - говорит Гарий Горевой, - мы нашли обнаруженный им ранее легендарный камень Алатырь и остатки древних святилищ. Все это мы внимательно обследовали вместе с нашими друзьями, школьниками и студентами из Максатихи. Были проведены также замеры и исследования нескольких групп курганов. Но, к сожалению, до прихода ученых раскопки на курганах уже велись "черными археологами".
    Поэтому я сегодня выступаю с инициативой создания в Примоложье историко-природного заказника. Со своей стороны Владимир Ратов уже вышел в Москве на депутата Госдумы от Тверской области Александра Тягунова с предложением создать в этих местах историко-культурный национальный парк. И, насколько мне известно, Государственная Дума поддерживает эту инициативу.


Записал Борис ГУРОВ


Православный храмво имя Оковецкой Божьей матери Есть в Тверской области места, которые народом издавна почитаются как святые, дарующие людям душевное и телесное оздоровление.
    Одно из них - Оковецкий родник в Селижаровском районе. Не менее пяти веков он известен своими благотворными свойствами, сюда прибывал даже Иван IV Грозный, может быть, смирить свой гневный нрав.
    Многие люди его посещают в летнюю пору, он и запомнился более всего летним. Однако прелесть этого места не уменьшается и в снежную пору. Тихий, задумчивый ельник, сквозь который проложена тропа; тихая, спокойная речка, дугой огибающая небольшой полуостров с источником; снежная белизна, на фоне которой гармонично вписалось незатейливое светлое здание церкви во имя Оковецкой Божьей матери; разлитая в пространстве тишина - все это действует на гостя умиротворяюще. Ну а если испить водички, чистейшей, как слеза ребенка, да остудить ею лицо, а еще лучше - искупаться, тогда вообще человек получит благодатный заряд бодрости на длительное время. Зачем ехать в Турцию, в Таиланд, на Канары? У нас свои превосходные места, которые более полезны забугорных! Нет, не понимаем мы ценности своего, родного, исконно русского.
    Оковецкий родник и все, что там стоит на радость людям, - результат совместных усилий Русской Православной Церкви (источник и храм находятся в ведении монастыря "Нилова пустынь") и администрации Селижаровского района. Вот бы всем другим руководителям Тверской области брать с них пример, может, тогда и люди нашего края немного подобрели, стали бы лучше относиться и друг к другу, и к природе.


Борис ЕРШОВ


Недавно в областной библиотеке имени Горького прошел главный книжный праздник. Потом "Неделя тверской книги" заглянула и в другие города, в частности, и в Ржев. На выставке изданий 2004 года довелось услышать от ржевитян возгласы удивления. Действительно, сколько книг издано за год в области, причем даже в самых отдаленных ее уголках. Казалось бы, жить да радоваться этому изобилию.
    Но у меня при знакомстве с книжной выставкой возникали совсем другие чувства и впечатления. Главное из них можно сформулировать так: полное отсутствие региональной идеологии. Да-да, идеологии.
    Разрушив в 1991 году идеологические структуры КПСС, правители России ничего взамен не предложили. (Видимо, не до того было - собственность делили.) Сейчас, кажется, спохватились: заговорили о патриотизме, стали создавать программы, только так и не поняли, на каком "фундаменте" строить новую Россию.
    Но если бы власть имущие обратились к трудам Д.С. Лихачева, В.И. Вернадского, А.И. Солженицына, многих других выдающихся ученых, то узнали бы, что кратчайший путь к патриотизму лежит через изучение местной истории.
    А что же мы имеем на фоне внешнего благополучия? До сих пор не написана полная история Тверского края. Энциклопедический справочник "Тверская область", доработанный Г.С. Горевым и его коллегами, существует только в электронном виде. Закрылся журнал "Русская провинция", очень редко выходит журнал "Тверская старина". О Ржевской битве, даже в канун 60-летия Победы, ничего нового не написано и не издано. Последняя областная конференция краеведческого общества состоялась 6 лет назад. Ушли из жизни многие выдающиеся тверские краеведы, и замены им нет...
    Полтора года назад Д.В. Зеленин, тогда еще кандидат на пост губернатора, на одной из встреч говорил о значении местной истории, необходимости изучения ее, желании поддержать краеведов. Наверное, пришло время исполнять обещания.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru