Архив номеров


Сцена из спектакля Накануне своего третьего кругосветного плавания, в августе 2004 года, шкипер-экстремал Николай Литау посетил Тверь, город, где была изготовлена его крейсерская яхта "Апостол Андрей". И вот теперь, в марте, когда крохотное суденышко было близко к завершению своего антарктического похода, в Тверь прилетела тревожная весть: из-за поломки руля яхта вынуждена прервать путешествие. Сегодня о приключениях "Апостола" рассказывает читателям "Каравана" координатор плавания Александр ЕРШОВ.
    В 90-х годах яхтный спорт в России только начинал развиваться. А людей, способных конструировать изящные парусные суда, можно было пересчитать по пальцам. Задумав строить яхту в то время, Николай Литау обратился за помощью к своему тверскому знакомому, талантливому конструктору Валерию Конюхову. В создании судна приняли участие многие энтузиасты, талантливые люди Твери, трудившиеся на вагоностроительном заводе, заводе штампов, "Центросваре" и не только. А тверской ученый Вячеслав Воробьев, редактировавший книги о первых двух кругосветных путешествиях Николая Литау, фактически сделался летописцем яхты.
    Выйдя в сентябре 2004 года из Санкт-Петербурга, "Апостол" пересек экватор и, встретив новогодний праздник в районе Южных Сандвичевых островов, вскоре после православного Рождества вошел в антарктические воды. Моряки вынуждены были отказаться от запланированных подходов к российским станциям "Прогресс" и "Мирный" - мешал прибрежный лед, да и сильно поджимал график. Из-за встречного ветра ежедневные переходы "Апостола" были намного короче запланированных. Трудностей добавлял летний антарктический мороз - в воде, температура которой была минус два градуса, хронически промерзал низ яхты. В связи с этим неудобством капитан с ностальгией вспоминал римские обычаи, когда патриции держали специальных рабов, отогревавших им место для сидения. Помимо айсбергов, порой превышающих площадь Москвы (!), путешественники встречали на своем пути любопытных пингвинов, китов да браконьеров, которые вопреки запретам отваживались ловить рыбу в заповедных антарктических водах.


"Апостол Андрей" на пути к Антарктиде 28 февраля экипаж тверской яхты пересек знаковый 180-й меридиан - условную границу перемены дат между Западным и Восточным полушариями. Проходя здесь с востока на запад, судно "теряет" один календарный день, а двигаясь в обратном направлении, обретает лишний. Так у "Апостола Андрея" в отличие от остальных землян в календаре появилось 29 февраля, и 2005 год стал для яхты високосным.
    Довелось отважным яхтсменам побывать и в таком интересном месте, как Южный магнитный полюс Земли. Если в других местах нашей планеты стрелка компаса показывает на север, то здесь она упорно стремится нырнуть под себя, в океанские глубины, следовательно, может указать куда угодно. Попав в такую ситуацию, команда "Апостола" устанавливала свои координаты посредством электронной карты через спутник. Ну а несколько десятилетий назад мореплавателям в этих широтах приходилось уповать исключительно на звезды.
    19 февраля русские путешественники пересекли Южный полярный круг и вскоре причалили к французской антарктической станции "Дюмон д`Юрвиль". Французы поделились с нашими мореплавателями продовольствием и горючим. Причем заправлял яхту соляркой "механик-авантюрист" (так значилось в его визитке) Патрик, очень похожий на киношного д`Артаньяна. Как выяснилось за праздничным ужином, на французской станции остаются зимовать 26 полярников, среди которых две юные дамы.
    После расставания с французами парусник быстро шел с попутным ветром и самыми оптимистическими ожиданиями. Правда, подобно "Титанику", "Апостол" наскочил ночью на льдину, которую не заметил рулевой. Но яхта, качественно сработанная тверскими умельцами, выдержала и это испытание. Но 3 марта у судна неожиданно отломился руль, что сделало невозможным лавирование между айсбергами и продолжение запланированного плавания. Памятуя опыт потери руля во время первого кругосветного плавания, путешественники соорудили временный руль из двери камбуза и повернули в сторону Новой Зеландии, ближайшей земли, где можно осуществить капитальный ремонт судна. По словам тверского боцмана яхты Владимира Киреева, отремонтировавшись и перезимовав в Новой Зеландии, "Апостол Андрей" продолжит свое плавание вокруг Антарктиды.


Записал Борис ГУРОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru