Архив номеров


И.Е. Федоров В ходе Ржевской битвы подвиги совершали представители всех родов войск: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики. Однако о деятельности советской авиации в небе над Ржевско-Вяземским плацдармом написано и сказано меньше всего. Еще не заполнены многие страницы истории
    великого сражения.
    Но поисковики и краеведы продолжают свою работу, ищут и находят материалы о советских летчиках. Вспомним некоторых из них.

    30 апреля 1942 года экипаж в составе командира эскадрильи Павла Яковлевича Шинкаренко и штурмана Стрижова таранил штаб фашистской части в Ржеве. 1 августа 1942 года младший лейтенант Алексей Степанович Зубов в районе Ржева направил свой самолет на колонну солдат Вермахта, посмертно он был награжден орденом Ленина.
    8 февраля 1942 года воздушный таран совершил капитан Иван Иванович Мещеряков. Тот полет для него стал последним. Через три месяца Мещерякову было присвоено звание Героя Советского Союза.
    В истории Ржевской битвы есть события просто уникальные. В их числе - действия авиационных подразделений "штрафников". После выхода в свет телевизионного сериала "Штрафбат" очень оживленно обсуждались действия штрафных рот и батальонов, а вот о штрафных эскадрильях почти не говорилось.
    Попробуем восполнить этот пробел.
    Летом 1942 года, перед началом 1-й Ржевско-Сычевской наступательной операции, в составе 3-й воздушной армии Калининского фронта было создано подразделение летчиков-штрафников. Долго искали командира. Наконец возглавить группу воздушных "сорвиголов" согласился Иван Евграфович Федоров.
    Фронтовая судьба Федорова складывалась весьма непросто. В начале войны он служил летчиком-испытателем на Горьковском авиазаводе. Просился в действующую армию, но начальство не хотело терять опытного пилота. Тогда Иван Евграфович решился на побег. На самолете ЛаГГ-3 он совершил перелет из Горького в Клин. Там встретился с Михаилом Михайловичем Громовым, объяснил ему ситуацию. После некоторых раздумий Громов согласился оставить Федорова в 3-й воздушной армии. С завода шли бумаги с требованием вернуть "дезертира". Но Михаил Михайлович не уступил, заметив, что дезертиры с фронта бегут, а не на передовую.
    Может быть, эта "провинность" Федорова, а может, его удаль и бесшабашность и определили его решение возглавить группу летчиков-штрафников. Набрали 64 провинившихся, одели как простых красноармейцев, лишили офицерских званий. И истребители-штрафники приступили к работе. А работа у них, как и у "коллег" на земле, была самой опасной. Летали в небе над Ржевом, прикрывали бомбардировщиков, вступали в схватки с немецкими асами. Только в 1-й Ржевско-Сычевской операции группа штрафников сбила 130 самолетов противника. Правда, на их счет боевые машины врага не записывались. Воевали, как говорится, в искупление вины...
    Иван Евграфович, вспоминая дела своих отчаянных ребят, рассказывал, что идея создания штрафных эскадрилий принадлежала самому Сталину. Он был убежден, что нигде и никогда подобного не было. И ошибался.
    В то же время и в том же районе боевых действий, но уже в составе 1-й воздушной армии была создана штрафная эскадрилья бомбардировщиков. Генерал-майор авиации Л.А. Дубинин вспоминал о боевом пути 3-й гвардейской смоленской бомбардировочной авиационной дивизии: "В августе 1942 года по указанию штаба 1-й воздушной армии в дивизии была введена так называемая "штрафная эскадрилья". Замысел состоял в том, чтобы во исполнение требований июльского приказа наркома обороны пилотов, струсивших в бою, переводить в разряд "штрафников", направлять для прохождения дальнейшей службы в "штрафную эскадрилью" и воспитывать там у них смелость и отвагу. С этой целью следовало посылать их в самые тяжелые бои, на самые трудные задания, связанные с риском для жизни. Ценой своей жизни, кровью они, некогда проявившие трусость, должны теперь смыть с себя пятно позора. Сюда же, в "штрафную эскадрилью", предполагалось направлять для исправления летчиков, штурманов и стрелков-радистов, уличенных в шкурничестве, саботаже, жульничестве".
    Генерал Дубинин, правда, уже после войны, высказал мнение, что штрафные подразделения не были нужны - летчики сами разбирались с товарищами, проявившими минутную слабость, допустившими оплошность. Однако приказ есть приказ. И вновь поднимались в небо штрафники, снова первыми шли в бой с противником.
    Самое удивительное в этих историях то, что ведь не боялось советское командование перелета штрафников через линию фронта. А в горячке боя уследить за каждым было невозможно.
    И сегодня, вспоминая события шестидесятилетней давности, приходишь к мысли о необходимости воссоздания полной и правдивой истории войны.


Олег КОНДРАТЬЕВ


Бурно развивающийся технический прогресс, охвативший все передовые страны мира, оказал огромное влияние на все стороны жизни человека и общества в целом: содержание человеческой деятельности, жизненный уклад, привычки, взаимное общение и другое.
    Ко всем этим переменам в нашей жизни более всего чувствительна молодежь, стремящаяся, как и следует, идти в ногу с жизнью. Но в этом прогрессивном поступательном развитии общества есть одна отрицательная черта. Радио, телевидение, компьютеры, аудио- и видеотехника, различные конкурсы и викторины отнимают у молодых людей все свободное время. Современная молодежь стала мало читать художественную и историко-документальную литературу, ограничиваясь, как правило, детективами. Без знания отечественной истории, в том числе и истории родного края, героических подвигов своих пращуров, человек превращается, по образному выражению народа, в человека без рода и племени и не может быть настоящим патриотом своего Отечества.
    В воспитании патриотических чувств и любви к своей Родине на исторических примерах прошлого важная роль принадлежит писателям-краеведам.
    В этом отношении вышедшая недавно в свет книга автора Бориса Ершова "Тверские ратоборцы" является весьма поучительной и полезной.
    В своей книге автор представил довольно широкую плеяду исторических персонажей нашего тверского края, прославивших наш родной край, начиная от Древней Руси и вплоть до наших дней.
    Период Древней Руси в книге представлен кратким описанием жизни и борьбы ратоборцев князей Михаила Ярославича, Михаила Александровича, князя Холмского, Ивана Болотникова.
    Не забыты и подвиги героев Бородинского сражения. Из плеяды героев гражданской войны автор с большой теплотой описывает жизнь и военную деятельность А.И. Тодорского, В.И. Шорина.
    Из числа наших тверских земляков-ратоборцев, отличившихся в Великую Отечественную войну, автор описывает боевые подвиги Михаила Громова, Евгения Дроздовского, Дмитрия Винокурова.
    В своей книге автор справедливо отметил и некоторых наших земляков из когорты генералов и офицеров, трудившихся на научном поприще в послевоенный период и внесших весомый вклад в укрепление обороноспособности нашей страны и повышение боевой мощи наших Вооруженных Сил. Это генералы С.Ф. Ниловский, Н.Н. Федотенков, академик Е.В. Золотов и др.
    Книга "Тверские ратоборцы" учит читателя помнить историю нашего тверского края и чтить его выдающихся представителей, любить свою Родину, а если потребуется, то и защищать ее от внешних врагов, честно жить и трудиться.
    Приводимые в книге очерки о тверских ратоборцах отличаются лаконичностью и богато иллюстрированы. Книга снабжена списком литературы и именным указателем, что облегчает читателю поиск необходимой информации по затронутой теме.
    Поздравляем автора книги "Тверские ратоборцы" Бориса Александровича Ершова с выходом книги в свет, желаем ему дальнейших творческих успехов и говорим наше душевное спасибо.
    Выражаем надежду, что книга с интересом будет прочитана всеми, кто увлекается литературой по истории и военной тематике.


Всеволод КУЗНЕЦОВ, ветеран ВОВ, полковник в отставке

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru