Архив номеров


Гвардии полковник в отставке, ветеран ВОВ Иван Иванович Стаднюк в день своего 90-летия В трудные 1941-1942 годы приходилось воевать с применением такой техники, о которой учебники помалкивают. В Военно-Воздушных Силах использовались, например, планеры. И очень успешно!
    Родился Иван Иванович Стаднюк в декабре 1914 года на Украине, под Винницей, в сельской семье.
    На 30-40-е годы прошлого столетия пришелся период бурного развития авиации в СССР, Ивана тоже увлекло небо. После окончания финансового техникума он поступил в Краснодарское авиационное училище летнабов (летчиков-наблюдателей), где прошел курс штурманской подготовки. После училища - боевой авиационный полк на Кубани, вооруженный бомбардировщиками ТБ-3 конструкции нашего земляка Андрея Туполева. Ивану Стаднюку удалось полетать всего три месяца, когда вдруг пришел приказ: "Убыть в город Ростов, в политучилище!" Перед войной с целью укрепления Военно-Воздушных Сил было решено ввести в каждом авиаполку должность комиссара, обязательно летающего пилотом или штурманом.
    Иван на "отлично" окончил училище и был назначен комиссаром в 322-й авиаполк Ростовской дивизии, в котором в строю были всего два самолета ТБ-3. Поэтому летали мало. И это - накануне войны!
    Начало войны Иван Стаднюк встретил под Ростовом, в 322-м авиаполку. Самолетов было немного, из авиаучилищ и авиашкол набрали почти два десятка учебных бипланов У-2 и P-S. На них техники приспособили бомбодержатели для четырех семикилограммовых бомб. Еще пару-тройку бомб штурманы брали себе на колени во вторую кабину. В декабре 1941 года и в феврале 1942 года полк летал ночью на бомбежку вражеских войск на реке Миус, где шли ожесточенные бои (каждую ночь по 5-6 вылетов). За эти бои получена первая боевая награда - орден Красной Звезды. В апреле 1942 года пришел вызов из политуправления 57-й армии. При перелете Иван Стаднюк чудом остался жив: фашистские истребители атаковали взлетающие наши самолеты на аэродроме "Барвенко". Опять учеба в авиаучилище, потом - боевой полк и уж совсем неожиданный приказ: убыть в город Москва, в Политическую академию им. В.И. Ленина. Но Иван Стаднюк, боевой авиатор, подал рапорт о направлении на боевую службу. Его уважили и направили комиссаром в г. Киржач, в 1-й планерный авиаполк. Там в секретной обстановке готовились десантники, а также пилоты грузовых планеров А-7 и Г-11 для выполнения специальных заданий командования ВДВ. Всего в Подмосковье, на аэродромах "Медвежьи Озера" и "Киржач", в сентябре 1942 года были сформированы два планерных авиаполка, имевших на вооружении по 12 буксировщиков и 30 планеров.


Самолет буксировщик СБ-2М103 и десантно-грузовой планер F11 Боевые планеристы в 1942 году начали полеты в тыл врага на расстояние до 500-800 км, к партизанам. Доставляли все необходимое для боевых действий.
    Иван Стаднюк в ноябре 1942 года принял непосредственное участие в уникальной в истории авиации операции "АНТИФРИЗ". Он вспоминает: "10 ноября 1942 года полки были подняты по тревоге. Приказ: приготовиться к полету на 1200 км с грузом в 1000 кг на каждом планере. Первый вылет 12 ноября. Операция секретная".
    В период с 12 по 16 ноября 1942 года боевые планеристы по ночам доставили в район Сталинграда почти 60 тонн антифриза, необходимого нашим танкам, самоходкам, авиации. Там рано ударили морозы, и антифриз был крайне необходим. Полеты в Сталинград оказались крайне опасными: сложная метеобстановка (снег, ветер, морозы), взлет и посадки ночью, полет на буксире всего в 100 м на малой высоте (50-60 метров).
    Иван Стаднюк совершил два полета в качестве штурмана-буксировщика. На штурманах - огромная ответственность: ночью без средств радионавигации надо было точно выходить в район г. Саратова (аэродром "Энгельс") и затем - к Сталинграду.


Схема операции "АНТИФРИЗ" 12-16 ноября 1943 года Позже Иван Иванович воевал в течение 1943-1944 годов на Калининском фронте, в составе 3-й воздушной армии, которой командовал наш земляк генерал Михаил Громов. В 1943 году Иван Стаднюк освоил новый бомбардировщик ИЛ-4 и воевал в составе ВВС 2-го Прибалтийского фронта, в Латвии, Литве, Польше.
    После окончания войны Ивана Стаднюка направили служить на Сахалин начальником штаба полка. Потом учеба на высших курсах в Липецке и перевод на аэродром "Мигалово", где Иван Стаднюк летал на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28 и позже - на ТУ-16. Общий налет у Ивана Стаднюка - 2397 часов (почти 100 суток в воздухе!). Семь лет полк был в числе лучших в Московском округе.
    Воину-фронтовику в декабре 2004 года исполнилось 90 лет! Он бодр, приветлив, энергичен. Ведет большую работу с молодежью по патриотическому воспитанию.


Игорь КРАСЯКОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru