Архив номеров


Сегодня на страницах "Каравана" - разговор с уникальным собеседником. Впервые в тверской прессе появляется интервью с главой Русской православной старообрядческой церкви. В прошлом году на большом Соборе (где у старообрядцев участвуют не только церковные иерархи, но и миряне) главой всех старообрядцев был избран митрополит Андриан. В Тверской области, где существуют большие старообрядческие общины в Ржеве и ряде других городов, тоже произошли значительные перемены. Но обо всем по порядку.
    
    - Владыка, в последнее время в отечественных СМИ появляется все больше информации о староверии и Русской православной старообрядческой церкви. Как вы полагаете, почему доселе закрытое для внешнего мира старообрядчество стало интересовать общество?
    
- Думается, что интерес к старообрядчеству обусловлен развитием исторического и религиозного самосознания нашего народа. В последние годы свет увидело много серьезных монографий, книг, брошюр и газетных публикаций, посвященных разным страницам отечественной истории. Их авторы все чаще отказываются от устаревших научных клише, пытаются отобразить подлинную, непредвзятую картину истории нашего государства и церкви. Осознанию исторической правды способствует публикация памятников церковной истории. Если в XIX веке читатели могли приобрести лишь выхолощенные цензурой цитатники святых и исправленные жития, то теперь мы можем найти на прилавках книжных магазинов подлинные творения отцов церкви, произведения древнеславянской литературы. Большой популярностью пользуется литература, посвященная древнерусскому и древнехристианскому искусству. Распространенные сегодня фотоальбомы древних канонических икон заставляют задуматься читателя о подлинном облике православной иконописи, смысле и назначении христианского искусства. Наконец, растет религиозный уровень россиян. Рассуждая о вере, многие все больше стремятся понять, что же такое православие в его коренном, исконном смысле.
    - Сегодня много говорят о социально ответственном бизнесе. Каким, по-вашему, должно быть современное предпринимательство?
    
- Не надо забывать о том, что единственным творцом всего сущего является Бог. Человек только распоряжается дарами, находящимися в собственности творца мироздания. Увы, в большинстве случаев современные бизнесмены не рассматривают себя приказчиками у Бога. Некоторые из них полагают себя полноправными властителями всего движимого и недвижимого, видимого и невидимого. Из этого проистекают многие беды наших дней. Недра страны опустошаются, леса сводятся, воды загрязняются, а заповедники уродуются новорусскими застройками. Совершенно иной опыт являет собой дореволюционное старообрядческое предпринимательство. Историки прошлого и настоящего часто недоумевают - каким образом люди, не имеющие ни религиозных, ни политических прав, не получающие никаких преференций и льгот со стороны государства, создали промышленную и экономическую основу России XIX-начала XX веков? По оценке некоторых исследователей, до 60% промышленных капиталов и производственных мощностей царской России принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды.
    Думается, этому есть несколько причин. Так, например, особое значение в деятельности старообрядческих предпринимателей играла сфера их деловой активности. Купцы-староверы никогда бы не стали зарабатывать деньги путем финансовых махинаций, отмыванием преступных доходов, спекуляцией, греховными и сомнительными делами. За всю историю старообрядчества зарегистрирован лишь один случай, когда купец-старообрядец завел питейное заведение. В то время не было выскочек, нуворишей, людей, получивших богатство случайно. В подавляющем большинстве случаев старообрядцы занимались тем, чего так не хватает современной России, а именно: промышленным производством. Так, род купцов Кузнецовых создал едва ли не крупнейшее в мире фаянсовое и фарфоровое производство. Морозовы основали отечественную легкую промышленность. Купцы Рябушинские имели текстильные, суконные фабрики, машиностроительные заводы. Нижегородский предприниматель Д.С. Сироткин получил патент и открыл производство нефтеналивных танкеров. Старообрядцами были созданы знаменитые волжские пароходства, подмосковная промышленная зона: знаменитая Трехгорка, мощнейшие центры индустрии в Тверской губернии, Иваново-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах Московской губернии. По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы, можно написать историю российского промышленного и торгового предпринимательства.
    Огромную роль играла честность в торговых и промышленных отношениях. Знаменитое выражение "слово купца" отражало высочайшую личную ответственность за договор, составленный в устной форме.
    - Что вы думаете об историческом опыте взаимоотношений церкви и государства?
    
- В истории взаимоотношений христианской церкви и государства мы находим множество совершенно разных эпох. Это и три столетия гонений на христиан, устроенных языческими императорами, и эпоха официального признания христианства. Объективно взглянув на историю христианства, мы не можем назвать периодов, когда активное сотрудничество церковных и мирских властей приводило к однозначно позитивным результатам. История беспристрастно свидетельствует, что в такие периоды христианами нередко становились из карьерных соображений, расцветали взяточничество и святокупство, пастыри включались в придворные интриги, а монашествующие обзаводились состояниями.
    Еще более рельефно опасность чрезмерного сближения церкви и государства проявилась в средние века. В Европе и католики, и протестанты активно пользовались государственным инструментарием для уничтожения своих религиозных противников - организации крестовых походов, религиозные чистки типа Варфломеевской ночи. Похожая ситуация сложилась во время раскола русской церкви в XVII веке. Так, по настоянию патриарха Иоакима и других архиереев правительство царевны Софьи утвердило особый кодекс о преследовании христиан, верных отеческим преданиям. Несколько миллионов человек было сослано, заключено в тюрьмы, лишено звания и имущества.
    Убеждены, что оптимальным вариантом отношений государства и церкви может стать ее существование в условиях свободы вероисповедания, сбалансированного и справедливого законодательства, а также равноудаленности всех конфессий от государственной власти. Это поможет избежать межконфессиональных конфликтов и создать почву для ровных отношений между разными религиозными объединениями. Для нас, христиан, важно и то, что, чрезмерно сближаясь с государством, церковь вынуждена приглушать голос своей совести, становиться равнодушной к проблемам народа, закрывать глаза на греховные дела политических деятелей, а иногда и оправдывать их злодеяния.
    - На минувшем соборе Русской православной старообрядческой церкви прошли выборы новых кандидатов в епископы, а также замещены вакансии вдовствующих епархий, включая кафедру Петербургско-Тверской старообрядческой епархии. Совместимы ли выборы и церковь?
    
- В том, что на Освященном Соборе прошли выборы епископов, ничего удивительного нет. Соборы Русской православной старообрядческой церкви, состоящие не только из епископов, но и из священников, иноков и мирян, имеют прямое право избирать архипастырей. И в этом наша церковь остается верной древней христианской традиции. Так, народом были избраны величайшие святители древности - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и многие, многие другие. Относительно Петербургско-Тверской епархии (в эту епархию Русской православной старообрядческой церкви входит Петербург и Ленинградская область, Тверская и Новгородская области. - Прим. авт.) следует отметить, что согласно решению Собора, ее теперь возглавит епископ Амвросий, недавно присоединившийся к нам от Греческой старостильной церкви. По национальности он немец, однако это нисколько не мешает ему осваивать древнерусское богослужение и славянский язык. Владыка обладает высокими духовными качествами, глубокими знаниями христианского учения, истории церкви, правил и канонов. Надеюсь, что церковная жизнь в этой епархии теперь активизируется.
    Сам я недавно покинул Казанско-Вятскую кафедру и теперь особенно остро осознаю, как важны архиерейское окормление, координация общецерковных мероприятий и контроль над состоянием дел на местах. Поэтому одну из главных задач настоящего момента вижу в обеспечении вдовствующих епархий достойными архиереями.


Подготовил Глеб ЧИСТЯКОВ


Весьма популярен сегодня анекдот, как нельзя лучше характеризующий отношение многих врачей к затурканному реформами и различными медицинскими нововведениями пациенту: "Здравствуйте, бесплатный доктор". - "Здравствуйте, безнадежный больной". Как иллюстрацию к этому черному юмору приведу реальную историю, которая произошла совсем недавно.
    Одна мама привела своего шестилетнего ребенка к стоматологу уже тогда, когда потребовалось срочное вмешательство, зуб сильно болел, ребенок испытывал дискомфорт и, естественно, был весь этой болью издерган. Поскольку рабочий день близился к концу, врач, которой не удалось сразу же убедить ребенка открыть рот, начала раздражаться. Мальчик плакал и упрямился, врач раздражалась все больше и больше и, в конце концов, высказалась в том духе, что, мол, ее рабочий день закончился, ей надо срочно уходить: "Приходите, мамаша, в другой раз, когда успокоите своего ребенка".
    "Мамаша" не стала ждать другого раза, так как ребенок продолжал жаловаться на боль, и здесь же, в больнице, натолкнувшись на рекламу частной детской стоматологической клиники, схватила сына в охапку и рванула по указанному адресу. Каково же было ее изумление, когда после ласкового "облизывания" в регистратуре, гостеприимно распахнулась дверь в свежеотремонтированный кабинет, заваленный игрушками, и на пороге, улыбаясь до ушей, в кипенно-белом халате возникла тетка из стоматологической поликлиники, которая выгнала их чуть ли не под зад коленом пол- часа назад. Мама поперхнулась...
    Стоит ли говорить, что к этому врачу она все равно не пошла. Даже за деньги...
    Очень удивляет меня отношение некоторых врачей к пациенту. Представьте: приходит человек в больницу, сидит в приемном покое, оформляет бумаги, волнуется - через час у него операция. Тут широко распахиваются двери, и в комнату буквально со свистом влетает каталка с трупом, за ней маячат два жизнерадостных медбрата с воплем: "Маша, дай ключи!" Медсестра начинает выразительно вращать глазами и крутить пальцем у виска, да ладно - машут рукой медбратья, мы по-быстрому. Пациенты вжимаются в стулья, кто-то шепчет: "Это что, рекламная акция?"
    Все вышеописанное может показаться кому-то забавным в том случае, если не касается вас и ваших близких. На самом деле ситуация трагична.
    Я не буду говорить банальщину о клятве Гиппократа. Конечно, каждый труд должен достойно оплачиваться, но те врачи, у которых в глазах вместо нормального человеческого участия и сопереживания бешено щелкают счетчики, отсчитывая баксы, просто не имеют права называться врачами.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru