Архив номеров


К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

(Окончание. Начало в "Караване" №49 от 24 ноября 2004 г.)


ПОМЕСТНЫЙ СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

К лету 1917 года Россия была пронизана духом всеобщего разложения, гражданского недовольства и губительной вседозволенности. Царь малодушно отрекся от престола. Князья церкви не спасли православную монархию ни мудрым поучением, ни молитвой. Сановно-бюрократическая верхушка России - в барской лени, корысти и интригах. Партии цинично и кроваво борются за власть. Разночинная интеллигенция с воодушевлением творит идеи и проекты коренного переустройства мира. Радикальные иноверцы ищут свое призвание в революции. Солдаты бегут с фронтов. Рабочие не работают, а митингуют. Крестьяне жгут и растаскивают помещичье добро. Временное правительство сидит в Зимнем дворце, как на вокзале, в ожидании прощального звонка Истории.
    Члены Святейшего Синода и православные ученые осознали: в этих условиях единственное некровавое средство спасения страны и единения соотечественников - древний русский Собор. Двенадцатилетняя дискуссия закончилась, было принято решение немедленно созывать Поместный Собор Православной Российской Церкви.
    Церковь как дух и тело Христово, владеющая идеями вселенства, религиозного и национального единства, как иерархия управления и сетевая территориальная структура в приходах оставалась самой мощной силой в поруганном войной и смутой Отечестве.
    Митрополит Московский и Коломенский Тихон принимает участие в подготовке Собора и открывает его в качестве председателя в день Успения Божией матери - 15 (28) августа 1917 года в Кремле, в древнем Успенском соборе, и на следующий день - в храме Христа Спасителя.
    Благодаря Собору Москва на несколько месяцев превратилась в духовную столицу России. Крестные ходы затопили светом весь город: просветленные лица прихожан и блеск хоругвей, звучит перезвон тысяч колоколов, идут молебны. Это был самый представительный и долгожданный (из-за противодействия императорской власти он не собирался два столетия) русский православный собор. Революция разбудила инициативу: у злых - разрушительную, у добрых - созидательную. Появилась надежда, что именно Собор отмолит Россию и сможет восстановить разрушенную целостность.
    В Соборе приняли участие 576 избранников: 277 священнослужителей и 299 мирян - представители всех сословий и мест. Его заседания проходили в новом Епархиальном доме в Лиховом переулке, а жили делегаты рядом - в здании Московской духовной семинарии.
    Собор был призван решить главные вопросы потрясенной жизни России. Однако соборяне, съехавшиеся со всей страны, не знали, что эти вопросы, кроме единственного - восстановления патриаршества, будут в октябре кардинально решены другими - неверующими, и не в Москве, а в Петрограде.
    Весь сентябрь соборяне заинтересованно и мудро толковали, рядили и спорили, потому что действовало великое соборное правило: выслушать всех желающих и не заканчивать Собор, пока каждый соборянин не придет к единодушию и общему решению. Пришли - патриаршеству быть! (В Петрограде свершился октябрьский переворот.) Предложили 28 кандидатов в патриархи. (Докатилось до Москвы: за стенами Собора идут бои красногвардейцев с юнкерами.) 31 октября общим голосованием отобрали самых достойных: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Беллавина).
    Окончательный выбор решили передать в руки Божественного провидения через жребий. (Большевики делают свое дело: бьют из пушек по Кремлю.) Наконец 5 (18) ноября 1917 года в переполненном храме Христа Спасителя известный провидец - слепой старец Зосимовской пустыни Алексий - после молитвы перед чудотворной иконой Владимирской Богоматери вытащил из ковчега имя Тихон.
    Народ ликовал. Россия обрела духовного вождя, вокруг которого, надеялись, соберется и укрепится Отечество. На пустовавший 200 лет патриарший престол взошел достойнейший представитель и избранник русского народа, полный любви к людям, человек необычайной простоты, доброжелательный и беспорочный архипастырь ста миллионов православных россиян Тихон.
    Но Россия в один и тот же год и месяц сумела возвести на престол правления - государственного и церковного - сразу двух национальных героев. Россия революционная признала своим лидером выскочившего из подполья уроженца Симбирска. Россия православная избрала уроженца Торопца, более 20 лет стоящего в алтаре храмов. Духовным вождем крещеной нации и Русской Православной Церкви стал Василий Беллавин (в монашестве - смиренный ТИХОН). Государственным правителем стал вождь мирового пролетариата, интернационалист и богоборец Владимир Ульянов (в политике - неистовый ЛЕНИН). В представлении верующих они были антиподы: святой при жизни Божий избранник и адепт антихриста на земле.


ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ РЕВОЛЮЦИЙ

Кончилась жизнь, наступило житие мученика и спасителя. Тихон обладал даром предвидения, близко общался с Богом, предсказывал судьбы. В дни избрания предрек: "Ваша весть для меня является свитком, на котором написано: "Плач, и стон, и горе..." Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во все дни. Патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни среди огня и смертоносной пальбы. Кто же я, Господи, что ты так возвел и отличил меня?"
    Он отстоит Русскую Православную Церковь от полного уничтожения богоборческой властью и от "превращения Руси святой в Русь поганую" церковными обновленцами - "комиссарами в рясах", которые попытаются лишить его патриаршего сана.
    В своих посланиях он бесстрашно обличал преступления большевистской власти: выступал против расстрелов священников, надругательств над живыми заложниками и мощами святых; боролся с принудительным изъятием церковных ценностей. А затем признал эту власть.
    Во время ужасного голода 1921-1922 годов он первым обратился с воззванием "К народам мира и православному человеку", призывая помочь умирающей России, и своим авторитетом обеспечил иностранные продовольственные поставки.
    Он пережил два ареста и три покушения: раз высшая сила отвела нож, другой - грудь его келейника Якова Полозова заслонила от пули убийц. Тихон тихо скончался 25 марта (7 апреля) 1925 года в частной больнице тверских Бакуниных на Остоженке, куда его поместили земляки для охраны и лечения. Преследуемого советской властью Святейшего патриарха Тихона не хотели брать другие медицинские заведения. Т.А. Бакунина-Осоргина писала о том, что вскоре после его смерти их лечебница без всякого предупреждения была национализирована.


СВИДЕТЕЛЬСТВА И ОЦЕНКИ ДЕЯНИЙ И ЛИЧНОСТИ ТИХОНА

Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн, слово в Рижском кафедральном соборе в день погребения Патриарха Тихона (30 марта/12 апреля 1925 г.): "Едва ли на всем протяжении истории Русской Православной Церкви было имя, в такой мере приковывающее внимание всего христианского мира, как имя безвременно погибшего Патриарха Тихона. На протяжении семи с половиной лет патриаршествования это имя было самым дорогим именем не только для русского народа - весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха Тихона, восхищался им, благословлял его, молился за него".
    Профессор Д.В.Поспеловский, анализируя 4-е Послание Патриарха Тихона (1920 г.), после его отказа дать благословение деятелям и генералам Белого движения: "Очевидно, он духовно, пророчески узрел неизбежность большевизма как итог исторических грехов церкви и видел спасение от него только во всеобщем возвращении к Богу, в покаянии, а не в кровавой бойне".
    Председатель Совнаркома В.И. Ленин в секретном письме членам Политбюро (19 марта 1922 г.): "Нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, ...черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение... Именно теперь..., когда в голодных местностях едят людей, а на дорогах валяются... тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией... Мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)...
    Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".
    Епископ Афанасий (Сахаров): "Один юноша посмотрел на фотографию Святейшего и сказал мне: "Кажется, грусть всего мира смотрит в этих глазах".
    Красноармеец - тюремщик Тихона, помещенного под арест (Москва, Донской монастырь, 6(19) мая 1922 г.): "Всем был хорош старик, только вот молится долго по ночам - не задремлешь с ним".
    Письмо очевидца: "Был на похоронах Патриарха. Народу много больше, чем на похоронах Ленина".
    Вопрос чекиста на допросе: "Как вы понимаете патриарха Тихона?" Ответ протоиерея Валентина Свенцицкого: "Я реально ощутил его святость!"


ОТМЕТИМ ДЕЛОМ ЗАСЛУГИ ТИХОНА ПЕРЕД РОССИЕЙ - СОХРАНИМ ЕЕ!

Библейской значимости гражданский и духовный подвиг Патриарха Тихона - часть героической истории мира. Величие и обаяние его личности, патриотическая и пророческая ценность плохо изученного в годы советской власти наследия - все это заставляет вновь обратиться к образу нашего земляка, но уже с позиций современности. Грядущий юбилей дает повод направить общественное внимание на тихоновскую мудрость в решении тех же общественно-государственных проблем, которые коварно возвратились из XX века России в ее XXI век.
    Достаточно указать на войну в Чечне, отравившую горем и ненавистью нашу жизнь, на углубляющуюся пропасть между Россией богатых и Россией бедных, ноябрьскую трагедию братской Украины, вызванную расколом общества и экономическим кризисом после непризнания результатов президентских выборов и т.д.
    Можно представить, как скорбит душа небесного заступника России в обозрении бед и окаменевших проблем своего народа? Что хочет Тихон в великом Соборе Святых, просиявших в Земле Русской, подсказать нам?..
    Тверские, псковские, новгородские люди Валдая - Страны Истоков, где хранится исконное единство земли, этносов, времен и духа, по-особому ощущают свое северное русское братство. Поэтому для нас он в первую очередь - земляк, брат по крови, современник и архипастырь в вере. Земляческие чувства сильны в душе Тихона. Он много помогал людям, направлял и поддерживал их. В 1909 году в Ярославле он протянул архиерейскую руку для поцелуя и помощи одному торопчанину, дальнему родственнику - студенту юридического института, который жил в бедности вдали от дома с женой и грудной дочерью. Не знаю, каков был характер их общения, но через год мой дед Александр Фролович - а это был он - вернулся в Торопец и стал не юристом, а сельским священником. Известие о смерти Патриарха принесло в народ и в наш род плач, стон и горе. Его сестра произнесла: "Загубили Васю!" Я прикасаюсь к жизни Тихона через руку деда, ведущего меня купаться в Торопе, с ощущением благоговения и реальности контакта: между нами всего два поколения.
    "Тихоноведение" как историческая дисциплина, научное, художественное, сакральное постижение жизни и деятельности Великого Господина мира и Святого Земли Русской только начинает складываться. Хотя в церковных и академических библиотеках, гражданских архивах и спецхранах ГПУ-ФСБ накоплено достаточно книг, рукописей воспоминаний, документов, следственных дел, чтобы начать полномасштабные исследования.
    В начале года президиум Тверского отделения Петровской академии наук и искусств принял решение о разработке новой программы - "Патриарх ТИХОН: духовное окормление современников и пророческие заветы потомкам".
    Два месяца назад в Твери прошло первое учредительное собрание Общественного комитета имяславия Патриарха Тихона, в который вошли ученые, церковные и общественные деятели, представители государственной и муниципальной власти, краеведы, журналисты из Твери, Торопца, Москвы и Санкт-Петербурга.
    Комитет начал осуществлять план подготовки юбилея Патриарха Тихона, где предусмотрены научно-практическая конференция с названием, аналогичным программному, - Тихоновский фестиваль "Благовест для России" как ее культурная программа меры поддержки открытию музея Патриарха Тихона в Торопце.
    Мы через газету "Караван" приглашаем всех заинтересованных и заинтересовавшихся лиц и организаций к работе по изучению и имяславию Тихона. Будем рады вашим предложениям и реальной помощи.


Владимир ОСИПОВ,
    председатель Тверского отделения Петровской академии наук и искусств

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru