Архив номеров


Рубеж 2005 года. Сто лет со дня начала первой русской революции. В воздухе опять витает, как и сто лет назад, дух грозящей национальной катастрофы. По иронии исторических процессов, именно в 2005 году в результате принятых Думой законов уйдут в небытие остатки социальных завоеваний трудящихся, чудом сохранившихся в лихолетье конца 90-х годов XX века. Что будет? Мы опять движемся по заколдованному кругу взаимного уничтожения, войн и революций, приводящих к немыслимым страданиям, братоубийству и разрушениям? Или будет все иначе? Что ждет жителей Тверской области, пожалуй, первыми в России столкнувшихся с новой реальностью, когда закрываются школы, больницы, спортивные сооружения, детские кухни и библиотеки, когда крошечному сословию новых хозяев достается все, а многочисленный трудолюбивый, бесконечно терпеливый простой народ вычеркивается из списков людей социальных и обрекается сам и его потомки на прозябание, на то, чтобы быть второсортным. Без всякой надежды вырваться, выйти в первое сословие. Об этом размышляет главный редактор "Каравана" Геннадий КЛИМОВ, имеющий репутацию человека, чьи прогнозы часто сбываются.


О РОЛИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В БУДУЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Мы занимаемся регионоведением на примере Тверской области не случайно. Я жил в разных областях и могу сравнивать. Действительно, изучая процессы, происходящие в Тверской области, можно делать прогнозы развития ситуации в России, как впрочем, и на Украине, Белоруссии. Кстати, сегодняшние процессы на Украине и в Тверской области при всей своей внешней непохожести имеют общую природу.
    Этот феномен Тверского региона - отражать, как в капле воды, общерусские тенденции - объясняется тем, что в геополитическом и социокультурном плане эта земля "пограничья". Запад области - это уже русская Европа, восток - это край русской "Азиопы". Псковские, новгородские, архангельские земли, и в том числе тверские, - это со средневековья земли, находящиеся внутри общеевропейских культурных и хозяйственных процессов. Земли восточнее Твери - это уже не Европа, а Московия, народы которой причудливо объединили в себе нравы Орды, Византии и Европы. При этом в Московии периодически возникают времена варварства, "безвременья", когда общество продуцирует ситуацию самоуничтожения, когда вдруг из западной и восточной культуры начинает браться все самое худшее и делаться нормой жизни.
    Поэтому Тверской регион - это своеобразная политическая лаборатория, которая оказывает огромное влияние на всю российскую историю, причем это влияние несоизмеримо большее, чем хозяйственный и политический вес региона. Вот такой парадокс. Недаром Тверь называют "землей истока".
    Сегодня в Тверском регионе наблюдаются интереснейшие, с научной точки зрения, процессы. Год назад к власти в Тверской области пришел Дмитрий Зеленин, казалось бы, прогрессивный человек западного типа. Новая команда губернатора рьяно взялась проводить, казалось бы, либеральные реформы. Но вдруг встретила жесточайшее сопротивление тверского общества. Уже через год открыто или тайно в оппозиции к новой власти были почти все муниципалитеты, в своей значительной массе члены партии "Единая Россия", ответственные СМИ. Появилась оппозиционная группа "Тверские питерцы", состоящая в основном из очень влиятельных представителей силовых структур, церковных деятелей и бизнесменов, появились новые оппозиционные профсоюзы, например, "Солидарность". Критически стали относиться к деятельности Дмитрия Зеленина даже работники его же администрации. Губернатор остался один с малой кучкой зависимых от него менеджеров, привезенных им из Москвы, среди враждебного непонятного и презирающего его мира. Почему так вышло? Ведь еще в начале года было столько энтузиазма и надежд как среди новых руководителей региона, так и среди просвещенного тверского люда, что казалось, теперь все получится. Вероятно, пришло время сделать анализ ситуации в Тверском регионе не столько в публицистическом, сколько в научном плане. Понятно, что это чтение не для всех, но те, кто осилит эту статью до конца, многое поймут о сегодняшней жизни.


"ТВЕРСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ"

В ПРОШЛЫЕ времена понятие "либерал" применялось к человеку, отстаивающему многочисленные свободы: свободу слова, собраний, передвижения, собственности. В связи с этим приверженцы либеральной идеи в России были теми самыми людьми, которые своей деятельностью подготовили крестьянскую реформу 1861 года и последующие за ней судебную, военную и другие реформы. Определенную роль в формировании тверского либерализма сыграли декабристы, которые после отбытия срока наказания поселились в Тверской губернии. Здесь жили и работали такие видные деятели декабристского движения, как Матвей Муравьев-Апостол и Иван Якушкин. Друг Пушкина декабрист Иван Пущин сохранил архив, где находились основные документы, выработанные его товарищами. Затем на тверской земле появились основные участники кружка Петрашевского, в том числе и Федор Михайлович Достоевский. Впоследствии на либеральную тверскую почву попал и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Это только те фамилии, которые известны любому школьнику. Центральной фигурой тверского либерального движения все же считается Алексей Унковский. Этот довольно молодой человек без особого состояния за два-три года путем отстаивания либеральных идей стал личностью общероссийского масштаба. Его деятельность на этом поприще получила признание не только выдающихся людей середины XIX века, но и большого числа простых обывателей. Поэт Некрасов посвятил Унковскому часть своей поэмы "Кому на Руси жить хорошо?". Конечно же, Унковский был не одинок, его окружали такие крупные личности того времени, как Головачев, Европеус и другие.
    Естественным продолжением деятельности тверских либералов после реформы стало земское движение. Этот период связан с именами таких видных деятелей, как Федор Родичев и Иван Петрункевич. Именно тверские земцы впервые в России основали первые земские артели по производству различной продукции. Тверские земства первыми начали выдавать ссуды крестьянам на покупку земли. Первые аптечные склады, статистический учет, первый съезд земских врачей - все это и многое другое впервые в России было реализовано на тверской земле.
    Расцвет тверского земского самоуправления приходится на 70-80-е годы, вплоть до того момента, когда в 1890 году в нашей губернии не появляется новый губернатор Павел Охлестышев, который начал откровенно давить на "либеральную партию". Тверских либералов в 90-е годы начали пытаться вывести из земских структур, дискредитировали их деятельность. А последними попытками поставить земства под полный контроль власти стали ограничения публичности и гласности их работы. Но та же публичность и гласность помогли земству выжить. Многие деятели тверского земства стали инициаторами появления либеральных политических партий в России. Речь идет о создании партии конституционных демократов (кадетов) и партии "Союз 17 октября" (октябристов).
    Правда, нынешних либералов начала XXI века, как точно подметил в Твери известный ученый Алексей Кара-Мурза, можно разделить на три категории. Первые - это явные проходимцы, которые ведут себя на родине, как колонизаторы. Они мимикрируют под правых и явно дискредитируют эту идею. Вторые - абстрактные просветители, которые любят куда-то звать общество, но, по сути, боятся простого народа. И только третьи - "европеисты-строители" могут считать себя наследниками тверской либеральной практики. Русскими европейцами, работавшими с опорой на почвенничество, были и тверские либералы, а затем и земцы. Эта идея уже 300 лет присуща жителям таких старинных русских городов, как Тверь, Новгород, Псков. Москвичи в этом процессе участвовали в меньшей степени. Поэтому западные земли России исконно были европеизированными с учетом своей самобытности.
    Тверские, или русские, европейцы всегда подвергались давлению со стороны носителей так называемой культуры Московии или "Азиопы". Такое разделение было даже во времена секретарей обкомов КПСС. Так, первого секретаря обкома Николая Корыткова можно с полным правом было отнести к когорте русских европейцев, а Павла Леонова - к азиопам.
    Последнее десятилетие тверской либерализм как идеология русского европейства приобрел новый импульс развития, правда, в несколько иной форме. Эти процессы в основном определялись возвращением из исторического небытия имени святого благоверного князя Михаила Тверского. Ученые, политологи, журналисты, общественные деятели стали широко развивать идеи "нравственности власти". Эти новые идеи стали проникать в сознание масс, носителями их стала значительная часть тверской элиты, в той или иной степени даже представители власти. Происходило все это медленно и почти незаметно, но такие процессы и не протекают быстро.
    Все это происходило на фоне общероссийских политических процессов, основным мотивом которых был с новой силой вспыхнувший после развала СССР спор между западниками и почвенниками. При этом в Твери этот спор был разрешен, и общественная мысль двигалась дальше.


ВЕЧНЫЙ СПОР МЕЖДУ ЗАПАДНИКАМИ И ПОЧВЕННИКАМИ

Этот раздел статьи в основном базируется на взглядах известнейшего ученого, профессора Московского государственного университета Алексея Кара-Мурзы, которого я считаю обладателем одного из самых ясных умов современной России.
    Лев Гумилев констатировал в истории России проявления "дурного синтеза" России с Западом: "Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за "своих" друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения".
    Было подмечено и еще одно опасное следствие "дурного синтеза" Востока и Запада в России: создание своего рода "машины самоварваризации" русской культуры, характеризующейся обоюдным вырождением направлений общественной мысли, олицетворяющих Запад и Восток в самой России.
    Как показывает историко-философский анализ, общим глубинным объектом критики и славянофилов, и западников первого поколения (Герцен: "головы смотрят в разные стороны, сердце бьется одно") является как раз "дурной синтез Востока и Запада" в России ("Азиопа"). Подобный "дурной синтез" Руси и Запада назвали "русской ложью".
    В этом смысле и славянофильство, и западничество, по словам Г.П. Федотова, равно стремились разоблачить "основную ложь, поддерживающую всю систему, - ложь, которую можно было бы наглядно выразить так: московский православный царь в мундире гвардейского офицера или петербургский гвардейский офицер, мечтающий быть московским царем". Именно "Азиопа" являлась общим врагом славянофильства и западничества.
    Можно констатировать, что цивилизованный русский путь - это интеллектуальный зазор между соблазном выйти из "варварства" и опасением погрузиться в "новое варварство". Показатель зрелого цивилизационного политика - это политическая осторожность и прагматический расчет, а не стихийно-наивный порыв внезапно прозревшего неофита.
    "Осмысленное западничество" (термин, кстати, Плеханова, выработанный в полемике с большевиками) предполагает не только констатацию того, что "Так жить нельзя", не только ответ на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", но и на вопросы "Как делать?" и "Как сделать так, чтобы не было хуже?". К слову сказать, и "осмысленное славянофильство" ведь предполагает то же самое.
    Как бы то ни было, сегодня наше общество снова оказалось в радикальном кризисе, когда выбор осуществляется не между цивилизационными альтернативами, а между перспективами двух видов деградации: на этот раз между "обрушением в третий мир" и "реставрацией коммунизма". Парадокс ситуации заключается в том, что нам в очередной раз грозит русская "Азиопа" - то, чего не хочет никто. Ибо мы рискуем получить и жесткий авторитарный режим, и опускание в "третий мир" одновременно. Можно ли этому что-либо противопоставить?
    Все это приводит к выводу: мы все по-прежнему воюем, по сути дела, против единого врага - фигуры "непродуктивного индивида". Главной мишенью западников является паразитический тандем "люмпенизированного совка" и "привилегированной номенклатуры". Объектом же ненависти почвенников является альянс "криминалитета" и "компрадорской псевдобуржуазии, распродающей страну". Как и в предыдущие периоды российской истории, спор двух сторон по-прежнему имеет полумифологическую окраску. Но паразитирующая на этой конфронтации новая "Азиопа", как и прежде, создает реальный механизм самоварваризации культуры.
    Есть ли выход? Эта возможность связана с осознанием "Азиопы" как общего врага и реформаторами-западниками, и теми силами, которые озабочены сохранением и развитием русского цивилизационного генотипа.
    В этом смысле опыт развития тверского регионального созидания для России является бесценным. Он и есть основа новой идеологии России, в случае, если она сумеет построить эффективное общество и государство.


ПРИЧИНА НЕУДАЧ ГУБЕРНАТОРА ДМИТРИЯ ЗЕЛЕНИНА

Особая психология тверского общества, выработанная под влиянием идей русского европейства, оказывает на политические процессы в регионе куда большее влияние, чем это может казаться. По существу, два губернатора, выбранные всеобщим голосованием в новейшей истории, Владимир Платов и Дмитрий Зеленин победили только потому, что, как казалось, соответствовали чаяниям населения, желающего видеть своим руководителем человека европейского типа, уважающего русские традиции и нравы. Платов шел на выборы под лозунгами возрождения традиций тверского земства и победил. К сожалению, он не оправдал ожиданий, оказался человеком талантливым, но слабым, который вскоре растерял весь тверской дух, погрузившись в атмосферу московского политического варварства. Дух "Азиопы" завитал в стенах областной администрации.
    С появлением в Твери Дмитрия Зеленина у общества появилась новая надежда, что он человек европейский, умный, способный к обучению, что он переймет тверскую "особость", станет вождем, лидером пробивающегося уже 300 лет тверского самосознания. Поймет особую миссию тверской земли.
    Бершадский, Лошаков, Беленко, Грабарник - заместители Дмитрия Зеленина, прибывшие вместе с ним в Тверь и во многом определяющие политику новой администрации, в жизни - милейшие люди. Но так бывает, когда умнейшие и образованнейшие люди в совместной деятельности проявляют чудеса непрофессионализма. Уже через несколько месяцев стало заметно, что новая команда страдает "детской болезнью "правизны" в капитализме", несклонностью к компромиссам, стремлением жестко ломать сложившиеся уклады жизни в регионе. Все это попахивало (используя лексику Владимира Ленина) "правым" доктринерством и догматизмом.
    Сейчас все, кому не лень, критикуют экономическую политику первого заместителя губернатора Михаила Бершадского. Я бы не стал его демонизировать. Он прекрасный специалист по бюджетированию, к тому же в администрации наиболее честный и искренний человек. Но не оказалось рядом с ним равного по масштабам человека социально ориентированного, европейского, глубоко разбирающегося в исторических и политических процессах в Тверском регионе - социального менеджера, своего рода социального конструктора. Наталия Беленко, которая, вероятно, формально, по задумке Зеленина, должна была выполнять эту роль, то ли из-за недостатка полномочий, то ли от качеств характера, не смогла выполнить эту роль. В результате мы получили региональную политику не русской Европы, а "Азиопы".
    Основные тезисы новой политики областной власти из лексикона радикальных западников: это борьба против "люмпенизированного совка" и "привилегированной номенклатуры". В результате получили ответную реакцию общества, которое видит в новых хозяевах губернии альянс "криминалитета" и "компрадорской псевдобуржуазии, распродающей страну". То есть мы получили воспроизводство ситуации "Азиопы", которая была при прошлом губернаторе Владимире Платове. Недаром заговорили, что "зеленинщина" - это всего лишь продолжение "платовщины".
    К тому же исчезли из лексикона новой власти такие понятия, как нравственность, амбициозность, системность, которые являются базовыми в идеологии тверского, или русского, либерализма и которые озвучивались Зелениным во время выборов и некоторое время после них. О какой нравственной политике можно говорить, если знать, как проводят в муниципалитетах своих ставленников пиарщики от областной администрации? Миф развеялся. И оказалось, что ничего не произошло. Губерния, как и прежде, топчется на месте.
    Что же дальше? Тверское общество с энтузиазмом отнеслось к известию, что Дмитрий Зеленин может быть заменен президентом России Владимиром Путиным на нового человека. Чтобы избежать этого, Дмитрий Вадимович проявляет чудеса активности. В основном его усилия направлены на то, чтобы заручиться поддержкой высшего руководства партии "Единая Россия". Может, в этом и есть объяснение, почему среди ставленников Зеленина в муниципалитетах так много отставных милиционеров. Вспомните, откуда пришел в руководство партии "Единая Россия" ее председатель Борис Грызлов. Да и ставленник от МЧС, которым руководит Сергей Шойгу, еще один лидер "Единой России", тоже выдвигался при поддержке Зеленина в главы Конаковского района.
    Дмитрий Зеленин в ряду других губернаторов вызывался к президенту. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Зеленин в течение часа рассказывал, каких выдающихся успехов он достиг за год в Тверской области. Поверил ли президент - неизвестно.
    Лично мое мнение, что сейчас отставка Зеленина нецелесообразна. Мне думается, что у президента сейчас нет кандидатуры на место губернатора, соответствующего потребностям области и государства. Зеленину следует, по моему мнению, дать еще шанс на полгода-год. В конце концов слабый губернатор (а Дмитрий Зеленин в сегодняшней ипостаси является несомненно слабым губернатором, слабее Владимира Платова) - это благо для губернии. Сегодняшняя задача Тверского региона - это создать институты гражданского общества: независимые муниципалитеты, профсоюзы, СМИ, активную, в том числе левую, оппозицию. Это задача момента. При слабом губернаторе сделать это легче. Это должно быть гражданской позицией ответственных людей, от этого будет зависеть судьба Тверского региона, а в силу логики исторических процессов - судьба России. Это на сегодняшний день единственный позитивный сценарий развития. Все остальное ведет во мрак.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru