Архив номеров


Бог един. Эта истина кажется непреложной. Однако между различными религиями всегда существует конкуренция. В разное время в наш мир приходили пророки: Будда, Рама, Кришна, Иисус, Мухаммед... Все они говорили об одном. Но люди понимали их по-своему, люди создавали религии. Из духовных потребностей религии становились общественными укладами, политическими системами, символами власти. А где власть, там всегда столкновение интересов. В конце концов это привело к великой разобщенности людей.
    
    Пророкам нечего было делить, но люди продолжают делить, продолжают превозносить свою религию. Считается, что ислам в этом отношении наиболее непримирим к другим религиям. Однако, как мы выяснили из разговора с новым имамом тверской мечети Рустамом Мусиным, это не совсем так, вернее, совсем не так.
    В Бугульминском районе Татарстана под началом Рустама Мусина было 9 мечетей. Во главе тверских мусульман он стал в октябре этого года. До этого в течение шести лет имамом тверской мечети был Фанис Белялов. Им было сделано многое для мусульманской общины, во многом благодаря ему в Твери возродилась мечеть, и его считают просто очень хорошим человеком. О том, как продолжит его дело новый имам, судить еще, пожалуй, рано. Наш сегодняшний разговор с Рустамом МУСИНЫМ о жизни мусульманской общины в русском городе с многовековыми православными традициями.
    - Каковы особенности восприятия ислама в немусульманской стране?
    - Люди везде одинаковые. Сначала относятся к исламу плохо, потом появляется интерес, потом понимают и принимают ислам. К примеру, 30 лет назад в Англии не было ни одной мечети, а теперь там их около 1,5 тысячи. Что касается Твери, то я замечаю, что количество людей, которые приходят на пятничную службу, постоянно увеличивается. Мы даже собираемся проводить отдельную службу для женщин.
    Веры в государство у нашего народа давно уже нет. Но человек не может жить без веры - он все равно заполнит пустоту алкоголем, наркотиками или чем-то другим. Наша молодежь начинает осознавать, что жить в вере прекраснее и легче: человек знает свое предназначение, знает, зачем он здесь, куда он попадет потом. Молодежь стала интересоваться исламом, к нам приходят многие русские девушки. Но, надо сказать, в ислам приходит далеко не каждый: в ислам может попасть только человек с определенным уровнем духовного развития, достаточно образованный.
    Мы постоянно проводим работу по распространению веры. В мечети открыта Воскресная школа. По субботам мы проводим уроки веры и нравственности для взрослых, знакомим всех желающих с ценностями ислама, по воскресеньям занимаемся с детьми. В последнее время мы замечаем усиленное внимание к вере родителей - они понимают, что без веры ребенок не может воспитываться. Однако ощущаем мы и невежество со стороны людей. Приведу такой пример. Около мечети гуляла группа детей в сопровождении взрослых. Я пригласил их посмотреть мечеть. Они согласились. Когда заходили, одна из женщин спросила: "Вы нас в заложники не возьмете?" Услышать такое, конечно, было очень неприятно.
    - А как ислам относится к другим религиям?
    - Ислам называет христиан и иудеев людьми писания. Мы признаем каждого пророка, почитаем и уважаем и Евангелие, и Тору - все это книги Господа, но слушаем пророка Мухаммеда и живем по Корану - это последнее писание Господа.
    - Как ислам относится к бракам между людьми разной веры?
    - В исламе запрещаются браки с теми, кто отрицает существование Всевышнего, с многобожниками. Однако Аллах не запрещает нам брать в жены людей писания. Хотя смешанный брак в исламе не приветствуется - часто бывает, что в этом случае вере мусульманина наносится урон.
    Мы видим, что в современном обществе женщина взяла на себя роль мужчины. Это очень плохо сказывается на воспитании детей и на самих женщинах. На наш взгляд, основное предназначение женщины - семья и дом. Это определяет несколько иное отношение к женщине у мусульман, чем, к примеру, у православных. По исламу, женщины должны находиться отдельно от мужей, чтобы не пустить шайтана, как у нас говорят.
    - Ислам часто обвиняют в агрессивности. Есть мнение, что агрессивные течения берут свое начало из неправильного перевода слов пророка Мухаммеда: слова "убей в себе неверие" были переведены как "убей неверного"...
    - Это действительно так. У настоящего мусульманина нет врагов, кроме самого себя. Пока я не осилю врага внутри себя, мне незачем искать врага в ком-то другом. Одна великая война идет внутри самого себя.
    - В нашей области единственная мечеть находится в Твери. Как же быть мусульманам - жителям области?
    - Надо сказать, ислам запрещает жить там, где нет мечети. И в основном мусульманское население сосредоточено в Твери. Однако с каждым годом становится все больше мусульман и в районах области, они приезжают на служения в Тверь. Насколько я знаю, собираются и у себя, проводят служения.
    - Не так давно закончился один из самых великих мусульманских праздников Рамазан. Расскажите, пожалуйста, о нем.
    - Рамазан начался 15 октября. В течение месяца мусульмане постились.
    Мусульманский пост - это не просто отказ от еды и воды, но и от дурных мыслей, побуждений, не говоря уже о дурных делах. И совершенно неправильно превращать пост в диету. Пророк Мухаммед говорил: если постящийся не освобождается от всего плохого, Всевышний не нуждается в его посте. Во время поста мы очищаемся, учимся быть хозяевами самих себя, своим страстям, еще усерднее молимся об избавлении от всего, что может соблазнить, сбить с пути. Пост - это тоже праздник для нас: каждый мусульманин сожалеет о том, что он кончается, хочет, чтобы он продолжался вечно. Каждый радуется, благодарит Аллаха за то, что он позволил ему поститься. Ведь очень многие хотят поститься, но не могут - может лишь тот, кого Аллах пожелает видеть в посту.
    Пост заканчивается великим праздником, который продолжался с 14 по 16 ноября. В праздник люди радуются и приносят радость друг другу: дарят подарки женам, детям, родственникам, уделяют внимание родным. Это дни добрых дел.
    - Как вы относитесь к тем людям, которые не собираются принимать ислам, но имеют желание посетить мечеть...
    - Приходите! Мы рады всем!


Беседовала Елена БУРЦЕВА
    Фото Ильи ДРОЗДОВА

ИЗ ИСТОРИИ ТВЕРСКОЙ МЕЧЕТИ

Потребность в создании мечети ощущалась среди тверских магометан давно, и вот наконец их заветное желание осуществилось. Проживающий в Петербурге Фатих Ибрагимович Алышев в память своего отца И.А. Алышева, жившего в Твери и содержавшего железнодорожные буфеты в Твери, Санкт-Петербурге и на других станциях Николаевской железной дороги, а также в память своего дяди решил выстроить в нашем городе мечеть, большую часть расходов приняв на себя. Автором проекта и ответственным по строительству стал гражданский инженер строительного отделения Тверского губернского правления Б.Г. Поляк. Стройка началась в конце апреля 1906 года, и к 27 октября мечеть была готова к освящению. В этот день состоялось и торжественное открытие мечети. Выстроенное в новомавританском стиле здание мечети с минаретом стало украшением города. В то время в Твери насчитывалось более 250 мусульман.
    В первоначальном виде мечеть просуществовала до августа 1935 года, когда она была экспроприирована в пользу Калининского горсовета. В начале войны в здание вселяется Военторг-531 и использует его как склад, а позднее - как управление. В 1959 году мечеть переходит ОРСу. С этого момента облик мечети подвергается значительному изменению. Через год здесь открывают кафе под названием "Тверца", потом меняют название на "Восток". В сентябре 1992 года здание мечети было возращено мусульманской общине города Твери.



Многие пишут, издают книги. Сейчас вообще модно писать. Особенно стихи. Принято считать, что поэт принадлежит не сам себе, а народу, всем тем, кто прислушивается к нему и следует за ним. Ко всему прочему теперь ему в обязанность вменяется и заработок денег, или, по крайней мере, мечты о славе. Но не для всех эти мнимые постулаты имеют хоть какое-то значение. Не перевелись еще поэты, кто пишет для себя и своих близких и дарит им книги. Одним из таких людей является Сергей ЧЕРНЫЙ.
    
    На его счету уже пять сборников стихов. Большинство из них подарены друзьям и знакомым, но те, что остаются, он относит в школу-лицей при ТвГУ. Там их может приобрести любой желающий. Все средства от продажи книг идут на благотворительность, а точнее, в детский дом на покупку подарков. Получается, что его книги не только помогают людям разобраться в жизни, но еще и дарят радость детям. Это глубоко символично, ведь таким образом пред нами предстает не просто поэт, а поэт нового времени, нового поколения. Он способен на деле помочь наиболее нуждающимся, любым способом вселить в сердце любовь.
    В новом сборнике стихов поэта "Безнадежно живые", где основной темой и является это бескрайнее чувство.
    Презентация нового сборника прошла, как водится, на торжественной ноте. Много пафоса, банальных слов и поздравлений. Множество стихов было прочитано Сергеем Коноплевым в свойственной ему напыщенно театральной манере. Спето несколько песен Александром Евдокимовым и Василием Васильевым. Это мероприятие смело можно назвать закрытым. Здесь присутствовали лишь самые близкие и дорогие поэту люди, что придавало особое настроение вечеру. Но от всего этого ликования во имя поэта и мишуры хвалебных слов создавалось впечатление, что практически никто из присутствующих так и не понял самого главного - души поэта. А, казалось бы, что может быть проще: прочтите его книгу, вчитайтесь в стихи.
    И все-таки остается загадкой, почему Сергей Черный не хочет представить свою поэзию широкому кругу людей? Он объясняет это тем, что пишет для себя, что устает даже от внимания своих близких. К нему вполне можно применить выражение "литературный затворник", человек, пишущий письма самому себе.
    Поэзию Сергея Черного нельзя охарактеризовать только с одной стороны. Он не последователь того или иного литературного течения. Он творец. Творец, не взирающий на рамки и законы. В наше время для поэта важно искать свои собственные пути самовыражения, достигать целостности формы и содержания. Каждый стремится найти свой неповторимый способ игры со словом. Сергей Черный мастерски рифмует, на первый взгляд, казалось бы, совсем не похожие слова, ищет необычные звуковые сочетания, экспериментирует с ритмом:
    "Ни денег, ни лопаты.
    А нищета обязывает.
    Просил милостыню у статуи,
    Чтобы привыкнуть к отказам".

    Можно заметить, что он не бросается именами известных политиков, не хвастает знанием прогрессивных идей, но его стихи проникнуты временем, в котором всем нам приходится жить. Не случайно Евгений Карасев, небезызвестный тверской писатель, назвал его "одним из самых приметных поэтов современной России". В его творчестве Вечное, как-то: поиски смысла жизни, любовь к женщине, к матери, - соседствует с неординарными, новыми, смелыми мыслями. Его лирике характерно переосмысление самых повседневных вещей посредством любви. Только по-настоящему живой человек способен на это. По-видимому, именно в этом автор и видит отличие себя от безнадежно живых людей, окружающих его повсюду.
    Стихи Сергея Черного напрямую не посвящены Твери, в которой он прожил всю свою жизнь, но, как ни странно, любой человек, побывавший хоть раз в нашем городе, не может не почувствовать в его лирике неповторимой атмосферы, которой пропитаны улицы города.
    Сергей Черный - человек, чье творчество не оставит равнодушным никого. Этот поэт еще раз доказывает, что не перевелись еще в Твери поистине талантливые люди.


Елена БЕЗДЕНЕЖНЫХ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru