Архив номеров


ОБРАТИМСЯ К СВЯТЫМ ИМЕНАМ СТРАНЫ ИСТОКОВ

Тверская земля - земля Истоков и Начал. Здесь географический исток главных рек Русской равнины - Волги, Западной Двины и Днепра. Геополитическое пространство Великого Валдайского водораздела - основного источника питьевой воды и нервного узла транснациональных коммуникаций Восточной Европы.
    Тверская земля - источник и прибежище русского духа, она воспроизводит и концентрирует в себе высокую духовную энергию нации. Ни в какой другой провинции России не было рождено столько выдающихся деятелей, не явилось миру канонизированных святых провидцев и заступников, не возникло столько дворянских усадеб, не было сосредоточено такое большое количество памятников природы и культуры.
    Существует древняя легенда о том, что планетарное древо познания мира, корни которого питаются энергией земли и удерживают связь времен, а крона служит проводником связи земли и неба, находится здесь, в Стране Истоков, - в легендарном Оковецком лесу, на макушке Валдая. Ведь не даром сказано: "Тверская земля - душа России". По крайней мере, истоки ее святой патриаршей души - здесь.
    Наша малая Родина стала родиной великих героев, пастырей и первопроходцев. В области политики и жизни духа звездами первой величины, бриллиантами в имиджевой короне Твери сияют наши земляки, святые земли Русской, - первый великий князь Всея Руси Михаил Ярославич Тверской (XIV век), первый Патриарх Русской православной церкви Иов (XVI век) и первый Патриарх постпетровской и советской эпохи Тихон (XX век).
    Наступающий 2005 год для новой России XXI века, донельзя обремененной старыми заботами, станет юбилейным и рубежным. Тверская земля вместе с остальным крещеным миром 1 февраля отметит 140-летие Патриарха Московского и Всея России Тихона. А осенью отпразднует 700-летие восшествия на общерусский Владимирский престол великого князя Михаила Тверского и начало возрожденческого собирания земель и борьбы с Ордой по политической инициативе этого "царя всея Руси". Другие с энтузиазмом будут встречать 100-летие первой русской революции 1905 года.
    Так совпало, по иронии истории, что в результате принятых Думой законов именно в этом году мы услышим хруст последних косточек, оставшихся нетронутыми "великим переломом", в скелете социальных достижений социализма. Окончательно потеряем то, что нажили, и ничего не приобретем; станем жить в абсолютно незащищенном и негарантированном мире застрявшей на перепутье российской действительности. Идеальным примером для потомков, ярким светом в конце туннеля и утешением для нас останутся лишь такие пастыри и защитники Руси, как Михаил и Тихон. Может быть, они - небесные покровители - как последняя надежда помогут Тверской земле и России, если здешние не могут или не хотят?..
    В земной жизни они были противоположны по личной судьбе и характеру, но близки в православном миропонимании и своем политическом выборе. Михаил - голубая кровь, один из родоначальников тверской ветви Рюриковичей - высшее лицо политической власти в союзе средневековых государств, грозный воин, любимый муж и счастливый отец. Тихон - из рода смердов, крестьянской наружности и простого воспитания в семье сельского священника, отрекшийся в монашестве от женщин, от продолжения своего рода, от собственности и воли в пользу Бога и церкви.
    Михаил в начале XIV века заложил основы общерусского самодержавного православного государства и ценой жизни в Орде спас от иноземного разорения родную землю. Тихон через 600 лет, в начале века XX, стал свидетелем полного разрушения своими согражданами этой монархической государственности и всех устоев России, сделал все возможное и невозможное для спасения от полного уничтожения Русской Православной Церкви в ранге высшего лица церковной власти - вновь избранного Патриарха.
    Михаил и Тихон - уроженцы Истока, люди Тверской земли, сделавшие свою жизнь подвижническим служением своим подданным и Спасителю, а смерть - духовной победой добра над злом "за други своя". Они стали теми редкими деятелями мировой истории, которые вершили людские судьбы высоким примером своей политики жертвенности, настоящего христианского благочестия, ответственности и доброты.
    Но если жизнь и подвиг великого князя Михаила Тверского за последнее десятилетие извлечены из исторического забвения и умаления, поняты нашим временем и утверждены в общественном мнении, то Патриарх Тихон в светском сознании остается либо неизвестным и недооцененным, либо искаженным.


ТОРОПЕЦКИЙ ОТРОК ПО ПРОЗВИЩУ ПАТРИАРХ

Василий Иванович Беллавин - таково мирское имя будущего одиннадцатого Патриарха Руси - родился 19 января (1 февраля по новому стилю) 1865 года в селе Клин тогдашнего Торопецкого уезда Псковской губернии. Вот почему его по праву считают земляком и псковитяне, и тверитяне.
    Вскоре его отец был переведен священником в Спасо-Преображенский собор города Торопца. Детство - среди простого народа и таинств церкви. Оттуда его легендарная врожденная простота, незлобивый нрав, филологический талант и высокая духовность. В Торопце сохранился деревянный дом, где с 1869 по 1878 год жила семья Беллавиных (см. фото). От того времени сохранилось и предание о вещем сне его отца. Три сына и их батюшка Иоанн ночевали на сеновале. Во сне к священнику явилась покойница-мать. "Она предсказала мне скорую кончину, - поведал поутру отец. - А затем указала на внуков и добавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот будет великим". Впоследствии все так и случилось.
    Уже зная о своем ответственном, но пока неопределенном предназначении, Василий как сын священника после окончания Торопецкого духовного училища поступает в Псковскую духовную семинарию и с отличием ее оканчивает. Далее путь православного научения приводит будущего архипастыря в Санкт-Петербургскую духовную академию.
    Он был необычно светлым, радостным и доброжелательным человеком. Все знавшие отмечают его дар рассудительности, целомудрия и смирения, прекрасные способности и трудолюбие, истинную святость и самоотверженность. Таких людей любят бескорыстно, за ними идут, не раздумывая, им верят до конца. Видимо, все это дало сокурсникам основание присвоить Беллавину столь уважительный псевдоним. Его окрестили "патриархом". Конечно, тогда студентам и в голову не могло прийти, что шуточное прозвище станет пророческим. Ведь патриаршество в России было упразднено, со времен императора Петра I делами веры управлял государственно-церковный коллегиальный орган - Святейший Синод. Однако в судьбах человеческих вписано немало мистических знаков будущего, которые мы не понимаем, наивно полагая, что вся жизнь наша в наших же руках.
    В 1888 году по окончании академии Василий защищает одно сочинение, за что получает ученую степень кандидата богословия, и возвращается преподавателем основного, догматического и нравственного богословия, а также французского языка в родную Псковскую семинарию.
    Через два года он принимает решение полностью и бесповоротно посвятить себя церковному служению и принимает монашество с именем Тихона в честь любимого им святителя Тихона Задонского, который был настоятелем Тверского Отроч-монастыря.
    Затем его посылают в Холмскую духовную семинарию инспектором, через некоторое время он - ректор этого учебного заведения. И вот на 33-м году жизни в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония архимандрита Тихона в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Это означало, что в России появился самый молодой иерарх Русской церкви.


ЛЮБИМЕЦ ПАСТВЫ, НЕДРУГ КАЗНОКРАДОВ

Но не следует думать, что путь к верховной власти, к которой он сам по себе никогда не стремился, был простым и бесконфликтным. Тишайший Тихон становился кремневым и решительным, когда дело касалось догматов веры, церковно-общинного имущества и человеческой несправедливости.
    Он не испытывал пиетета перед сановно-бюрократической Россией, по вполне понятным причинам и она его не любила, а иногда и гадила. Так, после того, как Тихон пресек злоупотребления одной игуменьи с графским титулом, та через своих высокопоставленных знакомых в Святейшем Синоде добилась утверждения государем-императором просьбы о переводе молодого епископа. Его убрали подальше с глаз долой, а фактически сослали в Северную Америку епископом Алеутским и Аляскинским. Прихожане же настолько были против этого решения, что легли на рельсы, дабы не дать поезду увести своего любимого архиерея. Хотя, затметим, он пробыл в Холмской Руси всего лишь год, однако успел посетить все 110 монастырей и сельских приходов и в каждой церкви служил.
    В США святитель Тихон пробыл восемь долгих лет, с 1898 по 1907 год. За это время расширенная епархия Владыки членилась уже на две разнородные части: "Русскую Америку", т.е. Аляску с Алеутскими островами, где паствой было обращенное русскими иноками в новую веру коренное население - индейцы, алеуты, эскимосы, и Канаду с Соединенными Штатами, где прихожанами были православные выходцы из Старого Света - славяне, греки, сирийцы. Он выучил еще один язык и совершал богослужение на трех: греческом, церковно-славянском и английском.
    Тихон, следуя своему правилу обозреть самому всю епархию, как землепроходцы до него, на пароходе, на байдарке, на лошади, пешком обошел Аляску. В центральных штатах открыл новые церкви и монастыри, приобщил к православию многих, организовал и открыл первый собор Православной церкви Америки, из Нью-Йорка выстроил новую систему епархиального управления, которую унаследовала Русская церковь за рубежом. Таким образом, он получил неоценимый опыт межконфессионального общения, международной деятельности, стал известен в Европе и Америке.
    Всю эту работу можно назвать миссионерским подвигом ставшего уже архиепископом Тихона.
    Пережив за границей Русско-японскую войну, революцию 1905 года, смерть в Торопце любимой и почитаемой матери, он возвращается в Россию, на одну из старейших кафедр - Ярославскую. И здесь новый архиепископ также быстро становится своим для всех слоев общества. Он остается простым и общедоступным, ездит в самые маленькие храмы епархии, где обычный епископ никогда не бывал.
    По воле Бога и начальства ему суждено было прожить в Ярославской губернии 7 лет.
    Будучи открытым и честным, демократичным и независимым, он не согласился с ярославским губернатором по вопросу участия священников в монархических организациях. Тот нажаловался. И вновь, теперь уже в день своего рождения 19 января 1914 года, вступив в год 50-летия, он вынужден торжественно прощаться в храме со своим клиром и мирянами. Те в знак любви и уважения избирают владыку почетным гражданином Ярославля. Случай едва ли не единственный в русской истории.
    Накануне Первой мировой войны, в январе 1914 года, Тихон прибыл к новому месту назначения - в Вильнюс, в Свято-Духов монастырь - центр православной жизни Литовской епархии. У архиепископа Литовского и Виленского есть опыт святительского служения в иноверном и разноплеменном краю, где преобладают католики, протестанты, иудеи, живут бок о бок с ними староверы и православные, и он пользуется им в полной мере.
    Война. Тихон все время в дороге. Идет удовлетворение религиозных нужд фронта: нравственная поддержка воинов, молебны, панихиды, организация врачебной помощи, благотворительная деятельность, эвакуация святынь. За труды во славу Отечества архиепископ Тихон получает воинскую награду, а от императора Николая II - бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
    Февральская революция 1917 года застала Тихона уже в Синоде. Необузданная свобода открыла возможность для широких демократических выборов на главные церковные кафедры страны. Тихон с небольшим перевесом голосов избирается руководителем Московской кафедры.
    Он вступает в самый трудный период своей жизни и великого служения.


Владимир ОСИПОВ, председатель Тверского отделения Петровской академии наук и искусств

(Продолжение следует)


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru