Архив номеров


Нынешним муниципальным выборам областная власть придает гипертрофированно большое значение. Ни для кого уже не секрет, что она стремится повсюду, где только можно, расставить "своих" людей. Причем таких, которые могли обладать максимальным влиянием на все сферы общественной жизни в тех местах, где они избраны. Чтобы поменьше было вопросов к делам областной администрации, уже сейчас много сделавшей для централизации полномочий в своих руках. Удастся ли осуществить задуманное, чтобы все прошло по сценарию "Имидж-контакта"? Однозначного ответа пока на этот вопрос нет. И это показали выборы глав районов и депутатов на территории нескольких муниципальных образований, прошедшие в минувшее воскресенье.
    
    По нынешнему законодательству, барьер явки избирателей, чтобы считать выборы состоявшимися, а избранных глав администраций и депутатов - легитимными, составляет лишь 20%. Но практически везде он оказался выше. Даже в Твери, где в шести округах из семнадцати выборы признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей, в среднем по городу на выборы пришли, несмотря на плохую погоду, более 23% взрослого населения.
    В Ржеве на выборах главы города приняли участие 34,93% избирателей. Победу одержал, как и ожидалось, действующий мэр Александр Харченко. Там его авторитет настолько велик, что против него ничего не смогла сделать администрация Дмитрия Зеленина. И той ничего не оставалось, как выразить А. Харченко свою поддержку. За него проголосовали почти 48% избирателей. За кандидата "против всех" голосовали 11,52% избирателей. Одновременно был избран 21 депутат местной Думы.
    В Торопецком районе в выборах главы района приняли участие 57,02% избирателей. Там имела место некоторая интрига - с выборов был снят действующий глава Валерий Ткачев. Официально у него были обнаружены погрешности в собранных подписях. А вот неофициально говорили, что "уйти по-хорошему убедили" в администрации губернатора. Какие уж там нашлись для этого слова - неизвестно, но, как говорят, история с подписями - способ "сохранить лицо" для теперь уже бывшего главы района. Однако эта история настолько удручающе подействовала на других глав районов, что пошли слухи об их объединении ради отстаивания своего достоинства, что могло бы означать фронду многим инициативам губернатора Зеленина. В воскресенье, 31 октября, на место В. Ткачева избран 54,27% голосов Николай Аввакумов - руководитель фирмы "Метапласт". Некоторые считают его ставленником замгубернатора Наталии Беленко. Это не могло не сказаться на голосовании "против всех" - 26,65% проголосовавших. Одновременно были выбраны и все 25 депутатов Собрания депутатов Торопецкого района.
    В Удомельском районе голосовали 38% взрослого населения. Избран действующий глава района Александр Кушнарев. Он набрал 49,51% голосовавших в тот день. Это были его девятые в жизни выборы, из которых он не проиграл ни одного раза. Также были избраны все 16 депутатов местного совета.
    Для жителей Твери интерес представляют итоги выборов депутатов ТГД по нечетным округам. Внешне нынешние депутатские выборы выглядели вполне респектабельно. Мало где были расклеены предвыборные листовки, не пользовалась успехом и реклама кандидатов в СМИ. Но это только внешняя сторона тверских выборов. По оценкам самих участников, нынешняя избирательная кампания была самой затратной из всех предыдущих. Окончательные финансовые итоги еще не подведены, но кое-кто уже оценивает произведенные затраты в 400 тысяч рублей. Когда-то думали, что затраты на СМИ - самые большие. Оказалось, что нет. Нынешние технологии вовлечения в сферу собственных выборов как можно большего количества людей - так называемых агитаторов и их помощников - вот основная статья затрат нынешней тверской избирательной кампании. Тут сэкономить на зарплате "агентов влияния" - бабушек из Советов ветеранов и домовых комитетов и молодых людей, как организующего и направляющего начала, - значило погубить все дело. И это четко проявилось в ситуации, где избиратели не пришли на избирательные участки.
    Успешно опробованный на выборах в 14-м избирательном округе прошлой осенью, когда избирали главврача 6-й больницы Алексея Садова, был успешно применен и на сей раз. Фактическая покупка избирателей под видом найма агитаторов самого себя за 100 рублей дала свою долю результата. Только центр "вербовки" таких агитаторов теперь сместился из одного офиса в массы. "Вербовали" теперь особо доверенные 20-30 агитаторов непосредственно по месту жительства "вербуемого". Широко использовались для обеспечения нужного результата голосования и так называемые люмпенизированные массы. С 18 октября их во всей красе можно было наблюдать при досрочном голосовании в горизбиркоме. Там наблюдалась их самая высокая концентрация. Рассказывают, что более всего такой элемент досрочно голосовал за одного из кандидатов округа №21 в "Южном", менее чем за 10 дней там их число достигло 200. С 28 октября "центр тяжести" досрочного голосования на три дня переместился в участковые избирательные комиссии. По рассказам очевидцев - в основном людей интеллигентных - учителей и врачей, они такого еще никогда не видели. Все три дня - четверг, пятницу и субботу - к ним шли массы густо пахнущих разными человеческими испарениями, немытых и нечесаных людей. Как будто все они откуда-то повылазили только для того, чтобы проголосовать и снова впасть в привычное забытье. И у этих людей, как правило, были сопровождающие - молодые, на вид вполне приличные, спортивного телосложения люди.
    В день голосования такого рода избиратели были уже редкостью. В некоторых округах число досрочно голосовавших в участковых комиссиях кратно превысило число голосовавших в горизбиркоме. На некоторых участках еще к моменту их открытия, в 8 часов утра 31 октября, число досрочно голосовавших превышало 3% от числа граждан, зарегистрированных на этом участке. В тот день, несмотря на скверную погоду, про которую говорят, что в нее "хороший хозяин собаки не выгонит", на участки с самого утра пошел исключительно престарелый люд. Некоторых особо немощных, едва переставлявших ноги людей доставляли к дверям избирательных участков на автомобилях, а затем под микитки вели иногда по двое молодых людей или девиц (которые сами не голосовали). Точно так же потом "отдавших свой голос" выводили и вывозили обратно. Изредка после 12-14 часов на участках стали появляться люди среднего возраста - из тех, кто на выборы ходит всегда.
    Весьма редко мелькали молодые лица. А в холлах почти всех избиркомов можно было наблюдать хорошо одетых молодых мужчин и женщин с внимательным зорким взглядом. Чувствовалось, что это контролеры хода избирательного процесса. На участках можно было наблюдать и представителей райадминистраций, которые в тот день должны были тесно взаимодействовать с руководством участковых избиркомов и при необходимости выступить в роли "погонял". Видно, до самого конца не было полной ясности с явкой граждан на выборы. Что для многих, по слухам, означало бы карьерную катастрофу. Забавно было наблюдать взаимные обвинения кандидатами друг друга в разного рода махинациях и подтасовках. Хотя об официальных жалобах, подтверждающих эти взаимные претензии, пока ничего не известно. Но совершенно очевидно, что проигравшие этого так не оставят. Слишком много средств было потрачено. А за них придется отчитываться... Так что можно ожидать скандалов.
    Примерно так обстояли дела в тех округах, где администрация города сделала ставку на "своих" кандидатов или явно не желала избрания "персон нон грата". Итоги выборов в Твери таковы:
    В округах №№1,3,5,7 (Заволжье), 25 (Пролетарка) и 31 (центр) выборы не состоялись. А это значит, что глава Твери Олег Лебедев потерял своих союзников А. Жгутова и Б. Неверова. Но зато "снова в строю" оказались верные ему Андрей Борисенко (округ №17 - 76,2%), Александр Журавлев (округ №11 - 52,96%), Виктор Почтарев (округ №29 - 63,42%) и Игорь Макаров (округ № 33 - 54,84%). Новым приобретением для Олега Лебедева можно считать Антона Секержицкого (округ №21 - 41,32%), заменившего проигравшего Владимира Ржеутского. Как видно, все эти люди победили в своих округах "за явным преимуществом". Особо следует подчеркнуть сокрушительную победу в округе Андрея Борисенко.
    Явный дискомфорт в администрации вызвала уверенная победа Евгения Семенова (округ №19 - 50,38%) - основного оппозиционера О. Лебедеву. Пока неясна позиция вновь избранных депутатов Людмилы Полосиной (округ №9 - 34,21%), Сергея Козлова (округ №13 - 47,11%), Сергея Жиркова (округ №15 - 57,84%), Александра Блиновского (округ №23 - 43,09%) и Юрия Ермолаева (округ №27 - 43,18%). Поэтому о полной и безоговорочной победе О. Лебедева и завоевании им послушного себе большинства в ТГД пока говорить еще рано. Во всяком случае, для принятия нового Устава города в том виде, в каком его хотелось бы видеть нынешней городской администрации, сил явно не хватает. Теперь придется думать о победе в шести оставшихся округах, где выборы не состоялись. Кроме того, вопрос о повторном избрании на должность председателя ТГД тоже "зависает". Во-первых, потому что для этого можно не набрать нужных 14 голосов. Во-вторых, не исключено, в случае ставки на друга Борисенко Лебедеву придется столкнуться с противодействием еще одной оппозиционной стороны - регионального отделения "ЕР". Но это пока лишь гипотеза. Как говорится, поживем - увидим. Тем более что пока это не официальные, а всего лишь предварительные итоги выборов. Не исключено, что кое-кто не смирится с поражением и решит подвергнутьсомнению итоги кампании.


Вениамин ЕРОФЕЕВ

Двуглавая столица России - этот символ вносит новую связь в толкование исторического российского герба. По существу речь идет о целенаправленном формировании и развитии нового экономического, культурного и политического центра России в условиях абсолютно изменившихся представлений о динамике жизни, о скоростях, о перемещении людей во времени и пространстве.
Сейчас одной из самых важных тем для территории между Москвой и Санкт-Петербургом является начало строительства дорог - платного автобана с выходом на Хельсинки и высокоскоростной железнодорожной магистрали.
    Это очень амбициозные проекты, особенно необходимые сейчас, когда Россия находится на грани развала. В свое время именно строительство дорог позволило выйти из кризиса Германии. Оно дает стимул к развитию науки, промышленности, росту доходов населения и т.д. Возможно, что такой рецепт окажется спасительным и для России - недаром план строительства новых дорог взят под контроль президентом Путиным. Однако у нас слишком хорошо действует правило, сформулированное Черномырдиным: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда". Какие опасности ждут Тверскую область в случае реализации плана строительства новых скоростных дорог?

    
    На прошлой неделе в Москве, в Академии наук России, прошла встреча главного редактора еженедельника "Караван+Я" и нового российского журнала "Союз регионов", руководителя "Агентства регионального развития" Геннадия КЛИМОВА с главным архитектором РАН, академиком Юрием ПЛАТОНОВЫМ. На встрече обсуждались проблемы земель, оказавшихся на пути транспортного коридора Москва - Санкт-Петербург. Наше интервью - об основных итогах этой беседы.
    - Геннадий Андреевич, какое отношение Российская академия наук имеет к строительству новых скоростных дорог?
    
- Особую значимость русского Северо-Запада (Тверской, Псковской, Новгородской, Вологодской губерний, Ленинградской области и части Карелии) осознавали еще руководители Советского Союза. Тогда реализовывалась программа "Дороги Нечерноземья" - строительство их было объявлено комсомольской стройкой. Однако в новейшей истории первым сформулировал мысль о значении для России Северо-Западного региона академик Дмитрий Лихачев. Он выразил тревогу в связи с угрозой уничтожения культурного пространства между Москвой и Петербургом.
    Бедствия и войны XX века, экономические и политические процессы внутри огромной Советской империи привели к необратимой деградации земель, которые и являются настоящей, коренной Русью. Утеря их означает конец нашей русской цивилизации.
    По просьбе академика Лихачева некий рецепт спасения пыталась найти группа, возглавляемая академиком-архитектором Юрием Платоновым. Когда начиналось обсуждение проекта строительства высокоскоростной магистрали, группа Платонова вышла с предложением нового гуманитарного проекта "Москва - Санкт-Петербург - двуглавая столица России. Дороги и регион".
    - В чем суть этого проекта?
    
- Этот проект был способом вдохнуть в угасающую нацию свежие силы, дать мощный пассионарный толчок. Скоростные дороги должны ускорить сообщение между столицами и одновременно превратить находящиеся между Москвой и Санкт-Петербургом земли, с их прекрасной природой и древней историей в "русскую Европу" - особую урбоэкологическую зону, по качеству жизни сопоставимую со странами Северной Европы, частью которой они являются. Для примера были предложены конкретные научные решения: например, строительство в Торжке европейского университета по типу Оксфорда или Кембриджа. В Торжке планировалось разместить научно-исследовательский центр генома человека, другие проекты в Гатчине, Великом Новгороде, Вышнем Волочке и других городах. Проект "Москва - Санкт-Петербург - двуглавая столица России" представлял собой видение постиндустриального будущего России, он давал шанс избежать многих опасностей, которые могут повлечь за собой разворачивающееся на нашей территории строительство.
    - В чем основная опасность появления на нашей территории новых дорог?
    
- Сейчас преобладает чисто технократический подход к проекту. Может получиться, что будут проложены дороги для москвичей и питерцев, которые смогут ездить друг к другу в гости. А Тверская и другие оказавшиеся по ходу следования дорог области превратятся в гигантскую "полосу отчуждения". Через территорию областей будут прорыты семиметровые канавы, засыпанные щебенкой и забетонированные. А так как 40% Верхневолжья - верховые и торфяные болота, технократический взгляд на строительство дорог и стихийная урбанизация территории могут привести к осушению и превращению региона в гигантское пепелище размером с Бельгию (мы уже наблюдали, что происходило года два назад, когда из-за торфяных пожаров в Тверской области не могли дышать ни Москва, ни Санкт-Петербург).
    Вторая опасность: дорогу могут построить без нас - немецкие инженеры (русские инженеры дороги такого уровня сейчас строить просто не умеют), китайские рабочие, с помощью иностранной техники. И функцию "локомотива экономики", которую дорожное строительство выполнило в Германии, в России оно не выполнит.
    - Как избежать этих опасностей?
    
- Прежде всего, дорогу надо строить, вкладывая деньги не только в строительство, но и в развитие инфраструктуры и ландшафтное проектирование. Ландшафтное проектирование - серьезная наука, очень востребованная на Западе: любое строительство должно вестись с учетом сохранения исторических ценностей, памятников природы, экологии, демографии и т.д.
    Кроме того, следует обратить внимание на проект, предложенный директором "Тверь- гражданпроекта" Павлом Вязовченко. Часть средств, выделяемых на строительство обеих дорог, надо направить на подготовку кадров, стажировку инженеров и рабочих в той же Германии - так, как делалось это еще во времена Петра I.
    Территория между Москвой и Санкт-Петербургом тоже должна выполнять столичные функции, а не быть "полосой отчуждения".
    - Проявляют ли федеральные и региональные власти понимание всех этих опасностей?
    
- Новое руководство Тверской области не демонстрирует понимания глобальных угроз, стоящих перед регионом. Созданная областной администрацией рабочая группа, возглавляемая первым замгубернатора Михаилом Бершадским, включает в себя исключительно финансистов. Задним числом туда включили одного эколога, да и то такого, что общественность только развела руками. Группа академика Платонова в разработке планов не участвует.
    В свое время проект "Москва - Санкт-Петербург - двуглавая столица России" находил горячую поддержку у мэра Москвы Лужкова, покойного губернатора Санкт-Петербурга Собчака, у руководства Тверской и Новгородской областей. Загорелся основной идеей проекта и президент Ельцин. Но, как часто бывало при Ельцине, словами все и ограничилось. Будем надеяться, что при Путине будет иначе.
    Сейчас закладываются основные стратегические подходы к строительству новых скоростных дорог - гуманитарные и технические аспекты должны находить взаимопроникновение. Важно, чтобы все участники новой "стройки века", в том числе и главы регионов, понимали это. Именно для того чтобы наладить взаимопонимание, мы приступаем к изданию нового европейского журнала "Союз регионов", основная задача которого - межрегиональная интеграция внутри страны и взаимодействие российских регионов с другими странами. Северо-Запад России - тема, с которой мы начинаем.


Беседовал Евгений ПЕТРОВ


На прошедшей неделе в Законодательном Собрании все было необычно. Депутатов почтил своим присутствием сам губернатор Дмитрий Зеленин. Это его первое появление перед областным парламентом за последние несколько месяцев. Многие предполагали, что, посетив заседания ЗС 3-4 раза после своего избрания, он больше там не появится. Кстати, из этого факта и появилось распространенное мнение о конфронтации между спикером Марком Хасаиновым и губернатором Дмитрием Зелениным. Именно это и стало той лакмусовой бумажкой, которая выявила, "кто есть кто" из депутатского корпуса ЗС.
    
    Начало заседания не предвещало даже самых незначительных споров. И действительно никто не стал размениваться по пустякам, а, проголосовав за предложенную повестку дня, сразу обратились к самому важному для них и для губернатора вопросу о президентской инициативе по изменению принципов избрания руководителей исполнительной власти в регионах. От депутатов требовалось лишь одобрить или не одобрить концепцию закона и немедля отправить его в Госдуму. Поскольку уже на следующий день, в пятницу, 29 октября, этот вопрос там должен был рассматриваться в первом чтении.
    Как и ожидалось, этот проект закона вызвал живую дискуссию. Закоперщиком ее стал депутат Владимир Орехов. Он заявил, что данный законопроект нельзя просто так одобрить, как это рекомендовал комитет по законности. Этот "одобрямс", мол, поставит депутатов в унизительное положение. Такая позиция неожиданно получила поддержку не только депутатов, но и областного управления юстиции. Принятие-де такой концепции закона в корне изменит статус назначенного губернатора, а возможность роспуска ЗС в случае несогласия депутатов с президентской кандидатурой на должность губернатора вообще не укладывается в рамки законодательства. Немного охладил страсти депутат Владимир Савин (гендиректор вагонзавода). Он заявил, что его избиратели целиком согласны с президентской инициативой, поскольку нынче выборы "превратились черт знает во что". В ответ едва не возникла новая волна споров (депутат В. Орехов брал слово трижды). Было даже верноподданническое предложение, чтобы губернатор Зеленин сказал депутатам о своей позиции по данному вопросу. Но тот благоразумно промолчал... В итоге большинством голосов президентская инициатива получила одобрение. И страсти успокоились.
    Кроме того, депутаты приняли во втором чтении губернаторские инициативы о бюджетных фондах стабилизации муниципальных финансов, софинансирования социальных расходов и муниципального развития. На этом Дмитрий Зеленин посчитал свою миссию выполненной и покинул зал заседаний.


Вениамин ЕРОФЕЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru