Архив номеров


В комитетах Законодательного Собрания началась подготовка к пленарному заседанию, намеченному на конец октября. Заседание комитета по госустройству и местному самоуправлению во вторник на прошлой неделе началось с выражения неудовольствия депутатов тем, что исполнительная власть области оказалась неготовой к рассмотрению некоторых вопросов повестки дня.
    

    ТАК, не был рассмотрен и вопрос о проверке Контрольно-счетной палатой ЗС госучреждения "Редакция газеты "Тверская жизнь". КСП еще 17 сентября направила в администрацию области соответствующее представление. Однако даже по прошествии месяца оттуда не поступило ни ответа, ни привета (хотя известно, насколько в этом вопросе щепетилен губернатор Дмитрий Зеленин). Вернее "привет" депутатам был. Но в виде объяснения представителя губернатора в ЗС Сергея Несмеянова, что-де администрации есть что ответить на проверку КСП, но вот беда - ответственный за данную проблему человек ввиду неотложной надобности не может быть на заседании комитета. На что депутат ЗС Ткачев выразил, похоже, общее мнение всех присутствующих в зале: "Почему к нам такое неуважение. Я ехал сюда за 400 километров, чтобы рассмотреть вопросы, а те, кого они касаются, видите ли, не могут перейти через дорогу?"
    Слегка поспорив по проблемам внесения изменений в Кодекс административных правонарушений и одобрив инициативу депутатов Ленинградской области, перешли к главному вопросу повестки дня, почему-то стоящему последним. К инициативе президента России В.В. Путина о новых принципах избрания губернаторов в регионах. Этот законопроект был разослан из Госдумы в регионы для получения полагающегося в таких случаях заключения. Живую дискуссию депутатов вызвала четвертая статья проекта закона. Ее суть в том, что губернаторы, избранные населением региона после вступления в силу нового президентского закона, сохранят свои полномочия до конца своего срока. На это депутаты, и более всех В.С. Ткачев, выразили свое несогласие с такой постановкой вопроса. Как, мол, это так: в одних регионах будут губернаторы, облеченные доверием президента, в других - нет. Так, дескать, нехорошо, гораздо лучше для страны, борющейся с терроризмом, будет, если везде будут губернаторы, избранные по новым правилам.
    На заседании другого комитета ЗС, по агропромышленной политике, депутаты также обсудили ряд вопросов. Любопытна инициатива губернатора об изменениях в закон "Об управлении государственным имуществом в Тверской области". Если этот новый закон будет принят, то любые действия ЗС со своим имуществом и помещениями ему придется согласовывать с Департаментом по управлению имуществом администрации области. Ко второму чтению подготовлен закон "О переводе земель из одной категории в другую". Закон компактный и состоит лишь из одной статьи (вторая статья гласит, что закон вступает в силу со дня опубликования). Суть его сводится к тому, что все действия с землями будут осуществляться лишь одной-единственной администрацией области. Так вот на этот краткий закон поступили заключения из КСП на одной странице машинописного текста, из областной прокуратуры - на двух страницах и правового управления ЗС - на 1,5 страницы. И суть всех этих заключений в том, что предлагаемый законопроект не соответствует действующему федеральному законодательству.
    На следующий день депутаты на заседании бюджетного комитета живо обсуждали законы о фондах - новшества в межбюджетных отношениях в Тверской области. При рассмотрении отчета КСП о проверке государственных унитарных предприятий за 2003 год выяснилась любопытная ситуация. По данным Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания, за 2003 год на территории области действовало 114 госпредприятий, работающих в самых разных отраслях народного хозяйства: от строительства и автотранспорта до культуры и искусства. Все они производили разного рода товары и услуги на 1 млрд. 672,7 млн. рублей, что дало им чистой прибыли чуть более 14 млн. руб. В бюджет области все они должны были перечислить около 8,5 млн. рублей, но дали всего 44% от этой суммы. Некоторые предприятия вообще сработали себе в убыток. Удивительно, но факт: даже торговля лекарствами оказалась невыгодной. ГУП "Фармация", оказывается, в 2003 году получило всего 2000 рублей прибыли при скромном плане в 550 тысяч.
    В связи с этим губернатор Дмитрий Зеленин принимает решение продать в этом году часть государственного имущества - девять ГУПов. Среди них ГУП "Фармация", ГУП "Тверьавтотранс", ГУП "Тверской областной ипподром" и другие. Продав их, предполагается выручить как минимум 1 млн. 180 тыс. 232 рубля и 50 копеек. "...С учетом социально-экономического положения Тверской области приватизация госимущества Тверской области должна быть направлена прежде всего на решение следующих задач: продолжения структурных преобразований в экономике; оптимизации структуры госимущества Тверской области; стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и активизации фондового рынка и формирования доходов бюджета области" - так записано в Прогнозном плане (программе) приватизации госимущества области на оставшиеся 2 месяца 2004 года. Проект соответствующего областного закона был направлен в ЗС 6 октября.
    Центральная пресса давно уже обращала внимание на стремление грефо-кудринцев поскорей распродать ГУПы, не считаясь с ценой. Лишь бы избавиться от бремени госсобственности. Примерно той же логике следуют и наши тверские областные руководители, и в результате распродажи девяти тверских ГУПов за все про все предполагается выручить около 1% всей балансовой стоимости! И хотя всего этого депутаты не говорили, было очевидно, что при удобном случае об этом обязательно будет сказано...


Вениамин ЕРОФЕЕВ


Одним из самых ярких событий прошлой недели стало появление сенаторов из Комитета Совета Федерации по бюджету, вдруг решивших провести свое заседание на выезде в Твери. Это стало результатом инициативы представителя Законодательного Собрания Тверской области в Совете Федерации Владимира Петрова, уговорившего погостить в славном городе Тверь своих коллег: Евгения Бушмина, председателя комитета и руководителя делегации; Виктора Абрамова, Вадима Артюхова, Владимира Германенко, Наталью Дементьеву, Ефима Малкина, Леонида Мостового, Вячеслава Новикова, а также ряд персон из Министерства финансов, Законодательного Собрания Тверской области, администрации Дмитрия Зеленина. Всеми разговорами и дискуссией руководил Евгений Бушмин.
    

    В нашем парламенте они решили обсудить тему "О подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" к третьему чтению и функционировании фонда реформирования региональных и муниципальных финансов". За этим неудобоваримым названием кроется обычное для депутатов обсуждение поправок к законопроекту о бюджете России на 2005 год. Его объем в рублях перевалил далеко за триллион, а тут, в Твери, народные избранники решили показать свою озабоченность в распределении денег на копеечные по сравнению с доходной и расходной частями бюджета суммы: государственный и муниципальный долг предложили уменьшить на 7,9 млрд. рублей; дотации субъектам Федерации увеличить на 3,4 млрд. с достижением уровня в 33,4 млрд. рублей; расходы по строительству дорог увеличить на 3,5 млрд. рублей; на сглаживание различий в социально-экономическом развитии областей дать дополнительно 1,0 млрд. рублей. Деньги эти взяты из других статей расходной части бюджета.
    Много слов произнесено о межбюджетных отношениях центра и субъектов Федерации. Собственно, этой теме и был посвящен один из главных эпизодов политического спектакля - доклад представителя нашего ЗС в Совете Федерации (то есть сенатора, он же первый заместитель Евгения Бушмина) Владимира Петрова. Предугадывая вопросы о причинах появления сборной московской команды в стенах здания Законодательного Собрания, Владимир Анатольевич озвучил два аргумента. Первый воспринимается как комплимент: по его мнению, в Тверской области действует молодая и энергичная новая администрация вкупе с "опытной когортой" депутатов Законодательного Собрания; второй аргумент - Тверская область участвует в эксперименте фонда развития и реконструкции, связанном с финансовыми отношениями. Петров говорил о трансфертах, то есть о деньгах, изымаемых из бюджетов областей в общий федеральный котел, из которого затем раздают тем же субъектам: кому больше отнятого, кому меньше (это своеобразный принцип социализма на субъектовом уровне: все отнять, потом поделить). Обратил внимание, что дифференциация (то есть различие) в доходах между регионами в 2005 году увеличится, потому мы не должны обижаться на небольшие выделяемые из Москвы трансферты. Указал на явление, которое называется лоббизмом регионов-доноров, в результате которого их интересы побеждают во властных органах России. Разочаровал слушателей сообщением, что для повышения зарплаты бюджетникам "пока ничего нет". И это в то время, когда во многих городах России (в Твери - тоже) учителя и врачи криком кричат о нехватке зарплаты для сносного существования!
    Руководитель Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Антон Силуанов обратил внимание на то, что принцип отчислений доходов в федеральную казну сохранится: 42% доходов регионов отойдут в центр, 58% останутся на местах, но при этом подчеркнул, что проблема повышения зарплаты должна решаться самими регионами исходя из конкретных условий и возможностей. Провозглашенный тезис, что основной целью межбюджетных отношений является максимальное сглаживание противоречий и выравнивание бюджетного обеспечения регионов, прозвучал как-то неубедительно, особенно на фоне колких, временами почти язвительных реплик Вячеслава Новикова, одного из заместителей Евгения Бушмина, а также выступлений Татьяны Поповой и Леонида Мостового, членов комитета по бюджету Совета Федераций.
    Выступали и наши деятели - заместитель губернатора Андрей Лошаков и Василий Толоко, расхвалили бюджет области на 2005 год, хотя прорывных доходов в нем никто пока не увидел. Реформа межбюджетных отношений у нас вылилась в создание четырех фондов, направленных на стабилизацию местных финансов и развитие муниципальных образований, при этом была оправдана концентрация финансов на областном уровне. То есть наши финансисты идут в ногу с центральными - сначала все надо положить в общий котел, а потом посмотреть, сколько кому из него почерпнуть. Наверное, если бы присутствовал при этом разговоре Олег Лебедев, он снова бы в знак возмущения покинул зал.
    Не все обратили внимание на фразу Вячеслава Новикова о том, что процесс изъятия доходов из бюджетов всех уровней в центр продолжается в скрытой форме и это может привести к тому, что расходы субъектов Федерации в 2005 году нечем будет компенсировать. Зал вежливо промолчал.
    Ну и что такого ценного наша область заимела от посещения знатных сенаторов и финансистов из Москвы? Скажем прямо - ничего. Наверное, наши депутаты ЗС лишний раз получили возможность познакомиться с процедурой рассмотрения подобных вопросов в российском сенате, но приобщились ли они к чему-то новому - сказать трудно. Ничего нового не получили и представители администрации Зеленина: посидели, послушали, убедились в невозможности сдвинуть позицию центра в межбюджетных отношениях, разошлись. Лишь Комитет по бюджету Совета Федерации заработал конкретный результат - получил возможность поставить галочку в плане своей работы - его члены съездили в регион, поучили аборигенов, как надо жить в современных условиях, убедились, что фронды тут нет.
    Какая там фронда, если губернатора Дмитрия Зеленина вызвали в правительство, где он со скучным видом сидел наряду с другими и слушал перепалку Фрадкова с Грефом и Кудриным! Что там губернатору наговорили насчет социально-экономического положения Тверской области, нам станет известно не сразу, но ясно, что пряников ему там не выдавали. Можно предположить, что его визит в Москву связан с недавним решением президента о новом способе назначения губернаторов. Следует ожидать определенных событий к декабрю 2004 года.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru