Архив номеров


Всю прошлую неделю в Москве, в храме Христа Спасителя, шел Архиерейский Собор, на котором высшая церковная иерархия решала, как формировать отношение Православной церкви к самым актуальным вопросам современности. О православной соборности и современных проблемах церковной жизни мы беседуем с участником Собора, архиепископом Тверским и Кашинским ВИКТОРОМ.
    
    - Владыка, каковы главные задачи нынешнего архиерейского Собора?
    
- Во-первых, это подведение итогов четырехлетнего периода, прошедшего со времени предыдущего, юбилейного Архиерейского Собора. Оценки подлежит как внешняя деятельность церкви, межправославные контакты, взаимоотношения между церковью и обществом, церковью и государством, так и внутреннее состояние церковной жизни. Важны также вопросы миссионерства, духовного и религиозного образования, издательской деятельности, социального служения, работы с молодежью, богослужебная тематика, тема канонизации святых. Среди главных тем Собора - преодоление церковного разделения, являющегося трагическим следствием революции и гражданской войны в России. С другой стороны, большое внимание на Соборе уделено подлинному воцерковлению нашего общества, преображению духовной жизни христиан, устроению взаимоотношений между всеми членами церкви на началах братской любви и взаимной заботы.
    - В последние годы в церкви и обществе немало говорится о созыве поместного Собора, в котором примут участие не только архиереи, но и представители клириков среднего звена, монашествующих и мирян. Как вы к этому относитесь?
    
- Такой важный институт церковной власти, как поместный Собор, играет в жизни церкви особую роль. Как правило, он созывается для решения важнейших, догматических вопросов церковного бытия. Если ситуация потребует этого, то такой Собор будет созван. Я полагаю, что сегодня говорить об этом рано. Тем более что созыв поместного Собора является крайне дорогостоящим предприятием. Церковь сегодня не имеет таких больших средств, поскольку значительная часть финансов тратится на реставрацию храмов, возрождение монастырей, социальные нужды.
    - Что вы думаете о современных внутрицерковных группировках, с одной стороны требующих отмены ИНН, электронных кодов, а с другой - ставящих авторитет так называемых "старцев" выше авторитета священноначалия?
    
- Приведу в пример одного из самых уважаемых подвижников современности, старца Кирилла (Павлова). Если к нему приходит человек с какой-нибудь проблемой, то отец Кирилл спрашивает у него: "А пытался ли ты решить эту проблему у своего архиерея? Имеешь ли ты благословение на это от него?" В уважении к священноначалию заключается одна из важнейших сторон православного бытия. К сожалению, люди, недавно пришедшие в церковь, не всегда это понимают. От этого и возникает "младостарчество" - подчинение людей авторитету сомнительного духовника. В своем большинстве такие люди не имеют полноценного воцерковления. Вместо внутренней духовной работы они стремятся общественным ажиотажем привлечь к себе внимание. Старающиеся показать себя принципиальными, они на самом деле не имеют опыта религиозной стойкости, никогда не испытали настоящих преследований. Если бы такие были не комсомольцами, а настоящими верующими во время хрущевских гонений, то иначе смотрели бы на многие вопросы. Боюсь, что в случае гонений такие крикуны первыми отпадут от церкви.
    - Быть может, стоит подумать о наложении канонических прещений, например, об отлучении от святыни или от церкви таких личностей?
    
- В первую очередь мы должны действовать убеждением. Призывать людей к разумному, христианскому, православному пониманию вопросов. Только в крайнем случае, когда человек или группа людей не слушают церковь, священноначалие может пойти на канонические прещения.
    - Владыка, как вы относитесь к экуменизму?
    
- Свидетельство об истине есть одна из основных задач христианина. Если мы не будем участвовать в межконфессиональном диалоге, то как о православии узнают другие народы? Я был в Америке и встречался с протестантами. Оказалось, что они ничего не знают о православии. То, что я им рассказал о нашей церкви, стало для них настоящим открытием.
    - В ходе печально известной церковной реформы, начатой патриархом Никоном, была деканонизирована Анна Кашинская. Пострадали и некоторые другие тверские святые. Так, были деканонизированы благоверные князь и княгиня Владимир и Агриппина Ржевские. До статуса рядовых святых были понижены благоверный князь Михаил Тверской, святитель Варсонофий, епископ Тверской. Будет ли восстановлена христианская и историческая справедливость?
    
- К сожалению, большое значение в решении таких вопросов играет историческая сложность взаимоотношений Москвы и Твери. Даже спустя сотни лет после московско-тверского противостояния негативное наследие прошлого продолжает ощущаться. Так, например, первый московский мэр Гавриил Попов в знак дружбы между Москвой и Тверью обещал подарить нашему городу большой колокол. С тех пор прошло много лет, а колокола как не было, так и нет. Некоторое время назад я лично подавал запрос на учреждение ордена Михаила Тверского. Но и в этом случае ответа, увы, не последовало.


Беседовал Глеб ЧИСТЯКОВ


На улице Лидии Базановой города Твери за последние несколько лет появились великолепные многоквартирные дома. Отличное жилье в самом центре города (улица Базановой пересекается с Трехсвятской в районе торгового центра "Олимп") на таком расстоянии от городского шума, что он вас нисколько не тревожит, - ну, не мечта ли? Отрываем взгляд от мечты, и перед нами предстает суровая реальность - покосившиеся черные домики, которые неизвестно как все еще держатся. В нашей истории речь пойдет именно о них. Хотя... и мечте здесь тоже есть свое место.
    
    Пожарами в частных домах никого не удивишь. Особенно если эти дома расположены в центре города, где земля на вес золота. Темная и запутанная история с тремя соседними домами на улице Базановой началась два года назад именно с пожара. Загорелся сарай во дворе, огонь перекинулся на жилые дома, выгорела половина 46-го, пострадал 48-й. Так за один день несколько человек лишились крыши над головой. Срочно пришлось искать жилище: кто-то подался в морозовские казармы, кто-то нашел себе пристанище в оздоровительном пансионате (бок о бок с больными), кого-то приютили в общежитии. Тем, кому идти было некуда, пришлось остаться в наполовину выгоревшем доме. Жилище пытались восстанавливать, но строить пришлось почти заново, и это оказалось жильцам не по силам.
    Тогда же, два года назад, здесь один за другим стали показываться представители различных риэлторских фирм.
    Первой появилась фирма "Санда". Ее риэлторы оказались самыми настойчивыми и активными. Дом №48 расселили самым первым и наименее болезненно для жителей. Затем принялись за 46-й. По словам жителей, работают они действительно профессионально. Уговаривают, торопят с решением, не дают подумать. Некоторые согласились на не слишком выгодные условия - простые люди не выдержали психологического давления. Некоторые, но не все. Дело застопорилось.
    А между тем фирма "Дирекция единого заказчика" под руководством Анатолия Степанова принялась сносить 48-й дом - здесь планируется строительство первой очереди многоквартирного дома, который будет располагаться на территории трех участков. Участки и, соответственно, дома расположены очень близко. Когда крушили 48-й дом, земля под другими тряслась так, что, казалось, старые домики не выдержат и рухнут. Строители так увлеклись своим делом, что начали пилить плодовые деревья с соседнего участка, который продан не до конца. Когда его владелица попыталась вмешаться и остановить произвол, в ответ она услышала ужасную грубость.
    Но самое страшное для жителей - это постоянные поджоги. В последнее время они живут как на пороховой бочке. В конце сентября дома поджигали три дня подряд. Один раз жители чуть не поймали мальчишек, которые с помощью ветоши пытались устроить поджог. На следующий день им удалось задержать глухонемого бомжа. Он дал понять, что ему заплатили за поджог.
    Под предлогом оформления документов продавших свою землю соседей риэлтор забрала домовую книгу у одной из семей. И вот уже три месяца простодушные хозяева не могут вернуть ее. А без домовой книги нельзя поставить в паспорте штамп о регистрации. Роль прописки в эпоху борьбы с терроризмом все увеличивается, у несчастных людей возникают тысячи проблем.
    Жители обращались в милицию, прокуратуру, администрацию Центрального района. Их принимают, выслушивают, понимают. Им кивают, и на этом кивке работа властей заканчивается. И продолжается "работа" заинтересованных лиц. С каждым днем у жильцов домишек на Базановой тает вера в справедливость и закон, и растет страх оказаться на улице.
    Как о неслыханной милости, мечтают они: "Дали бы квартиру в новом доме, который будет построен на месте нашего". А, собственно, почему это мечты? Почему люди, которые лишаются фамильного дома в центре города, не вправе претендовать на достойную компенсацию? Потому что деньги в нашем обществе, в нашей власти, в нашем бизнесе - царь и бог? Потому что все устройство нашего государства таково, что его нисколько не волнует судьба маленького человека, через которого так легко переступить?
    Сжигая домик, люди сжигают в себе человечность, и пока закон, признанный обществом, молчит, другой закон, который им не писан, пророчит: "тайное всегда становится явным" и "на чужом несчастье счастье не построишь".


Елена БУРЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Тверскому театру кукол - 60! Полторы недели назад эта знаменательная во всех отношениях дата была отмечена праздничным концертом, на котором зрители смогли увидеть первое отделение новой постановки "Варьете "У Воланда". Сама же премьера спектакля состоится 6 ноября. Накануне открытия 61-го театрального сезона мы встретились с режиссером, художественным руководителем Тверского государственного театра кукол, заслуженным деятелем искусств России Сергеем БЕЛКИНЫМ.
    
    - Сергей Львович, недавно Театр кукол отметил 60-летие. К тому же, если я не ошибаюсь, вы 15-й год работаете в этом театре.
    
- Уже пошел 16-й. В сентябре исполнилось 15 лет, как я работаю в Тверском театре кукол. Так получилось, что это совпало с празднованием юбилея театра. Хотя хронологически театр отметил юбилей 1 июля. Но в связи с отпусками и с тем, что мы были заняты подготовкой "Варьете "У Воланда", было решено перенести празднование на сентябрь.
    - Что изменилось в театре с тех пор, как вы пришли сюда? Какой он теперь - современный Театр кукол?
    
- Современный Театр кукол сильно изменился хотя бы потому, что на сцене стали появляться живые актеры, новые системы кукол, идет поиск новых средств выразительности, световых эффектов, освоение нового драматургического материала. Театр кукол не стоит на месте. Он не находится сейчас на пике славы, как, впрочем, весь Театр с большой буквы (к примеру, Драматический театр, Театр для детей и молодежи). Театр в целом сегодня не очень нужен обществу. Общество занято другим - накоплением денег. Пусть это прозвучит несколько цинично, я уверен, время театра придет, как это было в 60-70-80-е годы, когда в театр приходили за словом правды, за словом свободы. Однако говорить о том, что театр сегодня находится в застое, я бы не стал. Мы где-то посредине между застоем и всплеском, будто бы затаились и ждем своего часа. В театр приходят профессионалы - это и авторы, и соавторы, и актеры. В данном случае Тверской театр кукол все эти 15 лет, которые я здесь, работает достаточно стабильно. И я горд этим.
    Что же касается освоения нового драматургического материала, здесь у Театра кукол большое будущее. Не секрет и не новость, что он уже давно осваивал и достаточно успешно и Чехова, и Достоевского, и Шекспира, и Мольера, и многих других авторов, которые неожиданно на сцене Театра кукол зазвучали совсем по-другому, нежели в театре драматическом. Хочу сказать, что мне, например, не раз предлагали поставить спектакли на сцене драматических театров. Меня это не привлекает, потому что именно сегодня театральная кукла интересней, к сожалению, чем живой актер. Повторяю, мы переживаем не лучшие времена.
    Так уж сложилось, что в любом театре сцена возвышена над залом, а это предполагает символически, что актер должен возвышаться над публикой, над толпой. Сегодня, по моим наблюдениям, и это может быть спорно, актеры драматических театров не столь наполнены личностно, не столь ценны внутренне, чтобы за ними было интересно наблюдать. Вот почему будущее, на мой взгляд, за искусством более символическим, метафорическим, образным, которое позволяет делать кукольный театр.
    - Насколько сложно выжить человеку искусства?
    
- Давайте вопрос поставим шире. Человеку искусства всегда было непросто выживать. У нас иногда говорят - "люди культуры". Я бы разделил понятия "люди культуры" и "люди искусства". Я считаю, люди культуры - это всеобъемлющее достояние нации, в которое входит и производство, и наука, и техника, и сельское хозяйство, и образование, и медицина, и искусство в том числе, и многое другое. Люди искусства стоят несколько особняком. И так было всегда. Я выскажу, быть может, не новую мысль, но она звучит так: искусство - это всегда элитарная вещь. И стремиться к тому, чтобы искусство стало массовым, как это было при советской власти, нельзя. Конечно, хорошо, когда в зале аншлаг. Но даже когда зал не полон, расстраиваться не стоит. Мы созданы и существуем не для того, чтобы забивать зрительные залы. Цели и задачи искусства - они элитарны. Я всегда говорил и говорю, что театр - это то место, где люди разговаривают по душам. Зритель приходит в театр не только наслаждаться или провести время. В театр публика должна приходить, чтобы тратить себя. Это работа, это труд. Иногда кто-то скажет: мол, плохой спектакль. Да, есть плохие спектакли, есть неинтересные спектакли. Но порой хочется задать вопрос: а ты-то себя, сидя в зале, как-то потратил, пытался понять, вдохновиться, эмоционально взволноваться. По моему убеждению, театр прежде всего, существует для эмоционального волнения, а не для рассудочного восприятия. Он должен смеяться, плакать, горевать, переживать. И только выйдя из театра, он может задуматься: а зачем это было? В этом цель театра. Если это получается - замечательно. Я не люблю зрителя, который сидит и рассудочно воспринимает спектакль.
    - Новая постановка "Варьете "У Воланда" поставлена по вашей пьесе. Я так понимаю, что этот спектакль не интерпретация булгаковского произведения, а нечто иное. Какой смысл вы, как автор пьесы и режиссер, вложили в эту работу?
    
- Перечитывая Булгакова несколько лет назад, я предположил гипотетически: прощаясь с Москвой, Воланд и компания обещали вернуться (по Булгакову), а что, если они сдержали слово и вернулись в Россию в новом веке? Я задумался над тем, какими они увидели наш город, горожан, не только Тверь, а Россию? Мы изменились или нет, что с нами произошло через сто лет со времен Булгакова? Для меня Воланд - это все-таки белый дьявол. По Булгакову, Воланд не хочет нам зла и не хочет добра, он просто приоткрывает нам глаза на самих себя.
    Я стал работать над этой идеей, придумал порядка 18-ти эстрадных номеров, связанных между собой одной мыслью. Начинается все с того, что Воланд предлагает Фаготу: "А не продолжить ли нам сеанс разоблачения?" Фагот только рад, отвечая: "С превеликим удовольствием!" Итак, сеанс разоблачения продолжается. Спектакль "Варьете "У Воланда" не строится так, что сам Воланд видит человека только плохим. Мы постарались показать Воланда с разных сторон: он может и любить, и убивать, радоваться и ненавидеть. Эстрадные номера показывают человека с абсолютно разных сторон. Мы постарались преподнести публике спектакль в легкой, незатейливой форме, которая нравится зрителю. Это спектакль для взрослых, потому что там есть современная пикантность - я не люблю вульгарность на сцене, которую могут понять все-таки люди взрослые.
    - Что еще ожидает зрителей в этом сезоне?
    
- До нового года мы планируем выпустить давно задуманный нами спектакль "Золушка". А уже в следующем году, если все будет хорошо, мы продолжим традицию спектаклей для взрослых. Что это будет за спектакль, пока секрет.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


В СВЕТЕ сегодняшних разговоров о необходимости усиления контроля и повышения бдительности в школах и детских садах, весьма показательна история, произошедшая недавно в 12-й школе города Твери. В вышеназванном учебном заведении накануне празднования Дня учителя отпустили первоклашек с последнего, четвертого, урока. Вот так просто - на все четыре стороны. Если бы подобное случилось, скажем, в старших классах - для тинэйджеров не было бы лучшего подарка, но для малышей, которые всего месяц ходят в школу и которых после уроков в обязательном порядке встречают родители, данное событие явилось настоящим стрессом.
    Кто-то из детей самостоятельно добрался до дома, благо, многие живут недалеко от школы, а кто-то, кому с местом проживания не так повезло, рисковать не стал и стоял около школы в течение часа в ожидании родителей.
    Удивляет тот факт, что никто из учителей даже не задался вопросом: а почему малыши (а ведь среди первоклашек сейчас очень много шестилеток), только вчера пришедшие из детского сада в школу, стоят, как неприкаянные, во дворе одни, без присмотра взрослых, на протяжении достаточно долгого времени. Территория, прилегающая к 12-й школе, весьма небольшая, не заметить детей невозможно, страшно представить, чем могла бы обернуться подобная халатность. Рядом со школой находится оживленная проезжая часть - как-никак центр города, здесь же торговый комплекс "Олимп", активно посещаемый разнообразным людом, да еще до кучи и цыгане с Трехсвятской! Ребенка могли украсть, он мог попасть под машину, мог просто заблудиться в городе, в общем, могло случиться что угодно.
    Интересно, что практически все родители, услышав об этой истории, вспоминали нечто подобное из своей практики или рассказывали, что похожее безобразие происходило с детьми знакомых. Наши безалаберность и наплевательское отношение ко всему, и к жизни детей в том числе, неискоренимы, и не повлияют на это отношение никакие теракты и указы об усилении бдительности.
    Детей отпустили сознательно, неужели учитель не понимал, к чему это могло привести? Конечно, в жизни бывают разные ситуации, ну, запиши ты каждому ребенку в начале недели в дневник об изменении в расписании, позвони родителям, предупреди, что последний урок отменяется! Почему столь элементарные шаги просто не приходят в голову людям, которым мы доверяем не только воспитание ребенка, но и самое дорогое - его жизнь?
    Понятно, что во всей этой истории нет никакого злого умысла. Учитель просто не подумала, к чему может привести подобная беспечность, и, я более чем уверена, что и человек-то она замечательный, но...
    Как правило, люди у нас в системе образования работают хорошие, но, к сожалению, все больше в последнее время случайные.
    Руководство учебных заведений зачастую считает: если пришел человек в школу или в детский сад работать за мизерную зарплату - спасибо ему и на этом, что там с него еще требовать?
    Отводя своего ребенка в школу или детский сад, мы вправе рассчитывать на то, что там он будет в безопасности, с ним ничего плохого (по крайней мере, в учебное время) не произойдет. Однако сейчас никто ни в чем не уверен, потому что никто ни за что не отвечает, и дело даже не в террористических актах, а в том, что в нашей стране всеобщего пофигизма и безалаберности ничего предотвратить и изменить невозможно.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru