Архив номеров


ПЕРВЫЙ В РОССИИ ЖЕНАТЫЙ АРХИЕРЕЙ НОСИЛ ТИТУЛ ЕПИСКОПА КАШИНСКОГО И РЖЕВСКОГО

История Русской церкви XX века полна драматических страниц. После Февральской революции и последовавших после нее событий некогда мощная синодальная церковь разделилась на целый ряд различных по вероучению и отношению к государственной власти религиозных организаций. Одной из самых влиятельных церквей довоенного периода стала так называемая "обновленная" Русская православная церковь. В ее состав входило около 100 архиереев, а руководящим органом был священный синод, признанный восточными православными церквями. К началу тридцатых годов в руках представителей этой церкви было сосредоточено до 70% бывших синодальных храмов. Среди своих главных задач православные обновленцы видели обновление и упрощение богослужения, перевод его на современный язык, приспособление церковных канонов к нуждам времени. Одной из интереснейших страниц этого церковного движения стало появление и становление женатого епископата.
    О том, что в древней христианской церкви существовали женатые епископы, сегодня знает любой историк. Пятый пункт "Апостольских правил" даже запрещал епископам изгонять своих жен: "Епископ, или пресвитер, или диакон, де не изгонит своей жены под видом благоговения". Со временем, однако, необходимость в женатых епископах отпала. Развитая христианская церковь имела достаточное количество кандидатов в епископы, не имеющих семьи и мирского попечения. Поэтому на шестом вселенском соборе было решено узаконить безбрачие епископов. Впрочем, и после этого женатые епископы иногда встречаются в истории церкви. Так, в Древней Руси было несколько женатых епископов. Среди них новгородские архиереи Илия (1164 г.) и Гавриил (1185 г.), ростовский Иоанн (1214 г.). Историк А.В. Карташев предполагает, что женатым епископом был и новгородский святитель Иоанн (1109 г.), прославившийся тем, что летал на бесе в Иерусалим. Древних женатых епископов называли "белыми клобуками", поскольку они относились к белому духовенству и носили белые головные уборы - клобуки. Впоследствии белые клобуки стали носить все новгородские, а затем и все российские митрополиты.
    В 20-е годы прошлого века в Русской церкви развернулась дискуссия о возрождение женатого епископата. Сторонники обновленного православия на втором поместном соборе (1922 г.) утвердили это решение.
    Первым архиереем, рукоположенным без традиционного иноческого пострижения, стал Николай (Соловей) епископ Кашинский и Ржевский. Примечательно, что епископом он стал еще до решения поместного собора 1922 года. Ранняя биография владыки Николая практически неизвестна. Современники рассказывали, что Николай Соловей происходил из старинной еврейской семьи. В раннем возрасте, возможно, еще в детстве, он принял крещение в господствующей Российской церкви. Окончил медицинский университет. В десятые годы стал заведовать аптекарским магазином, расположенным на окраине Москвы. Незадолго до революции был рукоположен в священный сан. Октябрь 1917-го встретил уже протоиереем. Историки не могут объяснить, почему именно этот человек стал первым женатым епископом. До своего архиерейства Николай Соловей был практически неизвестен в церковных кругах. Ни публицистических, ни исторических, ни церковно-каноничских трудов к тому моменту он не создал. Не создал он их и после. Видимо, лишь воля случая вынесла его на поверхность в то непростое и смутное время.
    17 декабря 1922 года в храме Гребневской Божией Матери на Лубянке Николай Соловей был рукоположен в епископы. В хиротонии принимали участие епископ Макарий Пятигорский и Александр Старобельский. Рукоположен он был в епископа Кашинского и Ржевского. Однако в 1922 году Николай не смог выехать во вверенную ему епархию. Ни в Кашине, ни тем более в старообрядческом Ржеве не оказалось храмов, которые могли бы принять такого экзотического епископа.
    Отрицательное отношение к рукоположению женатого епископа выказал и московский правящий архиерей, митрополит Антонин. Последний, кстати, был избран путем всенародного голосования сразу после Февральской революции. По первопрестольной прокатилась череда скандалов. Так, 19 января 1923 года, в день Крещения Господня, Антонин возглавлял торжественное богослужение в храме Христа Спасителя. Во время Часов, когда митрополит стоял в полном облачении на кафедре посреди храма, к нему подошел иподиакон и что-то шепнул на ухо. Изумленные богомольцы увидели, как митрополит стремительно сбежал с кафедры и пошел в алтарь. Чтец поперхнулся на полуслове. Вбежав в алтарь через северные двери, Антонин вихрем ворвался в диаконник к тому месту, где стоял облаченный в архиерейские одежды епископ Николай Соловей.
    "Если этот выйдет, - бешено закричал митрополит Антонин, обращаясь к священнику Красницкому, - я тотчас сойду с кафедры и уйду в облачении прямо в народ - мы пойдем в другой храм совершать литургию".
    "Хорошо, хорошо, владыко, все будет так, как вы говорите", - ответил наученный горьким опытом Красницкий, зная, что в таких случаях лучше не противоречить.
    "И в алтаре чтобы его не было!" - воскликнул Антонин и затем, выйдя царскими вратами на солею, извинился перед народом за перерыв в богослужении.
    "Я вынужден был прервать Божественную службу, чтобы изгнать из алтаря самозванца", - заявил Антонин при полном одобрении молящихся. Николаю Соловью пришлось выйти из алтаря и простоять всю службу на солее.
    Позднее московский митрополит смягчил свое мнение по поводу женатого епископата. Он пообещал признать его, если будущий Поместный собор примет соответствующее решение.
    Когда стало ясно, что Кашинская и Ржевская епархия не готовы к приему нового архиерея, ему было поручено выехать с дипломатической миссией на запад. Николай Соловей получил задание выехать в Монтевидео в качестве представителя Русской православной церкви. Для усиления своего духовного и политического веса он был возведен в сан архиепископа. Однако как только святой владыка оказался за границей, то сразу занял откровенную антисоветскую позицию. Еще по пути в Америку, в Латвии, архиепископ дал пресс-конференцию, на которой поносил советскую власть и все обновленческое церковное движение. В тридцатые годы архиепископ Николай объявил себя "тихоновцем", т.е. последователем церковного движения патриарха Тихона. Проживая в США, он поддерживал контакты с Американской православной автокефальной церковью. В 1947 году архиепископ Николай неожиданно обратился с письмом к патриарху Алексию (Симанскому). В нем он просил принять его в юрисдикцию только что воссозданной Московской патриархии. Однако на этот момент вся зарубежная деятельность патриархии контролировалась КГБ. Спецслужбы приняли решение о нецелесообразности присоединения зарубежного беглеца и агента американского влияния. Особенную ревность в вопросе о женатых епископах, как ни странно, проявлял в те годы секретарь патриарха Алексия, офицер КГБ, протоиереей Н.Ф. Колчицкий. Он требовал, чтобы таковые в церковь не принимались ни при каких условиях. Тем не менее, большинство обновленческих священнослужителей, в том числе и епископы, были приняты в Московскую патриархию, прощены и оставлены служить в сущем сане.


Глеб ЧИСТЯКОВ


Недавняя поездка тверских паломников по землям некогда единой Руси отличалась от других тем, что наши православные верующие не только посетили всемирно почитаемые святыни, но и освятили в Почаевской лавре написанную в Твери икону. Тверские миссионеры несли с собой духовную поддержку братьям во Христе и повсеместно были встречаемы с радостью. По возвращении из дальнего путешествия настоятель прихода блаженной Ксении Петербуржской иерей Сергий ДМИТРИЕВ дал интервью еженедельнику "Караван".
    
    - Основной целью нашей поездки, - сказал отец Сергий, - было посещение Почаевской лавры и освящение там списка иконы Божией Матери Почаевской для храма блаженной Ксении Петербуржской, чтобы потом эту икону, дар архиепископа Виктора, расположить в нашем иконостасе. Идея написания такой иконы появилась после прошлогоднего Волжского крестного хода, когда Почаевская икона Божией Матери была в Твери, у нас, в строящемся храме. Таким образом, путешествие на Украину стало как бы продолжением того крестного хода.
    В Почаеве нас приняли очень хорошо. Икону нашу поместили в центральный алтарь собора, на горнем месте, и освятили сразу после вечерней службы. Все тверские паломники помолились в лавре, исповедовались, причастились. На следующий день после литургии тверской список Почаевской иконы был вынесен через Царские врата. Очень много людей пришло к нашей иконе приложиться, и долгое время мы просто не могли покинуть храм.
    В Почаеве нам дали частицы мощей почаевских святых, преподобного Иова и преподобного Амфилохия. Мы привезли эти святыни в Тверь, и в дальнейшем у нас будет написана икона преподобным.
    Затем мы поехали в сторону Киева, чтобы посетить Киево-Печерскую лавру. Ведь именно в ней находятся мощи преподобного Ильи Муромца, часовня которому создается в Твери, на Соминке, с благословения владыки Виктора. Богатырь Илья был человеком верующим, духовным и после своих подвигов постригся в монахи Киево-Печерской лавры, где защищал нашу землю уже молитвами. У мощей преподобного Ильи Муромца был отслужен молебен и освящена икона этого святого.
    На пути в Тверь посетили еще Оптину пустынь, где искупались в святом источнике, заехали в Шамординский монастырь.
    Везде нас принимали с любовью, удивлялись, что мы привезли свою икону освящать аж за полторы тысячи километров. Но на самом деле эта поездка была полезна и для нас, посетивших великие святыни, и для них, видящих, что из России идет к ним поддержка, которая им очень нужна. Россия помнит своих братьев во Христе и молится вместе с ними, чтобы у нас опять все было едино!


Записал Борис ГУРОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru