Архив номеров


Еще зимой в некоторых газетах появилась информация о том, что режиссеру и художественному руководителю Театра для детей и молодежи Ларисе Леляновой присвоили звание "Заслуженный деятель искусств". Как замечает Лариса Олеговна, "это была чья-то чудовищная шутка". Лелянова полгода принимала поздравления и цветы, и каждому приходилось объяснять, что поздравления преждевременны. Поэтому, когда Ларисе Олеговне сказали, что она получила звание "Заслуженный деятель искусств", она не поверила, решив, что в нее "полетела очередная пуля". Лелянова поняла, что это правда лишь тогда, когда сама увидела указ президента Путина.
    
    ЗА ОФИЦИОЗНЫМ словосочетанием "Заслуженный деятель искусств" стоят годы титанически сложной режиссерской работы, непрерывного творческого поиска, сотни литров выпитого кофе, тысячи выкуренных сигарет и миллиарды "сгоревших" нервных клеток. Мы встретились с Ларисой Леляновой на репетиции нового спектакля.
    - Лариса Олеговна, вы получили звание "Заслуженный деятель искусств". Для вас это было ожидаемым или, наоборот, неожиданным?
    
- В настоящее время я глубоко погружена в работу, очень много разных проблем, дел в театре и так далее. Вот почему для меня это стало абсолютной неожиданностью. Я, конечно, знала, что на каком-то этапе подписания находятся документы, но не ожидала, что это произойдет именно сейчас. Известие о звании - это радость со слезами на глазах, которая вдруг обрушилась на меня.
    - В мае вы давали пресс-конференцию, на которой объявили, что снимаете с репертуара одиннадцать своих спектаклей...
    - Комитет по делам культуры отговорил меня это делать. Но те шесть актеров, которые участвовали в негативном освещении своей работы в газете "Тверское время", через нее обвиняя меня в том, что все мои спектакли бездарные, безнравственные, неинтересные, тупые, - все эти актеры сняты с ролей. Репертуар будет восстановлен. Вот уже два спектакля мы почти восстановили: "Прыгучий мышонок" и "Все о'кей". Будет продолжена работа над остальными спектаклями, но в них заменены артисты. Право автора спектакля - поменять актеров, исполняющих роли. Мое глубокое убеждение: если делается совместная работа, то неэтично в средствах массовой информации поливать эту общую работу, свою же работу грязью. Я считаю, что совершила гуманный поступок: я освободила актеров, которым не нравится мое творчество, от моих спектаклей. Как видите, я пошла им навстречу. Они при этом не уволены, будут заняты в спектаклях других режиссеров, кто-то уже занят в постановках идущего репертуара, но не под моим авторством.
    - С чего ваш театр начинает сезон?
    
- Сезон открывается спектаклем-старожилом "Русалочка". Спектакль немного постарел, равно, как постарели и исполнители. Но мы дорожим этим спектаклем, потому что с него начался наш театр как театр со своим лицом, стилем. "Русалочка" - это тот спектакль, где важны были пластика, музыка, это спектакль-мюзикл. С него началась наша дружба с балетмейстером Джоном Шенгелия, он очень много сделал для театра. Я считаю, мы созданы с ним друг для друга. Джон научил двигаться наших актеров.
    В свое время, когда Джон Шенгелия был приглашен на работу в театр, все с увлечением занимались пластикой, все с восторгом говорили о том, как это замечательно, как это интересно. Все понимали, что нужно привлечь зрителей в театр, что надо делать современные спектакли а-ля Бродвей, чтобы в театр пошла молодежь, которую уже не удивишь никакими "Репками". Сейчас те же самые актеры говорят, что наш театр постепенно превращается в дискотеку. Но на Новый год все равно будут музыкальные шоу, ведь это праздник, а праздники такими и должны быть. Как бы ни называли мои спектакли - дискотека, шоу, цирк, я считаю, спектакль должен быть ярким, зрелищным. В этом лицо нашего театра, его специфика, его художественное направление. Чтобы современная молодежь не ушла в буфет, надо делать такие спектакли, которые заставляют ее сидеть с открытым ртом.
    Весь прошлый год артисты обсуждали меня: плохой я режиссер или хороший, плохой я художественный руководитель или хороший. Но теперь, видимо, я буду обсуждать их. К сожалению, на сегодняшний день актеров чисто психологической школы, с которыми я бы ставила Чехова, Толстого, Тургенева, не так много, их практически нет. У меня все актеры абсолютно разных школ, нет определенного тренинга. Повышать свое мастерство большинство актеров не хотят. В настоящее время у меня около двенадцати актеров, которые продолжают работать над собой и которые стремятся совершенствоваться далее. Все остальные заняты исключительно борьбой, критикой того, что мы сделали за шесть лет, моей нравственности. И сегодня зритель ходит на Андрея Иванова, Ивана Иванова, Елену Соколову, на Аллу Крылову, на Ларису Лелянову, на Джона Шенгелия... на тех, кто работает над собой.
    Поэтому пока спектакли будут такими, какие они есть, - яркие и зрелищные. Как только артисты научатся играть психологические, тонкие спектакли так, чтобы четырнадцати- пятнадцатилетние подростки смотрели с огромным интересом, доберемся и до психологии.
    - Лариса Олеговна, вы сказали, что в вашем театре есть актеры, которые не хотят учиться, совершенствоваться. Не знаю, вам ли стоит задать этот вопрос: тогда почему они до сих пор желают оставаться в театре?
    
- Понимаете, это риторический вопрос на сегодняшний день. Кто-то из актеров, в том числе и заслуженных, говорит: вы превратили театр в цирк, а я не умею танцевать и не желаю. Ну, хорошо, ты не умеешь танцевать и не желаешь, а завтра я назначу тебя на роль чертенка, скачущего вокруг елки. Это специфика театра. Он детский, юношеский, подростковый, молодежный.
    Мои требования принимают не все, и это доказывает, что конфликт в коллективе до сих пор не исчерпан, он на пике. Что касается меня, несмотря ни на что, у меня море энергии, творческих сил для того, чтобы сделать новый виток.
    Теперь другое время. Театр должен быть конкурентным на рынке других театров страны, иначе его просто закроют и правильно сделают. А чтобы сделать его конкурентным, надо повышать свое профессиональное мастерство. Поэтому будут работать и зарабатывать более-менее прилично, так, чтобы прокормить свою семью, те, кто будет совершенствоваться, те, кто будет идти на мои новые эксперименты и не только мои, но и других режиссеров тоже.
    - Как вы считаете, Театр драмы может составить конкуренцию Театру для детей и молодежи?
    
- По счастью, в Тверской области у каждого театра свое лицо. Театр драмы - это определенная публика. Зритель, который постоянно ходит в драматический театр, никогда не придет в ТЮЗ, так же, как и зритель, который постоянно ходит в ТЮЗ, никогда не придет в драмтеатр. У Театра кукол также своя аудитория. Поэтому здесь нет и не должно быть конкуренции. Ведь плюс к индивидуальному художественному направлению у нас разный возрастной адрес. Моя аудитория - это молодежь, подростки, дети. Спектакль должен производить впечатление. После того, как дети насмотрятся кровавых боевиков, трудно произвести впечатление "Репкой" или "Колобком". Надо сделать либо очень страшно, либо очень смешно. Нельзя стоять на месте, важно искать новое для зрителя.
    Буквально через два года я отмечу пятидесятилетие. Но мне приходится чувствовать себя как минимум на двадцать лет, потому что я работаю в молодежном театре. Хочу, чтобы и актеры чувствовали себя на двадцать лет, проверили, вспомнили, что они хотели увидеть в двадцать лет, а не то, что они хотят сыграть сегодня, когда им восемьдесят четыре.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото автора


На этой неделе Тверская академическая филармония начинает традиционный фестиваль "Музыкальная осень в Твери". Как обычно, открытие фестиваля совпадает с Международным днем музыки, который отмечается 1 октября. Накануне праздника мы встретились с директором и художественным руководителем Тверской филармонии Владимиром БОЯРСКИМ.
    
    - Владимир Ефимович, прежде всего хочется узнать, какой будет нынешняя "Музыкальная осень"?
    
- "Музыкальная осень" - фестиваль-долгожитель. Он будет проходить уже в тридцать пятый раз, поэтому его можно считать юбилейным. Каждый фестиваль "Музыкальная осень" - это определенная концепция, новый взгляд на исполнителей. В нынешний праздник включена одна эстрадная программа - концерт Ирины Понаровской. Мы пригласили на фестиваль королеву русской песни Людмилу Георгиевну Зыкину (она закрывает праздник 30 октября) и великолепный хор имени Пятницкого, составляющий гордость народного искусства.
    Конечно, будут и джазовые программы. В этом году исполнилось семьдесят лет корифею российского джаза, народному артисту России Георгию Гараняну, который сейчас является главным дирижером оркестра легендарного Олега Лундстрема. Вместе с саксофонистом Георгием Гараняном будут выступать народный артист России, известный гитарист Игорь Бриль, супергитаристы Алексей Кузнецов, Александр Ростоцкий, аккордеонист Владимир Данилин и другие, все они звезды российского и мирового джаза.
    К девяностолетию великолепного артиста Владимира Зельдина мы выпустили программу "Без женщин жить нельзя на свете, нет!" С ним в паре выступят солисты Тверской филармонии Анатолий Быков и Олечка Боярская (дочь Владимира Боярского и внучка Владимира Зельдина. - Прим. авт.).
    Естественно, мы готовим и благотворительные концерты: для детей-сирот "Дела давно минувших дней", посвященный двухсотлетию Михаила Глинки, и для ветеранов - концерт, который традиционно состоится в День пожилого человека. Конечно, я не мог не пригласить на фестиваль любимца тверской публики, выдающегося органиста Гарри Гродберга.
    В Москве уже довольно давно существует симфонический оркестр "Русская филармония". Сейчас его возглавляет Юрий Кочнев. Программа, с которой выступит оркестр вместе с артистами нашей филармонии, приурочена к юбилею сочинения Чайковского "Ромео и Джульетта".
    - А как ваше настроение, те проблемы, которые мучили вас в прошлый сезон?
    
- Сегодня трудное время, которое подразумевает конкуренцию. Но дело даже не всегда только в этом. Так часто бывает, что вам мешают - иногда неосознанно, иногда за какое-то вознаграждение или за какой-то интерес. И у Тверской филармонии как у творческого коллектива есть недоброжелатели. Недоброжелатели есть и у меня лично. Один из моих приятелей, руководитель одного из крупнейших предприятий, когда я его спрашиваю: "Как ты живешь?" - отвечает: "В борьбе". Мне понравилось это выражение, и я взял его на вооружение. И теперь, когда меня спрашивают: "Как вы живете?" - я говорю: "В борьбе". Так уж происходит, что если ты честен, порядочен, тебе не всегда дают возможность творить. Пока мне дают такую возможность, я могу делать то, что я люблю, и то, что, мне кажется, я умею.


Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru