Архив номеров


Недавние публикации тверской прессы, как в нашем городе управляются с мусорной лавиной, нежданно-негаданно вызвали живой отклик, но, увы, не у городской власти, а у руководителя группы предприятий "Искож" Тимура Кравца. Вот и приходится признать, что не власть, получается, более всего обеспокоена внешним видом города, который поставил их на должности, а предприниматели - настоящие граждане древней Твери. И в то же время без власти нам не обойтись. Это она обязана стать тем самым организующим и координирующим началом, которое сведет все мусорные потоки в определенные русла. Что позволит не только избавить город и его окраины от неопрятного внешнего вида и позволит значительно уменьшить количество отходов, но и значительную их часть превратит в полезные вещи.


ПРО ЧТО ДУМАЮТ ДЕПУТАТЫ И ЧИНОВНИКИ

Довольно часто, общаясь с депутатами и чиновниками на темы городского мусора, приходится слышать о некоем мусороперерабатывающем заводе. Что-де только он может решить проблему городских отходов, хотя все отлично понимают, что дело это дорогое. И тут как тут начинают появляться разного рода предложения о поставках в Тверь оборудования, его монтаже и пуске уже готового предприятия. Многим данные предложения представляются заманчивыми, и они готовы под это дело выделить деньги. И то, что пока в Твери нет этого заводика, можно лишь отнести на счет бедности городской казны. И, слава Богу! Поскольку при нынешнем положении дел он представлял бы из себя просто груду дорогого железа. Потому что для него не было бы сырья. А сырье может появиться лишь после того, как будет налажена система ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ.


ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Это сбор, сортировка, обработка, переработка отходов и их захоронение.
    Сбор и сортировка отходов. Крайне желательно уже на этом этапе разделять их по отдельным видам: картон и бумага, текстиль, стекло, черные и цветные металлы, пищевые отходы, опасные отходы и прочее. В Германии, к примеру, это делают сами жители, раскладывая все по отдельным разноцветным контейнерам. У нас это кажется неосуществимым, хотя тут есть вопросы. Но проблему разделения у нас можно решать и по-иному. Например, как это происходит на Люберецком полигоне под Москвой с помощью бомжей... Важно, чтобы было где это делать и чтобы это разделение отходов не нарушало повседневной жизни горожан. Сортировка отходов, конечно, стоит денег, но это частично окупается на следующем этапе.
    Вывоз отходов. Экономически выгодно вывозить по адресам уже разделенные отходы. Адреса могут быть разными. Это дальнейшая сортировка, например, отделение полиэтилена от полипропилена и полиэтилентерефталата (ПЭТФ), из которого изготовляют пластиковые бутылки. Это вывоз на предприятие, использующее для своего основного производства вторсырье, например, опилки, обрезки деревьев и т.п., чтобы из них изготовить потом печное топливо или древесную плиту для мебели. Вот это и есть переработка отходов - превращение их в новое полезное изделие. Это и вывоз токсичных отходов для их дальнейшего обезвреживания, так называемая обработка отходов. Так, например, поступают с автомобильными аккумуляторами, содержащими свинец, и люминесцентными лампами, содержащими ртуть. И, наконец, вывоз отходов, которые уже не подлежат переработке на полигон для захоронения.


КАК В ТВЕРИ ПРОИСХОДИТ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

В нашем городе это происходит самым примитивным образом. Весь бытовой мусор выносится жителями многоэтажек в контейнеры, которые стоят как попало на совершенно не оборудованных для этого площадках. В лучшем случае их ставят на какое-то основание и кое-как прикрывают от ветра. Потом все, что не рассортировали тут же на месте бомжи, с присущей им небрежностью отделяя бумагу, картон, стекло и цветные металлы, вывозится на городскую свалку. В частном секторе, если там в определенные дни или часы не приезжает специальная мусороуборочная машина, жители попросту вываливают отходы в близлежащую канаву, которую потом с грехом пополам очищает муниципалитет. Лучше дела обстоят на торговых предприятиях: там сразу отделяют бумагу и картон, которые тут же сдают предприятию "Тверьвторма". Все же остальное идет прямиком в контейнеры или потихоньку сжигается, отравляя проживающее вокруг население диоксинами. Но основным бичом, загрязняющим городские территории и ближайшие пригородные леса, стали автомобильные покрышки и прочая резина, полиэтилен, полипропилен и ПЭТФ.


ЧТО РАССКАЗАЛИ НА "ИСКОЖЕ"

Переработкой резиновых автомобильных покрышек, рассказал Тимур Кравец, группа предприятий "Искож" занимается довольно давно, но прежде это делалось как бы для интереса. А ведь из полученной резины можно делать разные полезные вещи. Например, резиновые коврики для автомобилей, теннисные корты и даже специальные футбольные поля. К тому же в последнее время резиновая крошка различных размеров стала использоваться в дорожном строительстве. Крупная резиновая крошка хорошо ложится в основание асфальтового покрытия - она снижает шумность дороги, увеличивает ее эластичность и морозостойкость, не позволяет образовываться колее. (Кто ездил по крупным трассам, хорошо знаком с этим явлением, появившимся в последние годы, когда железнодорожные грузовые перевозки заменились автомобильными.) Мелкая же крошка - резиновый порошок - делает дорогу "жирной", не позволяющей воде образовывать на асфальте лужи. Она делает дорогу пористой, не позволяет воде скапливаться в теле дорожного полотна и разрушать дорогу при заморозках; не позволяет со временем стекать битуму с носителя - песка и гравия, что дольше сохраняет целостность полотна и уменьшает пылеобразование, а значит - загрязнение атмосферы.
    Поняв, что дело это выгодное экономически да еще общественно полезное по экологическим соображениям, было образовано новое специализированное предприятие ООО "Эко-Резина". У итальянской фирмы из города Асти "Антарес Эко" было закуплено оборудование, позволяющее достигать очень высокой степени очистки автомобильной резины от металлического и текстильного корда. Столь высокая степень очистки резины - 0,01% загрязнения металлом и 0,1% загрязнения текстилем - позволяет использовать получаемую резиновую крошку для изготовления искусственных теннисных кортов и футбольных полей самого высокого международного класса. А производительность оборудования, перерабатывающего 8300 тонн в год, позволит изготовить два таких футбольных поля.
    Новое предприятие "Эко-Резина" будет торжественно открыто 11 ноября этого года и займется не только переработкой авторезины, но и полиэтилена, и полипропилена (из них изготавливают специальную кровельную черепицу, превосходящую по качеству и срокам службы широко рекламируемый импортный ондулин). А со следующего года планируется внедрить технологию переработки ПЭТФ.


ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ

Все вышесказанное означает, что существующие в нашем городе технологии позволяют также превратить городскую свалку в цивилизованный полигон для размещения отходов и превращения значительной их части в полезные вещи. В нашем городе совершенно нет нужды в затратах на приобретение дорогостоящего мусороперерабатывающего завода. Зато есть необходимость направить часть этих средств на организацию новой системы сбора, сортировки и вывоза городского мусора.
    В частности, "Искож" уже использует полиэтилен, собранный и отсортированный на Люберецком полигоне. Его покупают по 3-4 рубля за килограмм в количестве 50 тонн в месяц. Из него изготовляется до 50 тысяч листов черепицы, а возможно - 250 тысяч. Для этого есть вероятность перерабатывать 300 тонн полиэтилена в месяц. А ведь значительную часть этого сырья можно собирать и у нас в городе, начав хотя бы с торговых предприятий.
    Предприятие "Тверьвторма" производит сбор автомобильной резины, получая за это от областной власти по 600 рублей за тонну, и безвозмездно передает ее "Искожу". Впрочем, Тимур Кравец даже готов приплачивать поставщикам сырья. А брать резину есть где. Только в Твери, по официальным данным, от более или менее крупных автопредприятий через природоохранные органы регистрируется 1068 тонн автопокрышек. Всего же по Тверской области такие предприятия дадут сбор до 3000 тонн. И это только то, что удалось зафиксировать государственному органу по охране окружающей среды. А ведь есть и другие предприятия, где образуются резиновые отходы, - это разного рода автосервисы и шиномонтажные мастерские. Их отходы нигде не регистрируются, а попросту выбрасываются где попало. И третья группа производителей резиновых отходов - это население: автолюбители, владельцы маршрутных такси, автобусов и грузовиков. Их отходы тоже нигде не фиксируются, а просто выбрасываются, загрязняя окружающую среду.


А ЧТО ЖЕ ВЛАСТЬ?

А пока ничего. Ни в городе, ни в области не существует структур, способных выявлять места, где образуются отходы. Никто не взаимодействует с населением, предпринимателями и руководителями предприятий, чтобы организовать их скоординировать действия по сбору резиновых и пластиковых отходов. Пока руководители "Тверьвтормы" и "Искожа" пытаются делать это самостоятельно. Но этого, очевидно, совершенно недостаточно.
    Если городская и областная власть не на словах, а на деле намерены действовать во благо населения, то ей уже пора задуматься о том, что же делать с все нарастающей мусорной лавиной. Тем более что это ее обязанность, накладываемая законодательством.


Вениамин ЕРОФЕЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru