Архив номеров


Когда-то Тверское княжество было настолько могущественным, что Тверь имела реальные шансы стать российской столицей. В эпоху средневековья на нашей земле процветали ремесла, в частности, имелось несколько иконописных школ. Лишь отдельные произведения мастеров тверской иконописи дошли до наших дней.
    
    СЕГОДНЯ к тверской школе иконописи принято относить произведения тверских иконописцев, созданные с VIII по XVI век. Известно, что перед Октябрьской революцией древние тверские иконы имелись в Тверском историко-археологическом музее и Тверском епархиальном древлехранилище. Возможно, некоторые раритеты входили тогда и в коллекцию собирателя древностей - князя А.А. Ширинского-Шихматова. А старинные тверские иконы, приобретенные перед революцией коллекционером Остроуховским и искусствоведом А.И. Анисимовым, легли в основу тверского собрания Государственной Третьяковской галереи. В двадцатые годы прошлого века, в период массового закрытия церквей, найденные на территории Тверской области произведения иконописи поступали в Третьяковку, Русский музей в Ленинграде и музеи Калининской области. Однако большинство икон, находящихся в калининских музейных коллекциях, в годы войны погибли.
    А древнейшим из сохранившихся тверских произведений считается икона "Борис и Глеб", исполненная в конце VIII века и ныне хранящаяся в Киевском музее русского искусства. Эта икона, обнаруженная в Саввино-Вишерском монастыре, является одним из самых древних изображений Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира, злодейски убитых по приказу их брата Святополка Окаянного и почитаемых по всей Руси. Древний мастер не сгладил, а подчеркнул в своем творении индивидуальность братьев. Так, лицо Бориса на иконе округло, скуласто и мягко сдержанно, что, кстати, соответствует его летописному портрету. Образ Глеба, напротив, обладает яркой красотой греческого типа и твердостью взгляда. По мнению исследователей, автор, выполнивший свое произведение в синих и красно-коричневых тонах, опирался на киево-владимирские традиции живописи.
    Киевские иконописные традиции ощущаются и в другом памятнике тверской живописи - миниатюрах "Хроники Георгия Амартола", созданных на рубеже XIII и XIV веков.
    Тверское летописание начинается с 1285 года, намного раньше, чем в других центрах Северо-Восточной Руси. А образцом подражания для тверских летописцев послужили тогда киевские летописи и знаменитая "Хроника Георгия Амартола". Написанная жившим в IX веке монахом Георгием, называвшим себя Амартолом, то есть грешным, "Хроника" рассказывает о еврейском народе, о великом Риме и Византии. Особенно подробен Георгий был в описании византийских церковных соборов, споров о христианских догматах, сражений и церемоний царского двора. Одна из главных тем - это сила и власть императора, определенные Богом. Возможно, именно по этой причине "Хроника" привлекла внимание тверского князя Михаила Ярославича и была переписана по его указанию. Ведь Михаил готовился тогда воспринять сан князя Владимирского, князя всея Руси. Среди 127 миниатюр, иллюстрирующих текст тверского списка "Хроники", наибольший интерес представляют две, расположенные на развороте. На первой миниатюре изображен Спас на престоле, по сторонам которого в молитвенных позах застыли заказчик данной рукописи, великий князь Михаил Ярославич, и его мать Ксения. На другой миниатюре изображен сам автор "Хроники" - монах Георгий. Энергичный образ князя Михаила, человека с широко раскрытыми глазами, выступающим подбородком и крупным носом, явно является его прижизненным портретом.
    Еще один древний памятник тверской живописи - большая икона "Спас-Вседержитель". Находится эта икона в Третьяковской галерее, а датируется, как и "Хроника", рубежом XIII и XIV веков.
    XIV век принес на тверскую землю многие трагические события. Были и мор, и пожары, и неурожаи, и восстание против татар в 1327 году с последовавшей жестокой расправой. Сгинули в Орде, спасая своих соотечественников, тверские князья Михаил, Дмитрий, Александр. Но сохранившиеся с той поры тверские иконы свидетельствуют о том, что наша иконописная школа продолжала развиваться и искать свой стиль и художественный язык. Существовало несколько иконописных мастерских, произведения которых явно отличались по стилю работы. Так, икона "Богоматерь Петровская" вышла, по всей видимости, из тверской городской мастерской. А вот такие произведения, как "Архангел Михаил" и "Рождество Богоматери", родились, по-видимому, в тверской провинции.
    На иконе "Архангел Михаил" изображена могучая фигура архангела с огромными крыльями. В руке меч, а лицо напряжено и сурово.
    Девы окружают возлежащую на ложе Анну - это сюжет иконы "Рождество Богоматери". Вместе с "Царскими вратами", также созданными в Твери и датируемыми XIV веком, две вышеупомянутые иконы входят сегодня в коллекцию Третьяковской галереи, куда попали непосредственно из Тверской губернии. Что же касается маленькой иконы "Богоматерь Петровская", также хранящейся в Третьяковке, то место ее обнаружения неизвестно. Руки Богоматери и младенца на этой иконе сближены, их нимбы слиты. Черты Марии отличаются конкретностью: припухлые губы, низко опустившиеся веки, складки на лбу от сдвинутых бровей. Богоматерь предстает перед нами страдающей, жертвенной и поучающей.
    Тверь в XIV веке поддерживала тесные отношения с религиозным и культурным центром православного мира Царьградом. Известно, что в княжение Михаила Ярославича тверской епископ Андрей посылал в византийскую столицу жалобу на митрополита Петра, что вызвало приезд на Русь патриарших клириков. Свидетельством культурных связей Твери и Византии стал также основанный в 1323 году выходцами из Константинополя Тверской Федоровский монастырь. Еще более участились контакты Тверского княжества и Константинополя во время правления князя Михаила Александровича, при котором Тверь возвратила себе былую силу и даже великое княжество Владимирское. В 1399 коду константинопольский патриарх прислал Михаилу Александровичу икону "Страшный суд", которая потрясла умирающего князя.
    Наиболее древним произведением иконописного искусства, принадлежащим греческому и южнославянскому направлению тверской иконописи, является выносная икона "Богоматерь Одигитрия" с "Николой" на обороте, найденная в церкви села Васильевского близ Старицы. Икона эта была написана в конце XIV - начале XV века, а хранится она ныне в Музее Андрея Рублева. Одежды младенца оранжевые, а лик Марии отличается яркой красотой греческого типа. Взгляд Богоматери тверд, строг и всевидящ. Это сочетание телесной красоты и предельной духовности характерно для византийского искусства, традициям которого и последовал в данном случае тверской иконописец. А прообразом Николы с объемными лицом и фигурой, видимо, была афонская или сербская икона.
    Так помимо летописей рассказывают нам произведения древней живописи о величии средневекового Тверского государства и обширности его связей.


Борис ГУРОВ


Одним из важнейших признаков зарождения русской государственности, безусловно, является введение в употребление русскими князьями титула "Bеликий князь всея Руси".
    
    ПЕРВЫЙ из русских князей, кто ввел этот титул, был Михаил Ярославич Тверской. В 1305 году Тверской князь взошел на великокняжеский Владимирский стол. Таким образом, в следующем 2005 году исполняется 700 лет с момента возникновения одного из важнейших признаков русской государственности.
    9 лет назад, в 1996 году, Тверь отмечала 725 лет со дня рождения Михаила Ярославича Тверского. Нынешняя дата - это событие не только Тверского региона - это событие общероссийского масштаба. В ХХ веке все, что связано с именем Михаила Ярославича Тверского, было скрыто от широкого общественного мнения России. И потому теперь кто же, если не мы, тверитяне, должны проявить инициативу и вернуть имя великого князя Всея Руси.
    Общество Михаила Ярославича Тверского внесло свои предложения в администрацию области. Мы полагаем, настало время обращения и к общественному мнению Твери. Конечно же, необходимо продолжать поиски инвестора для создания полнометражного художественного фильма о Михаиле Тверском.
    В огромном списке планируемых мероприятий, по нашему мнению, самым значительным могло бы стать создание светского памятника Михаилу Ярославичу Тверскому - первому князю Всея Руси.
    9 лет назад была сделана первая попытка создания светского памятника Михаилу Ярославичу. Было проведено два тура конкурса на создание проекта памятника. К сожалению, ни один из представленных проектов не был бесспорным, выдающимся. К тому же, как всегда, не было средств. Кроме советского периода, когда памятники ставились одним росчерком пера генерального секретаря, свободных денег на памятники не бывает никогда, пока не появляется политическая воля и не поднимается волна широкого общественного мнения. Соединившись, они находят средства и воздвигают памятники.
    Да, первая попытка тверитян и покойного мэра Твери А. Белоусова воздвигнуть памятник Михаилу Тверскому не удалась. Думается, это отчасти объясняется и тем, что многие из нас были опьянены возможностью не просто восстановить справедливость, но как бы и посчитаться с прошлым, с Москвою. Сейчас, по прошествии почти 10 лет, становится очевидным, что главное для всех нас - укреплять то, что начинал Святой Михаил Тверской, - собирать Русь, закладывать кирпичи в строительство мощной, великой России.
    Общество Михаила Ярославича Тверского обращается к вам, Дмитрий Вадимович Зеленин, к губернатору тверской земли, к вам, Олег Станиславович Лебедев, к мэру города Твери! Проявите политическую волю, возглавьте патриотическое движение всей тверской земли для увековечивания памяти Михаила Ярославича Тверского как символа единения России.
    Тверь сумела оценить деятельность фонда "Доброе начало". Вот почему мы обращаемся к председателю фонда, к вам, Алла Альбертовна Зеленина, давайте возглавим движение общественности за создание светского памятника нашему великому предку. Это вопрос не узко региональный, это вопрос укрепления единства всей России. Это не только дань памяти, это укрепление национального достоинства всех россиян.
    Общество Михаила Ярославича Тверского обращается к вам, дорогие тверитяне, ко всей тверской земле, давайте сделаем все от нас зависящее, чтобы на нашей земле был возведен памятник великому предку!
    Нам необходимо имя - знамя! Это имя - Михаил Тверской!
    Председатель общества Михаила Ярославича Тверского, засл. арт. РФ Г. Пономарев, член Совета общества, засл. врач РФ, член Союза писателей России В. Годовицын, член Совета общества, искусствовед Н. Майорова, член Совета общества, канд. техн. наук, действит. член Русского геграф. общ-ва Г. Горева, член Совета общества, канд. техн. наук, председатель городского клуба краеведов Б. Ротермель


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru