Архив номеров


Вначале в Тверь пришли его песни в исполнении тверского священника Геннадия Ульянича: задушевные, вдумчивые, о смысле жизни. Потом на волжские берега прибыл он сам, некогда оставивший светский мир и родную Москву для служения Господу и литературного творчества в далеком американском монастыре. Теперь же в Твери начинают жить его книги - мудрые советчики и охранители православной веры. А в нижеследующем интервью инок Всеволод (Филипьев) рассказывает читателям "Каравана" о православии, философии и литературном творчестве.
    
    - В НАСТОЯЩЕЕ время я преподаю гомилетику и патрологию в семинарии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Также несу послушание в издательском отделе монастыря и являюсь одним из помощников митрополита Лавра в его административной и канцелярской работе. В частности, помогаю митрополиту в его переписке по электронной почте и работе над нашими периодическими изданиями "Православная Русь", "Православная жизнь", "Православный путь", "Церковная жизнь" и "Русский инок".
    Миссионерская деятельность, которой по воле Божией я сейчас занимаюсь, на самом деле большая и тяжелая работа. И порой расплачиваться за православное миссионерство приходится очень тяжело. К сожалению, люди видят лишь плоды нашей деятельности, но порой даже не подозревают, какой ценой все это дается.
    - Вы стали монахом еще до отъезда в Америку?
    
- Да, и здесь, в России, находится мой духовник иеромонах Рафаил Берестов. Сейчас он живет с братией в горах Кавказа. До этого был на Афоне и Валааме. (Его брат Анатолий Берестов - известный психиатр и автор многих книг.)
    Не могу не вспомнить и о таком светлейшем человеке, как митрополит Иоанн Санкт-Петербургский, который благословил мой первый сборник стихов "Крещение и покаяние", он читал эти стихи и одобрил их.
    - Вы автор многих духовных песен. Насколько приемлемо для церкви их исполнение как солистами, так и музыкальными группами различного жанра?
    
- Дискуссии по подобным вопросам уже имели место в истории церкви. Когда христианство стало государственной религией, то подобный вопрос стоял о философии. Годится ли языческая философия для христианства и можно ли ее охристианизировать? Был большой спор, и половина святых отцов сказала: "Нет. Она нам не нужна. Все есть в Евангелии". Однако в дальнейшем церковь включилась в культурную жизнь мира, и включилась не для того, чтобы под него подстраиваться, а чтобы охристианизировать культуру и философию. Следовательно, когда сейчас так же спорят о психологии, о литературе, о музыке, следует вспомнить, что прецедент с философией уже имел место. В принципе, охристианизировать все это в миссионерских целях можно. Но охристианизированная книга или песня должна стать для человека мостиком к воцерковлению. Например, есть у меня книга, написанная в жанре художественной прозы, "Начальник тишины". И я буду рад, если она станет последней художественной книгой, которую человек прочитает в своей жизни. Прочитает и, не вернувшись больше к художественной прозе, перейдет к святым отцам.
    - Вы давно пишете стихи и прозу?
    
- Писал я всю жизнь. Но когда уходил в монастырь, то как бы перечеркнул свое прошлое: что я делал, что я писал, о чем я думал. Я постарался, чтобы мое мышление стало как бы белым листом бумаги, способным воспринять духовное наследие церкви.
    Потом, когда я оказался в эмиграции, то повторил то же самое. Мне хотелось смотреть на все так, как смотрит церковная эмиграция. Я просто читал авторов русского зарубежья или подшивку самых первых лет "Православной Руси" и, чтобы напитаться этим духом, прочитывал каждую газету от корки до корки. А уже потом возвращался к тому, что знал в своей домонашеской, доцерковной жизни, чтобы осмыслить их уже в христианском свете. Так, я всегда очень любил стихи Николая Гумилева. И теперь, вернувшись к нему и воспринимая его творчество уже с церковной точки зрения, я нахожу для себя светлое во многих его стихах. Я полагаю, что его участие в монархическом белогвардейском заговоре и мученическая кончина - это не случайности, а предначертанный Господом путь поэта на свою Голгофу.
    - Расскажите про ваш монастырь в Джорданвилле.
    
- У нас около двадцати пяти человек братии монахов-послушников и около полусотни семинаристов, да еще человек двадцать трудников.
    Вокруг монастыря существует посад, в котором набожные миряне покупают себе домики. Если говорить о людях известных, то жили у нас семьи Ростроповичей и Шостаковичей.
    - Много ли в США православных монастырей?
    
- Есть в Америке и греческие, и сербские монастыри. А вот русских не очень много. Так, под Нью-Йорком есть маленький, но большой по своей деятельности женский монастырь Ново-Дивеево. Он содержит в хорошем состоянии огромное кладбище и дом милосердия.
    - Приходилось ли вам раньше встречаться с исполнителем ваших песен тверским священником Геннадием Ульяничем?
    
- Раньше я видел его на фотографиях. На них мне запомнились его светлый взгляд, пшеничные волосы. Потом, после смерти Михаила Круга, вдруг возросло внимание и к моим поэтическим произведениям. В частности, пошел слух, будто бы Круг хотел сделать диск на мои стихи. Во всяком случае, он был продюсером диска, на котором песни на мои стихи пел отец Геннадий Ульянич. Тогда мы с отцом Геннадием узнали друг о друге, а потом удалось наладить и личный контакт. Мы говорили с ним по телефону и обсуждали идею выпуска целого диска моих духовных песен. А вообще я отца Геннадия воспринимаю как ЧЕЛОВЕКА СВЯТОЙ РУСИ. Его светлый облик полностью соответствует внутреннему настроению. Я благодарен Богу, что судьба свела меня с ним в Твери.
    - Есть ли у вас с отцом Геннадием совместные планы?
    
- Если Бог даст, то отец Геннадий напишет новые песни для следующего диска. Тогда мы с Божьей помощью постараемся его издать. В принципе, будем сотрудничать столь долго, сколь долго будет у Геннадия Ульянича писаться музыка на мои стихи.
    - Возможна ли поездка отца Геннадия в Америку?
    
- Было бы очень хорошо, если бы он проехал по православным русским приходам, исполнил свои песни и принес туда, в наше зарубежье, кусочек России здешней.


Борис ГУРОВ
    Фото автора


Начальники точно такие же люди, как и мы, простые смертные. Они очень не любят, когда в газете появляется материал про их промахи по службе и делишки в быту. Зато как приятно, если что-то положительное об их деяниях попадает в прессу. Короче говоря, ничто человеческое им не чуждо.
    
    "КАРАВАН" нередко упрекают в одностороннем, тенденциозном освещении городской жизни. Но это не так, просто в ней почему-то преобладают все больше негативные стороны бытия, и уж если там есть что-то светлое, то, поверьте, этому обязательно найдется место на одной из страниц. Ибо ни "Караван", ни еще кто-либо не ставит перед собой специальной задачи мочить кого-то. Задача любого СМИ совершенно другая...
    Многие наверняка помнят, какой сыр-бор разгорелся в результате отмены Олегом Лебедевым бесплатного проезда пенсионеров в городском транспорте. Тогда это выглядело дико на фоне то тут, то там появляющихся сообщений, что где-то в таком-то городе ввели льготу для малоимущих граждан. Сколько было в первое время скандалов и ругани. И депутаты, и администрация пытались найти приемлемое решение, но как-то все получалось не очень... Тогда губернатор Дмитрий Зеленин принял постановление о компенсациях пенсионерам по возрасту в размере 490 рублей в год. И постепенно все успокоилось, люди начали приспосабливаться. А тут еще нововведения государства по монетизации нашей жизни... На этом фоне проблемы пенсионеров отошли на задний план.
    Почти два месяца назад Олег Лебедев издает постановление о единовременных выплатах малоимущим пенсионерам из городского Фонда социальной поддержки населения. Как это получится, тогда еще никто не знал. Был не самый положительный опыт с выплатами по Зеленину, его, конечно, постарались учесть, но "узнать вкус пудинга можно лишь, попробовав его". Теперь, по прошествии времени, уже можно говорить о первых итогах. А они таковы на примере Пролетарского района.
    Отдел соцобеспечения Пролетарского района сделал заявку в администрацию города на обеспечение выплат 3500 малоимущим пенсионерам. За это время деньги получили 1100 человек. Поначалу собес работал с большим напряжением, принимая 100 и более человек в день. Потом ажиотаж утих, и теперь ежедневно приходят 8-10 человек. Работники отдела связывают это с наступлением дачного сезона, осенью ожидают вторую волну массового похода за пособием. Процедура самого получения пособия упрощена до минимума. Пенсионеру надо лишь собраться с силами и прийти в собес, не забыв паспорт и пенсионное удостоверение. Там ему помогут заполнить формализованный бланк заявления, заглянут в компьютерную базу данных, согласованную с Пенсионным фондом, и тут же выдадут деньги. Если пенсия меньше 1580 рублей, то дадут 500 рублей, если - от 1581 до 2061 рубля, то - 300 рублей. Если пенсия больше 2062 рублей, то в пособии работники собеса вынуждены будут отказать. Правда, таких граждан было всего несколько десятков человек.
    При всей неидеальности такой системы выплат она представляется верхом совершенства и гуманности в сравнении с тем, что требуется от малоимущего пенсионера для получения зеленинских денег. Там для получения 490 рублей надо прийти в присутственное место дважды. В первый раз надо принести не только паспорт и пенсионное удостоверение, но и кучу справок о доходах всех членов семьи. Там все подсчитают, и если среднедушевой доход будет ниже прожиточного минимума, то деньги дадут... тогда, когда они поступят на счет. Вот почему за деньгами от Зеленина за весь период в Пролетарский собес пришли всего человек 400. Так что если в администрации области хотят делать добрые дела, то пусть теперь берут пример с Олега Лебедева. Надо гуманнее относиться к своим гражданам!
    Как относятся люди к этим пособиям? Одни, получив с собесе деньги, благодарят, и видно, что это искренне. Другие ворчат, что это, мол, за деньги такие. Ведь только проездной на трамвай на месяц стоит 150 рублей. Так что полученных денег хватит на 2-3 месяца. Третьи полагают, что эти деньги, конечно же, хорошо, но вот всякий раз ходить за ними... Не то чтобы морока, а просто неприятно чувствовать себя просителем. Унизительно это. Лучше бы, считают они, эти деньги были отданы транспортным организациям, чтобы те могли как-то развиваться и возить, как и прежде, бесплатно.


Вениамин ЕРОФЕЕВ


ОСОБОЕ место в сфере наружной рекламы любого города занимает реклама социальная. Ее наличие, количество и качество в определенном смысле свидетельствуют об уровне общественной сознательности в городе, об отношении городских властей к социальным проблемам и стремлении их решать.
    Чем в этом смысле характерна тверская социальная реклама? Какой след оставила она в памяти народной?
    Прежде всего сам факт, что социальная реклама у нас есть, уже приятен. Помнится, еще недавно по городу на рекламных щитах была развешена удачная серия социальных плакатов, один из них с изображением беременной женщины с рюмкой и сигаретой в руках и трогательной надписью: "Сохрани ему жизнь!" Сильное воздействие этих плакатов отмечали многие. Сейчас проезжающие по тверским дорогам водители повсеместно могут испытать на себе и оценить действие социальной рекламы, связанной с проблемами дорожного движения. К примеру, на выезде из Торжка, у поста ГАИ, стоит внушительный плакат: "Идя на обгон, ты рискуешь человеческими жизнями!"
    Эффект сильного воздействия социальной рекламы зачастую достигается за счет стрессового сюжета и задействует определенные человеческие страхи. Однако это не всегда оправдано. Взять, например, знаменитую надпись на тверских трамваях - "Следующая остановка - СПИД!" Во-первых, многочисленные организации, занимающиеся проблемой ВИЧ/СПИДа, постоянно говорят о необходимости избегать нагнетания страхов вокруг данной темы, налегая больше на просветительство, нежели чем на запугивание, ведь это пагубно отражается на отношении общества к ВИЧ-инфицированным. Во-вторых, многим попросту неприятно садиться в трамвай, ведь ехать до остановки "СПИД" (вместо остановки, к примеру, "Площадь Мира"), согласитесь, жутковато. И еще один показательный момент - первое, что сообщила мне приехавшая этим летом погостить в Тверь родственница: "Какая у вас жуткая социальная реклама!" Имелась в виду все та же пресловутая "остановка".
    Забавно, что встречаются перегибы и в другую сторону. Невозможно было не заметить разившую безмерным позитивизмом акцию городской администрации по поводу того, что "Тверь - добрый город". Нельзя не отметить благороднейшее устремление создать положительный имидж городу. Однако хотелось бы заметить, что социальная реклама призвана решать и определенные проблемы. Почему бы одновременно не запустить социальную рекламу в духе знаменитой "Не надо мусорить!", как-нибудь оригинально побуждающую тверитян беречь чистоту. Основательно поработать над текстом, реализовать необычную идею. Или сопроводить лозунг "Тверь - добрый город" фразой вроде: "Давайте будем друг к другу добрее!" Пользы было бы больше.
    А иначе бывает так, что у тверитян, возвращающихся вечером домой, уставших от груза городских и житейских проблем, неоправданно оптимистичная фраза вызывает раздражение либо саркастическую усмешку.
    В общем, социальная реклама - дело тонкое. Наверное, таким же должен быть и подход к ней.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru