Архив номеров


Несколько лет назад еженедельник "Караван" уже рассказывал о загадочном древнем народе - киммерийцах, некогда проживавших на территории Тверской области. Многие современные исследователи соглашаются с мнением, что топоним "Кимры" имеет несомненно киммерийское происхождение. Ряд археологических находок, а также само местоположение города - высокий холм в устье реки Кимрки, указывают на глубокую древность этого поселения. В последнее время версия о бытовании киммерийцев на территории Кимр и остальной части Тверской области находит все новые подтверждения.


ОТ КИМР ДО КАРАЧАРОВА

Древние авторы: Гомер, Гесиод, Аполлодор, Геродот, Страбон, Посидоний, Диодор Сицилийский, Плутарх и другие - писали немало об этом древнем народе. Некоторые античные историки называли киммерийцев доителями кобылиц и конеядами, явно отмечая их неиндоевропейский облик и быт. Первоначально предполагалось, что киммерийцы жили исключительно на Северном Кавказе. Однако сегодня множество киммерийских и тюркских памятников археологических культур обнаружено и на севере России. Археологические материалы значительно подкрепляются данными языка, и в первую очередь этимологией термина-этнонима "киммер". Кроме Кимр - Кимер типичным киммерийским топонимом является "Карачарово" (вспомните также кавказскую народность карачаевцев и районный центр Брянской области город Карачев). Дело в том, что, по одному из множества понятий, которое несет слово "кара", это слово означает "большой", "великий", "могучий". Слово "чай" означает на киммерийском и общетюркском "река", "русло". Таким образом, термин "Карачай" означает "Большая река" ("Великая", "Могучая"), т.е. имя народа могло произойти от названия реки, как это часто бывает во всем тюркском мире, и означать "речные люди". Но в тюркских языках столь же часто река называется словом "кам", "кем" (как, например, Енисей называли Хем, а его приток - Хемчик). От этого термина происходит и карачаево-балкарское слово "айрыкам", т.е. "остров" или, точнее, "разделенный водой". Такое же название имеет река в Дунайской Болгарии - Камчия. Отсюда нетрудно убедиться в том, что термин "Кам-ер", или "Ким-ер" ("Кимеры", "Кимры") является типично тюркским и означает "речной житель", "речной человек". По мнению ряда авторов, киммерийцы являются одними из предков современных славян. Л.Н. Гумилев относит их к кельтским народам, ряд греческих авторов считали их близкими скифам. Хотя скорее, они в той или иной степени были родственны тем и другим. Верность этой теории помимо прочего подтверждается так называемой "Велесовой книгой": "Биаста киморие такожде оце нахше а ти то ромои триасаи а греце розметше иако прасете устршенои" - "Были киммерийцы также отцы наши, и они римлян потрясали, а греков разметали, как испуганных свиней" (II 6е). Предание о родстве славян с киммерийцами приводит и арабское сочинение XII века "Маджмал-ат-таварах" ("Собрание историй") - в этой легенде фигурируют три брата - Рус, Кимари и Хазар, ставшие прародителями русов, киммерийцев и хазар.


МЕТАЛЛУРГИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ИЛИ ВОИНЫ?

Скорее всего, киммерийцы не были однородной народностью, а представляли собой объединенный происхождением и языком союз племен. Это подтверждается тем, что киммерийцы, проживающие в разных землях, занимались разными видами хозяйствования. Так, у приазовских киммерийцев процветало земледелие, а об уровне скотоводства говорят даже размеры погребальных жертвоприношений, где забивались сотни голов скота. У киммерийцев была хорошо развита металлургия бронзы и железа, керамическое ремесло, изготовлялось отличное оружие. Следы разработки их рудников и металлургического производства со шлаками и остатками плавки найдены в Донбассе, вблизи г. Артемовска. Известно, что киммерийцы, проживавшие в Кимрах, также пользовались железным и бронзовым оружием. Однако оно, скорее всего, приобреталось на стороне, поскольку следов металлургического производства в этих краях пока не обнаружено. Впрочем, проблемы приобретения оружия у местных киммерийцев не было. Обладая мощным торговыми судами, они совершали далекие переходы по Волге. Торговля, рыболовство, а может быть, и пиратство приносили неплохой доход. Примечательно, что родственный киммерийцам народ венеды были искусными мореходами, уже во времена Римской империи у них были большие парусные корабли, значительно превосходившие по размерам и мореходным качествам гребные суда других народов. Сами древние Кимры представляли собой хорошо укрепленный город, способный выдержать нападения небольшого войска. Крупные войска противника сюда не доходили. Желающих забраться в глухие северные леса было мало.
    Древние Кимры - Кимеры - располагались на двух достаточно крутых берегах нынешней реки Кимрки, у самого устья при впадении в Волгу (см. рисунок 1: реконструкция древних Кимр). На левом берегу Кимрки находился детинец - небольшая крепость. Сегодня здесь располагается Кимрский драматический театр. Крепость представляла собой остаток древнего гнездового поселения. В центре этого поселения было расположено целое скопление домов, соединенных между собой внутренними переходами, подземными лазами и укрытиями. Чуть выше по течению Кимрки находилась древняя пристань. Здесь стояли корабли и лодки киммерийцев-кимряков. Спрятанные в тихой гавани, они практически не были видны с проплывающих по Волге чужеземных кораблей. Центральной площади в Кимрах-Кимерах не было. В случае необходимости жители собирались на сходки, городские вече и родоплеменные соборы за пределами города. В древнем кимрском обществе индивидуализм был развит слабо. Каждый человек воспринимался не столько как отдельная личность, сколько как член определенного рода. Этому способствовала не только высокая родоплеменная дисциплина, но и знаковая система примет, ритуалов и символов. Древние киммерийцы носили особую одежду, символизирующую в первую очередь принадлежность к тому или иному роду. Совершенно немыслимо было встретить человека в не свойственном ему облачении. В этом случае он мог быть изгнан из рода или даже предан смерти. Пословица "по одежке встречают", таким образом, имеет чрезвычайно древнее происхождение. Смысл ее кроется в одежде, внешнем виде, обозначающем родоплеменные отношения древних народов. Рудименты этого древнего отношения к одежде дожили до наших дней. Так, например, весьма неприятная история может случиться с подростками, бездумно накалывающими "модные" татуировки, пришедшие из уголовного мира и обозначающие иерархическое положение преступников.
    Древний кимряк-киммериец мог отличиться и стать полноценным индивидуумом только в одном случае. Если он становился воином-завоевателем. Легендарный Конан-Варвар не случайно поэтому почти не появлялся на своей родине, проводя всю жизнь в походах. Патриархально-коллективистское мировоззрение древних киммерийцев "выдавливало" пассионарных членов общества во внешнюю среду. Этим обусловлены воинственность и самоотверженность древних кимряков. Вырвавшись из общины, они шли на огромные лишения ради реализации честолюбивых планов. Киммерийский культ воинов стал одной из главных причин популярности более поздних славянских эпосов о богатырях. Однако активность киммерийских пассионариев не была космополитичной. На территории, завоеванные Конанами-Варварами, приходили их родственники и основывали все новые и новые поселения. Кимры, Карачарово, Тверь входили в так называемую Балтийскую Киммерию. Расположение ее столицы пока не известно ученым. Да была ли она? Возможно, что Балтийская Киммерия была союзом племен с несколькими центрами. Несомненно только то, что Кимры были влиятельнейшим из них.
    На Балтике страна киммерийцев продолжала существовать сотни лет и, вероятно, стала прародиной Северо-Восточной Руси. Это, кстати, согласуется с произведениями Гомера, согласно которому данный народ обитает где-то на далеком Западе, на берегу Океана, в стране мрака и холодных туманов (в его времена киммерийцев в Причерноморье уже не было). От прибалтийских киммерийцев отпочковались потом и кимбры, жившие в Британии, и кимвры, которые в 102 г. до н.э. вторглись в Римскую республику в союзе с тевтонами - о данном происхождении кимвров сообщают Посидоний, Страбон, Диодор Сицилийский. Правда, многие современные авторы относят кимвров к германцам, но, по мнению историка В. Шамбарова, такая точка зрения совершенно беспочвенна. Стоит вспомнить, что даже у римлян германцев начал выделять в отдельную группу народов только Гай Юлий Цезарь через полвека после кимврского нашествия. Значительная часть киммерийцев была ассимилирована скифами, другие ушли за Дунай. Ученым еще предстоит исследовать историю киммерийцев, а нашим краеведам - древнюю историю Кимр.


Сергей ПРИКЛОНСКИЙ


Лично мне больше нравится прежнее название этого населенного пункта - Спас-на-Холме. Но и нынешнее его имя, данное при матушке-императрице Екатерине Второй, отнюдь не новодел. Что ж, Красный Холм так Красный Холм, был селом - стал городом. И мотало же городок. Он включался то в Весьегонский, то в Бежецкий уезды, входил в состав то Рыбинской, то Тверской, то Московской областей. Власти, вероятно, рассуждали так: не будет же возражать население, которого и нынче-то меньше десяти тысяч, против того, что как раз и делается во имя этого населения.
    
    И НЕ БУДЕМ забывать: Красный Холм еще со средневековья был оплотом православной веры на тверской земле. Например, отмеченный своей праведностью монах Антоний основал здесь в 1461 году Николаевский Антониев монастырь - в честь святого угодника Николая Мирликийского. Кое-что от того памятника истории и российской духовности еще осталось. Сохранилась (что уже само по себе можно считать чудом) церковь Зосимы и Савватия. А от памятника архитектуры Троицкого собора сохранилась только колокольня.
    Краснохолмский краевед Евгений Обухов в тревоге: ведь надо же что-то делать, чтобы спасти эти памятники, чтобы сохранить историю. Не убережем - многие тайны прошлого навечно останутся тайнами. Например, такая вот. Николаевский Антониев монастырь построили почему-то в самом неподходящем месте - на болоте. Для того чтобы поставить там хотя бы самый хлипкий сруб, нужно либо осушать это болото, либо подсыпать грунт. Средневековые строители пошли по второму пути: они начали свозить к будущему объекту песок. По оценкам современных специалистов, в трясину вывалили полторы тысячи железнодорожных вагонов песка. Дело лишь в том, что в XV веке емкостями для транспортировки подсыпки были лишь корзины да телеги. Словом, объем работ выполнялся такой, что в условиях захолустной волости его можно сопоставить со строительством египетских пирамид. А вот зачем надрываться? Почему нельзя было построить монашеские кельи буквально в сотне метров от выбранного места?
    Евгений Обухов связывает выбор со старинной традицией возводить храмы "на крови". Так, например, поступили в Угличе на месте убийства царевича Димитрия. Краевед считает, что как раз там, где стоит Николаевский Антониев монастырь, произошло сражение русского войска с монголо-татарами. По его предположению, современные историки ошиблись, определяя место сражения на Сити, - с похожим названием речка течет рядом с Холмом (Сить - Ситькова). Наши предки не стали тревожить останков погибших. Засыпав, они предали их земле, а Антоний взял на себя молитву поминания.
    Еще одна загадка прошлых лет - Спасо-Преображенский храм. На Руси, как и во всем мире, бревна для срубов клали горизонтально - так и технологичнее, и в доводке здания проще. А храм построили достаточно уникальным - столпным, то есть бревна не укладывались, а ставились. И я соглашаюсь с Обуховым: не может это быть элементарной архитектурной причудой.
    А дальше с Красным Холмом связаны уже современные загадки. Загадка первая. Монахи прежних лет стремились к отшельничеству, старались подальше удалиться от суетного мира. Краеведы (и не только краснохолмские) обращались за поддержкой в епархиальное управление. Эффект пока что нулевой. Нет никакого отклика и от археологов, что, впрочем, и неудивительно - откуда у них деньги на раскопки возьмутся... Да и светские власти в своей реакции ничем не отличаются от церковных иерархов - медвежий угол Тверской области их не интересует.


Михаил ДОМАШНЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru