Архив номеров


В архиве духовного центра древлеправославия (так само себя называет старообрядчество) - Рогожского кладбища г. Москвы - обнаружена уникальная фотография исчезнувшей иконы ржевских святых.
    
    НАВЕРНОЕ, все знают, что еще в XIX веке Ржев назывался Ржевом Володимировым (или Ржевой Володимеровой). Название это шло от святого князя Владимира, заступника Ржева. Ученые, историки, краеведы до сих пор высказывают разные мнения о том, кем именно из известных по летописям исторических личностей был этот князь. Ясно, что образ этого благоверного князя во многом собирателен. Важно то, что для небольшого городка, стоящего на военных рубежах, заступничество именно благоверного князя, и в первую очередь от возможных частых военных разорений, было особенно чаемо. Поэтому жители города всегда чтили память святого ржевского князя Владимира и его супруги княгини Агриппины.
    В последние годы в Ржеве стали вспоминать своих небесных покровителей. В местных печатных СМИ прошло несколько материалов о легендарной княжеской чете. Упоминалось и о том, что ранее существовала доска с изображением святых князя и княгини. Теперь читатели "Каравана" впервые могут увидеть и само изображение этой доски (а по сути - иконы). В XIX веке надгробную доску исследовал известный русский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, основатель Московского археологического общества. Этот его исследовательский очерк был включен в "Сборник мелких трудов" графа, изданный в 1910 году к 25-летию со дня его кончины. Там же помещен снимок с надгробной доски.
    Редкая книга на днях была обнаружена в архиве Рогожского кладбища. Благодаря этому изображению мы теперь можем представить, как выглядели древние ржевские святые. Доска эта до 1746 года находилась в Ржевском Успенском соборе, на месте которого сейчас возвышается обелиск в память воинов, освободивших Ржев в годы Великой Отечественной войны. На фотографии видно, что нимбы святых затерты. Кто же мог решиться на такое кощунство?
    История имеет серьезные свидетельства на этот счет. В 1745 году, после следствия, учиненного по распоряжению синодальных властей комиссией под председательством Варлаама, архимандрита Желтикова монастыря, гробница с мощами святых была вскрыта, подвергнута освидетельствованию, а сами мощи признаны "голыми и нетленными" и снова погребены в земле. Доска же с изображениями святых была взята в Тверь, в Духовную Консисторию, а в XIX веке перенесена в Тверской музей. Конечным результатом деятельности вышеупомянутой комиссии стали распоряжения синодальных властей о прекращении почитания этих святых.
    Святую благоверную княгиню Анну Кашинскую также деканонизировали в первые годы после церковного раскола. Там тоже работала соответствующая следственная комиссия, также был установлен целый перечень причин, по которым почитать ее святой не следовало. Особенную ревность церковных чиновников возбудило то, что персты на нетленных мощах святой были сложены для благословения двоеперстно (а не троеперстно, как им бы хотелось). Но святость не наступает и не исчезает по распоряжению властей. Анну Кашинскую продолжали почитать святой, ей молились и получали исцеление. Ее житие распространялось в народе, иконописцы писали ее образа, поток богомольцев в Кашин, к ее мощам, не иссякал, и чудесное ее заступничество не прекращалось. В начале XX века церковными властями был дан обратный ход, и народу возвращено право открыто почитать свою святую.
    К слову сказать, извержение из лика святых в конце XVII-начале XVIII века было делом обыденным. За большую бороду и двоеперстие на соборе 1683 года из святых был извергнут основатель города Архангельска, игумен Михаил-Архангельского монастыря, преподобный Евфимий Архангелогородский. Богослужебной обструкции были подвергнуты все остальные русские святые. В новом уставе церковной службы был понижен их статус.
    Так, например, всенощное бдение праздника преподобного Сергия Радонежского было заменено обычной вечерней службой, точно так же лишились всенощной преподобный Феодосий Печерский и Димитрий Прилуцкий. Не постеснялись "пересмотреть" и заслуги супруга Анны Кашинской, небесного покровителя тверской земли, благоверного князя Михаила Тверского. Его служба из праздничной полиелейной превратилась в рядовую "шестеричную". Был понижен статус даже первых русских святых - благоверных князей Бориса и Глеба. "Глупы наши святые были и грамоте не умели", - так объясняли свои решения реформаторы. По мнению современного исследователя Б. Кутузова, деканонизация русских святых привела к тому, что официальная церковь "потеряла инициативу в историко-национальном воспитании народа".
    Однако народ в своем большинстве не принял постановлений таких "соборов". Хотя в храмах службы запрещенным святым не совершались, люди продолжали молиться им либо полулегально, либо совсем тайно.
    Так и в Ржеве почитание князя и княгини было поистине народным. Во всех храмах, как господствующей церкви, так и у старообрядцев, в домах многих христиан были иконы этих святых. Власти синодальной церкви были этим весьма недовольны. В столицу регулярно летели доносы с информацией о непокорстве ржевитян. Так, тверской архиепископ Митрофан сообщал о своей великой миссии по искоренению почитания ржевских святых в святой Синод 28 декабря 1745 года и 11 мая 1747 года: "...между святыми в церквах оных князя и княгиню вспоминать и... молебствия им отправлять запрещено".
    Очереди желающих сдать в Консисторию святые образа Ржевских заступников, однако, не образовалось. Жители продолжали возносить свои молитвы к святым. Понятно, что старообрядцам это было даже проще. Хотя иконы этих святых долгое время выслеживали и изымали, однако несколько образов сохранилось до наших дней. Два из них находятся в Покровском старообрядческом храме города Ржева.
    Заступничество святых не прекращалось и в позднейшие времена. Проявилось оно и в XX веке, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, дальнейшая история доски с изображением святых неизвестна. Может быть, как и многие другие ценные экспонаты музея, она погибла в период оккупации Калинина гитлеровскими войсками. А может быть, ее постигла более счастливая участь, и она еще будет обретена где-нибудь в музейных запасниках или за границей.
    Память святых праздновалась 15 (28) июля. Святым были написаны канон и служба по образу канона и службы св. Петру и Февронии Муромским.
    Сегодня, когда тверское Вер-хневолжье в родовых муках пытается сформировать новый имидж, освоить новую региональную идею, новую стратегию интеллектуального прорыва, наверное, пора вспомнить о своем историческом багаже. Однако хотелось бы видеть багаж этот не в виде бутафорской подделки вроде матрешки или запотевшей бутылки водки. Эти "символы" никогда не были лицом подлинной России.
    Подлинным лицом тверской земли могли бы стать эпические фигуры, сочетающие в себе не сочетаемые сегодня черты: мужество, мудрость, историческую ответственность и святость. И Михаил Тверской, и Владимир и Агриппина Ржевские, несомненно, могут быть центрами духовного притяжения, полюсами патриотизма, критериями нравственности. Оставив появившиеся в XVIII-XX веках национальные и конфессиональные комплексы, мы имеем возможность вернуться к уникальному опыту древней святой Руси. Руси аутентичного православия, Руси синтетического миропознания и мировосприятия, Руси, где власть и народ имеют общий этнокультурный облик и являют собой осознание уникальности и особого исторического предназначения.


Валерий ВОЛКОВ,
    Глеб ЧИСТЯКОВ


Узловой музей станции "Тверь" недавно разменял третий десяток. И все эти годы его бессменным руководителем является Раиса Дроздова. Сегодня Раиса Филипповна рассказывает читателям нашей газеты о своем музее, размещающемся во Дворце культуры железнодорожников "Октябрь", и наиболее интересных его экспонатах.
    
    ВСЕ ЭКСПОНАТЫ музея так или иначе связаны с железной дорогой. Самые древние из них, пожалуй, красные кирпичи, из которых 150 лет назад были выстроены станционные сооружения. Ненамного моложе этих кирпичей и железнодорожная помпа №128, обнаруженная 20 лет назад на угольном складе близ станции "Чуприяновка". Много-много лет на этом складе был такой запас угля, который не могли выбрать до следующей подвозки черного золота. Но однажды склад очистили полностью, и тогда в углу под завалом обнаружилась эта архаическая помпа. Ее отреставрировали и установили в музее.
    На заре развития российского железнодорожного транспорта были написаны и десять гравюр живописца середины XIX века Петцольда с изображениями вокзалов и разных участков железнодорожного пути из Петербурга в Москву. Гравюры были сделаны к открытию Николаевской железной дороги и подарены живописцем царю Николаю. Причем на четырех из них изображены виды Тверской губернии, в частности, железнодорожный мост через Волгу под Тверью, возле деревеньки Дорошиха, и другой мост, уже через реку Тверцу, близ станции "Тверца". Оригиналы акварелей Петцольда хранятся в запасниках Третьяковской галереи, а в узловом музее станции "Тверь" имеются их копии. Но Раиса Филипповна очень дорожит этими копиями, которые были напечатаны мизерным для России тысячным тиражом.
    Есть в музее вокзальный колокол и ручной колокольчик из вокзального буфета. Эти предметы являются свидетельствами старого станционного уклада. В те времена, когда они служили людям, пассажиры проходящего через Тверь поезда успевали за время стоянки пообедать на станции. А чтобы поезд не ушел без них, предупредительный сигнал вокзального колокола дублировали ручным колокольчиком непосредственно в помещении буфета.
    Революционные годы отмечены в музее экспонатами и вырезками из старых газет, касающимися тверского машиниста Александра Бунина, который после 1917 года возил самого Владимира Ильича Ленина и других лидеров страны Советов. Машинист Бунин был очень ответственным человеком. Как-то Александр Тимофеевич получил задание отвезти Феликса Дзержинского в Тифлис. После того как Феликс Эдмундович закончил свои дела в Грузии, надо было срочно возвращаться в Москву. Чтобы поспеть вовремя, тверской машинист гнал состав с такой запредельной скоростью, что с него ветром сдуло фуражку. В результате Бунин простудился и умер. Во всяком случае, так, по словам Раисы Филипповны, гласит легенда.
    А вот экспозиция Николая Лоцманенко, именем которого был назван железнодорожный поселок, может рассказать посетителям музея о проведении первого в городе коммунистического субботника, организованного революционерами Лоцманенко и Дешевым. 31 мая 1919 года 128 коммунистов разгрузили и вновь загрузили на станции "Тверь" 14 вагонов, превысив при этом нормальную производительность труда в 13 раз. А потом на "чугунке" зародилось женское движение. В музее сохранились вырезки из старых газет, повествующие о создании в 1920 году агитбригады "Синяя блуза". Лидеры агитбригады, жены железнодорожников Пашкова и Власова, начали борьбу с пьянством и халатностью среди железнодорожников. Выявив очередного нерадивого машиниста, члены агитбригады... дочиста вымывали его паровоз, после чего вывешивали на калитку дома "штрафника" знамя из рогожки. Пристыженный таким образом мужчина обычно либо бросал пить, либо вовсе сбегал из дома и с железной дороги, но рогожное знамя сам снять с калитки не осмеливался.
    Среди экспонатов второй половины XX века примечательна коллекция номерных железнодорожных значков, которые носили проводники и носильщики. Раиса Филипповна сожалеет, что подобные значки были в свое время отменены. Ведь если пассажир терял носильщика со своим багажом в толпе, но при этом запоминал его номер, последующие поиски значительно облегчались.
    Есть в музее и экспонаты как бы из будущего, то есть относящиеся к технологиям, которые только внедряются на железнодорожном транспорте либо будут внедряться. Например, кусочек суперсовременного волоконно-оптического кабеля, который может связывать неограниченное количество телефонных пар. Когда такие кабели будут внедрены на железной дороге, а потом и по всей территории России, наверное, наступит всеобщая телефонизация.


Борис ГУРОВ
    Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru