Архив номеров


Близятся к концу школьные экзамены, впереди приятные хлопоты - выпускной бал. Само слово "бал" обязывает - все девочки хотят, конечно же, быть принцессами и если не убить наповал, то хотя бы слегка ранить своей неземной красотой бывших одноклассников.


ЖЕРТВЫ КЛАССИКИ

С мальчишками сложнее и одновременно проще - почему-то с трудом верится, что они хотят быть принцами на выпускном балу, для них, наверное, сейчас важнее показать, что они уже взрослые и не зависимы ни от школы, ни от мамы с папой, вообще ни от кого. Отсюда классический выбор, практически не меняющийся с годами: стандартный мужской костюм - "двойка" или "тройка", единственное, где вы можете проявить свою неуемную фантазию, - это при выборе цвета костюма, да и то особенно не разбежитесь.


"КУКЛА МАША, КУКЛА ДАША, ПРОСТО ДЕТИ СТАЛИ СТАРШЕ..."

А вот мамам девочек не позавидуешь - только успевай готовить деньги: платье, туфли под новое платье - супернавороченные, на супервысоком каблуке. А прическу сделать в парикмахерской или - держитесь, родители! - в имидж-студии? Ну, там маникюр, макияж, все как положено... Как нам удалось выяснить, праздничная прическа в парикмахерской стоит от 300-500 рублей и выше.
    Справедливости ради надо заметить, что не все выпускницы столь требовательны к своему внешнему облику и к родителям - очень многие сегодня подходят к выбору выпускного наряда с похвальной практичностью - понимая, что бедным предкам еще надо оплачивать их поступление. Они берут наряды напрокат - у подруг или в специализированных магазинах. И в платье бальном покрасуются, и деньги родителям сэкономят. Такая практичность радует еще и потому, что платье это, как правило, представляющее что-то среднее между веселеньким гардеробом куклы Барби и нарядами русской купчихи XIX века, будет надето один-единственный раз - на выпускной.
    Те, кто все-таки устремится на рынок в поисках одежды для выпускного бала, не будут ошеломлены богатством выбора: все те же обтягивающие платья стрейч, воздушные платьица с множеством рюшек и оборочек, шелковые брючные костюмы. Бывает, и на рынке попадается что-то необычное, но эта вещь и стоит не 1000-1500 рублей, а гораздо больше, причем рискуешь встретить одноклассниц в том же самом. Некоторые выпускницы побогаче идут в магазины или бутики, как нынче говорят. А вот там платье стоит от трех до пяти тысяч рублей. И это, как говорится, не предел. Вообще, конечно, если уж и покупать на выпускной вечер костюм или платье, то прикиньте, сможете ли вы его еще когда-нибудь надеть, кроме как на второй день собственной свадьбы.


"НЕ БОЙТЕСЬ, ДЕВОЧКИ, МОЛОДОСТЬ ПРОЙДЕТ..."

Вторая проблема - прическа. Иногда удивляешься, неужели девчонки не видят, что с начесами, залитыми лаком, они становятся старше на 20 лет? Может, думают, раз принцесса - значит, надо в кринолине и со "скворечником" на голове, и упорно идут к этому образу, невзирая ни на что.
    Конечно, вчерашним школьницам хочется побыстрей повзрослеть, отсюда и декольтированные платья с кринолином а-ля "баба на чайник", и взбитые прически. Когда я в том году по телевидению увидела бал выпускников в Москве, то поразилась тому, что молоденькие девочки, по крайней мере, многие из них, выглядели, как "гарны молодухи", благодаря все тем же безжалостно залитым лаком начесам и боевой раскраске.
    Хотя есть и хорошие тенденции: когда я своей знакомой выпускнице сказала о том, что на выпускной вечер все девочки наверняка накрасятся от души, она пожала плечами и сказала: "Да ну! Мы это уже прошли в 9 (!) классе, сейчас никто так, как тогда, уже не красится". В общем, они это уже переросли, и слава Богу! Скажу честно, я себе тоже не нравлюсь на выпускной фотографии, но вряд ли кто-то мог убедить меня тогда в том, что я не принцесса. Просто парадокс какой-то: почему в юности в нас живет такое упорное желание себя изуродовать?
    От всей души желаю нынешним выпускницам, чтобы спустя лет 10, случайно наткнувшись в альбоме на свою выпускную фотографию, они не засовывали ее в панике куда подальше, а глядя на нее, лишний раз убеждались в том, что были настоящими принцессами на выпускном бале - трогательно-юными и нежными.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


Кто-то любит пейзажи Левитана, кто-то восхищается эстетской, полной загадок и философского подтекста живописью Дали, а кому-то по душе гениально просто выполненный "Черный квадрат" Малевича. Но людей, равнодушных к детскому творчеству, нет: так видеть мир, как видят и интерпретируют его дети, взрослые не в состоянии - наверное, слишком много негативного жизненного опыта и попыток быть "сложными".
    
    Многие мамы приводят своих малышей в Тверскую художественную школу, чтобы преподаватели помогли раскрыться таланту ребенка, и, кто знает, может, в будущем из этих ребятишек вырастут такие непревзойденные художники, как Рембрандт или Васнецов.
    Причем принимают малышей в художественную школу на подготовительное отделение уже с 3-4 лет, правда, работают с ними чаще всего индивидуально, потому что групповые занятия, длящиеся полтора часа, не каждый в таком возрасте выдержит. И необязательно ваш ребенок должен демонстрировать какие-то необыкновенные способности, достаточно того, что ему просто нравится рисовать.
    Конечно, работать с дошкольниками очень тяжело, тем более, до недавнего времени не существовало типовой государственной программы для подготовительных групп художественных школ. И вот совсем недавно преподаватель Тверской художественной школы, замдиректора по воспитательной работе Ирина ЛЕЛЬЧИЦКАЯ создала такую программу, более того, по ней удалось добиться издания учебника. Мы встретились с Ириной Федоровной и попросили ее подробнее рассказать об этом.
    - Как возникла идея создания подобной программы?
    - Поскольку раньше программы для подготовишек не существовало, а она, как показывает практика, необходима, мы на основании нашего опыта работы, собранного методического материала решили ее создать. Я расписала часы, программу занятий, учебные предметы, собрала в качестве иллюстраций работы детей нашей школы - так постепенно родился учебник. Думаю, он пригодится и детям, и педагогам, тут прописана методика по всем видам композиции: станковой, декоративной. Помогла издать книгу Л.П. Белякова, директор областного методического учебного центра.
    - До появления вашего учебника ничего подобного для подготовительных отделений художественных школ не издавалось?
    
- Существует множество иностранных учебников: немецких, английских. Они прекрасно иллюстрированы, замечательно изданы, но в них нет главного - они не ориентированы на школу. Они не дают тех обязательных базовых знаний, на которые мы делаем упор и которые детям необходимо знать, когда они поступают в художественную школу. В иностранных учебниках 12-летнему ребенку, у которого уже есть потребность в реалистичном отображении мира, предлагают, например, "намазать" разными красками нечто абстрактное, затем перевернуть и посмотреть, что получилось, - может, это хорошо для общего развития, но для формирования художественных навыков примитивно.
    - Каким образом вам удается заинтересовать малышей? У вас есть какая-то особая методика?
    
- Допустим, когда мы изучаем Рембрандта, я прошу ребят обратить внимание на настроение его картин, палитру, краски, рассказываю, как его трагическая жизнь оказала влияние на творчество, но не показываю портрета самого художника. Затем прошу их, воспользовавшись палитрой картин Рембрандта, самим нарисовать его портрет. А потом мы уже знакомимся с автопортретами художника и сравниваем, насколько дети угадали характер.
    Также у нас есть такие тематические уроки, как "Знакомство с давно забытыми картинами", мы работаем с картинами, которые часто встречаются в учебниках литературы, истории и, как говорится, примелькались. Обычно учителям просто не хватает времени на уроках, чтобы на них обратить внимание детей.
    Очень большое впечатление на ребят произвел урок о художнике Перове. Я рассказала им о создании картины "Тройка", картины, которую они все не раз видели и которая действительно уже примелькалась. Говорю: "Обратите внимание на мальчика в центре картины, на его болезненный румянец. Когда Перов писал свою картину, дни ребенка уже были сочтены - он был болен неизлечимой болезнью". И предлагаю детям поразмышлять: "Как, по-вашему, выглядела его мама? (Заодно знакомлю их с костюмами XIX века.) Каким был этот мальчик, что любил, во что играл?" И дети уже по-другому смотрят на давно знакомую картину.
    - В вашей книге помимо детских рисунков можно встретить другие примеры детского творчества - это и рассказы, и стихи, среди которых даже японские хокку.
    
- Я постоянно доказываю своим ученикам истину, что "художник во всех отношениях творец". Для нас важен синтез искусств: цвет и музыка, цвет и слово. Литература перетекает в изображение, изображение вдохновляет на творчество - все взаимосвязано. Я сознательно подталкиваю их к литературному творчеству. Допустим, привожу примеры из японской классической поэзии, прославившейся своей лаконичностью и остротой образа. Ребята под влиянием этих стихов выполняют наброски цветом, пытаясь передать чувства поэта. А уже потом я предлагаю выразить им свое настроение в нескольких стихотворных строчках, как это делали японские поэты. Некоторым, кто сумел настроиться на поэтическую волну, удается показать настоящее "японское изящество".
    Примеры хокку, сочиненные учениками:
    Жаркий полдень.
    Игриво шумят
    Листья осины.

    (Лена К.)
    
    
Укрыло снегом все.
    Лишь черный куст крапивы под окном
    Темнеет, вянет.

    (Катя Ш.)
    
    - Но ведь кто-то может недоумевать: зачем все это в художественной школе?
    
- Если педагог хочет не просто передать сумму определенных знаний, а воспитать самостоятельную, заинтересованную, творческую личность, то он поймет значение и пользу подобных заданий для художественного развития ребенка.
    Надо давать детям возможность экспериментировать: они должны использовать в своем творчестве совершенно разные материалы: гелевые ручки, карандаши, пластилин, краски, смешивать цвета, фантазировать.
    - Что послужило эскизом к обложке учебника?
    
- Эскизом к обложке стали рисунки Юли Руневой, которая сейчас оканчивает школу. С одной стороны обложки - жар-птица, золотое дерево, на котором яблоки искусства, - это показалось нам символичным. С другой стороны - тоже ее рисунок "Пудель в небе". Это случайность, что именно две работы одного и того же ученика оказались на обложке, эскизов было множество.
    Эта книга, как мне кажется, еще интересна тем, что в ней собраны работы детей, которые учатся у нас сейчас, а не учились когда-то. Можно сказать, что это и пособие, и альбом, и интересная книжка.
    В новом учебнике для подготовительных отделений художественных школ я прочитала замечательные строки Волошина, которые Ирина Лельчицкая вынесла как эпиграф и к книге, и, думаю, не ошибусь, к своей деятельности:
    "Ребенок -
    непризнанный гений
    Средь буднично серых
     людей".
    
М. Волошин


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru