Архив номеров


Тверитянка Елена ехала в электричке в сторону Бологого, наблюдая за проплывающим за окном пейзажем. Внезапно стекло со звоном разбилось, и буквально в нескольких сантиметрах от ее лица пролетел внушительных размеров булыжник. К счастью, девушка отделалась легким испугом.
    
    А ВОТ гражданину Эстонии, ехавшему в вагоне-ресторане поезда "Таллинн-Москва", повезло меньше. Влетевший в окно камень попал ему в голову, повредил лицо. Во время остановки в Твери мужчине пришлось оказывать медицинскую помощь. Дело едва не обернулось международным скандалом...
    По словам начальника станции "Тверь" Олега Александрова, подобные случаи на тверском участке Октябрьской железной дороги не редкость. Как правило, таким образом "развлекаются" юные недоросли, видя в пальбе камнями по вагонам проходящих поездов нечто забавное. И о последствиях подобных забав, естественно, не задумываются. А они могут быть весьма плачевными. Скорость поезда достигает 140-200 км/час. Сложите ее со скоростью полета камня, учтите его массу - получится приличная пробивная сила. Описанные выше случаи тому подтверждение. "Ругать и предъявлять претензии железной дороге все любят, - говорит Олег Ильич. - Только мало кто задумывается, что сбои в ее работе - большей частью результат "плодотворной" деятельности того самого народа, который ездит в поездах и электричках. В нашей работе, конечно, не все идеально, но величина ущерба, который наносят нашему ведомству сами граждане, не поддается описанию". По мере возможностей стрелковая команда станции под руководством ее начальника Геннадия Тимофеева старается обеспечить порядок и безопасность пассажиров, но через каждый метр вдоль железнодорожного полотна охрану не поставишь, ведь ежедневно на службу заступает караул численностью всего 16-17 человек.


БОИ БЕЗ ПРАВИЛ

Работникам ведомственной охраны станции "Тверь", в ведении которых находится участок от Клина до Елизаровки, известны участки пути, на которых чаще всего творятся различные безобразия. В основном это районы населенных пунктов, дачных кооперативов и деревень - путепровод в поселке им. Крупской, перегон Тверь - Кузьминка, участки Межево - Редкино, Клин - Решетниково, район Дорошихи. Кидание камней не единственный вид диверсий (по-другому происходящее не назовешь) на путях. Особо изобретательные (не от большого ума) швыряют в лобовое стекло локомотива наполненные краской пакеты или свешивают их с путепроводов на уровне кабины машиниста. Представьте, что может произойти, если машинист вдруг перестанет видеть, куда ведет состав? Вряд ли кто-то из пассажиров почувствует себя уютно, узнав, что перед поездом на рельсах лежат камни. Недавно "Аврора" на скорости 140 км/час пролетела по такому препятствию. Как поезд не сошел с рельсов - одному Богу известно. Между тем в нашей области уже были печальные происшествия, например, когда под Бологое улетела в болото та же "Аврора". А один недоумок в районе Бологого развлекался тем, что швырял в проходящие электрички бутылки с зажигательной смесью (!). В результате выгорали тамбуры вагонов. Есть среди диверсантов и те, кто знает, что делает. Хорошо знакомые с тонкостями работы железнодорожного оборудования уж если ломают его, то наверняка и с очень серьезными последствиями.
    Большой ущерб наносят железной дороге и охотники за цветным металлом - "разувают" колеса вагонов, делая их уязвимыми перед внешними факторами, ломают трансформаторы, разбирают оборудование, снимают с вагонов электрокалориферы. Единственное спасение от этого - замена деталей из цветного металла на не представляющие ценности биметаллические, что сейчас активно и производится. О том, какими стали интерьеры электричек, рассказывать, думаем, не надо, все мы в них ездим. Вместо мягких сидений холодный пластик. Печки с вагонов, возможно, греют чьи-то дачи. Но даже пластик умудряются изувечить. Удобные алюминиевые ручки давно стали историей, полки для багажа тоже. В этом все мы - и имеем такие поезда, которых, видимо, достойны...


ЧЕГО СТОИМ, КОГО ЖДЕМ?

Разбитые светофоры, раскуроченные трансформаторные шкафы... Даже если трагедии не произойдет, неприятности пассажирам обеспечены. Увидев на путях преграду, машинист совершает экстренное торможение, и если пассажиры не попадают с полок или сидений, уже хорошо. Если разбит светофор, состав останавливается или снижает скорость с 200 до 20 км/ч и ждет указаний диспетчера, которому теперь приходится "вручную" регулировать движение, или ремонтную бригаду, которая восстановит испорченное оборудование. Плотность движения на Октябрьской железной дороге достаточно высока - поезда ходят порой с интервалом 7-15 минут. Остановка одного состава неизбежно влечет за собой сбой в графике движения всех остальных. Остановки порой длятся по два часа и более. А если, к примеру, питерский поезд приходит в Тверь с опозданием 40 минут, то наверстать упущенное время даже к конечной станции уже не удастся. Соответственно, пассажир опаздывает на другой поезд (самолет, пароход). Отсюда претензии к железнодорожникам.
    Сидя не один час в остановившейся электричке и ругая нерадивые пути сообщения, вспомните, правильно ли вы воспитываете своих детей, интересуетесь ли, где и как проводят они свое время? А может, вам самим посчастливилось умыкнуть с железной дороги какую-нибудь штуковину для употребления в хозяйстве? Да, действительно, дети часто не осознают последствий своих действий. Но взрослые дяди должны-таки понимать, что творят? Видимо, нет. По словам Геннадия Тимофеева, бывает, что светофоры калечат... охотники (особенно в период открытия охоты). Они используют их как мишени, оттачивая свою меткость в ожидании электрички, - на разбитой технике остаются следы от дроби.
    Все это наносит моральный и материальный ущерб и пассажирам, и железнодорожникам. Олег Александров уже обращался к властям с просьбой о содействии в решении проблемы, но пока безуспешно.
    
    Выказывая недовольство по поводу бездействия властей, которые должны обеспечить нам хорошую жизнь, мы как-то забываем, что начинать наводить порядок следует с себя. Сегодня народ и власть одного поля ягоды, и если мы считаем нормальным швырнуть в кого-то камень, то почему другие должны считать по-другому?


Вера МОТОРИНА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Первый несчастный случай на железной дороге произошел 15 сентября 1830 года, собственно, в день рождения этой самой железной дороги. Произошло это на станции "Парксайд" железнодорожной линии между Ливерпулем и Манчестером. Первый поезд под "управлением" паровоза "Рокет" задавил депутата английского парламента Хаскиссона, который, между прочим, был одним из самых горячих приверженцев введения паровой тяги.
    
    НЫНЕШНИЕ ДЕПУТАТЫ, как правило, под поезда не попадают. Зато остальные наши земляки нет-нет да заканчивают свою жизнь под их колесами. За прошедший год на путях в Тверской области погибли сто человек. Среди основных причин трагедий начальник станции "Тверь" Олег Александров называет хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах, часто в нетрезвом состоянии, несоблюдение правил проезда в поездах, отсутствие контроля над детьми. Кто-то решил проскочить перед летящим на огромной скорости составом, кто-то, проявляя чудеса ловкости, пытался запрыгнуть в тамбур вагона проходящего мимо электропоезда. В результате человек либо остается инвалидом, либо погибает. Гибнут охотники за цветметом, пытающиеся умыкнуть что-нибудь с железнодорожных вагонов.
    Отдельная статья - дети. То они катаются с горки вблизи путей. Разогнавшись, выезжают на железнодорожное полотно, а машинист не успевает затормозить перед внезапно появившимся ребенком. То используют поезда для своих игр. Неверный шаг - и ребенок оказывается под колесами поезда. Как-то подростки пробрались на стоявшие на запасных путях вагоны и принялись бегать по их крышам. Над вагонами - находящийся под напряжением 6 тысяч вольт контактный провод, к которому при самых благоприятных погодных условиях нельзя приближаться ближе, чем на два метра. Когда один из мальчишек оказался прямо под ним, произошел пробой, разряд прошел сквозь тело ребенка, и тот упал с крыши на землю. Пострадавшего доставили в больницу прибывшие на место происшествия железнодорожники. Парень выжил, но остался на всю жизнь инвалидом.
    Бывает, что даже присутствие родителей не спасает от беды. Недавно на платформе "Пролетарка" произошла трагедия. Семья выходцев из Средней Азии переходила пути. Впереди нагруженная поклажей шла женщина, за ней - глава семейства с маленьким сыном. Перед приближающимся поездом мамаша успела проскочить. И тут ребенок вдруг вырвался и бросился за ней, отец - за сыном. Оба попали под поезд.
    Впрочем, есть и те, кто, решив повторить "подвиг" Анны Карениной, бросается под поезд добровольно. Недавно один самоубийца лег на пути, положил голову на рельсы. Поезд прошел, голову ему отрезал. "Так бедолага всю ночь и пролежал", - рассказывает Олег Ильич.
    Убирать останки погибших приходится самим железнодорожникам (хорошо, теперь их обеспечивают специальными мешками). Попал, например, человек под поезд, состав остановился. Чтобы ехать дальше, машинисту необходимо извлечь труп из-под колес. Так что приходится собирать, что осталось, на лопату - и в мешок. А ведь человеку еще состав вести...
    В заключение хотелось бы попросить всех быть осторожнее и дорожить собственной жизнью. Не стоит прощаться с ней раньше времени.


Вера МОТОРИНА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Осташков - это прежде всего Селигер. Он расположен на полуострове, словно язык, погрузившийся в синюю ширь исполинского озера. Лодки здесь встречаются в каждом доме едва ли не чаще, чем велосипеды. Но кроме скромных яликов есть здесь суда и покрупнее. И управляют ими не "морские", а "озерные волки". С одним из них - капитаном-механиком теплохода "Капитан Хоробрых" Анатолием БОЙКОВЫМ - я и побеседовал о буднях озерного флота.
    
    - Анатолий Алексеевич, чьим именем назван ваш теплоход?
    
- Хоробрых - это фамилия капитана, который погиб здесь в Великую Отечественную войну. У нас во флоте есть, кстати, и "Капитан Марков". Этот капитан тоже погиб здесь в войну...
    - А велик ли вообще осташковский флот?
    
- У нас в ОАО "Тверской порт" состоят три экскурсионных теплохода. Плюс к тому есть и грузовой флот.
    - И давно вы служите здесь?
    
- На пристани "Осташков" - с 1979 года.
    - И каково это - ощущать себя "озерным волком"? И в чем, кстати, отличие "волка озерного" от "морского"?
    
- Вода везде вода, да и проблемы везде одинаковые.
    - Ну и в чем проблемы "озерных волков"?
    
- Да с финансами туго! Приходится работать на голом энтузиазме. Впрочем, в начале 90-х было еще хуже...
    - Далеко приходится ходить вашему теплоходу?
    
- Ходим по всему озеру, гарантированного выхода из него у нас нет. Теплоходы перегоняют по реке Селижаровке, но для этого нужно миновать очень трудный участок в верховьях Волги.
    - А команда на "Капитане Хоробрых" большая?
    
- В смене у меня механик Леша и матрос Марина.
    - Матрос Марина?
    
- Да, торговала девушка в палатке, ей это совсем не нравилось, и она решила себя попробовать в новой профессии. А Алексей отслужил в Чечне, вернулся, теперь у нас работает.
    - Анатолий Алексеевич, что для вас Селигер?
    
- Жизнь, работа, дом... Одним словом, все! А теперь простите, нам пора в рейс.


Дмитрий КИРИЛЛОВ
    Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru