Архив номеров


На прошлой неделе, во вторник, среду и четверг, 1-3 июня, Волжский крестный ход с иконой Феодоровской Божией Матери достиг Твери.
    
    ФЕОДОРОВСКАЯ икона Божией Матери - одна из величайших святынь Русской православной церкви. Ее авторство восходит к евангелисту Луке, который лично знал Богородицу и писал свое евангелие именно с ее слов. Феодоровская она потому, что обрел ее великий князь Ярослав, в крещении Феодор, отец Александра Невского. Именно перед этим образом молился святой благоверный князь Александр Невский, им благословляли его на брак с полоцкой княжной Брячеславой, в крещении Параскевой, - именно тогда на обороте иконы появился образ святой мученицы Параскевы. Царский дом Романовых считал Феодоровскую икону своей особой покровительницей. Когда венчали на царство первого Романова - Михаила, он молился именно перед этой иконой. Перед ней молился и последний Романов - Николай II. Существует множество чудотворных списков Феодоровской иконы, но к нам с Волжским крестным ходом пришла именно настоящая, постоянно находящаяся в Костроме, Феодоровская Божия Матерь. Страшно подумать, какую древнейшую святыню удостоились носить на своих плечах священники Тверской епархии!
    Крестный ход начался 25 мая на истоке Волги, прошел через Пено, Осташков, Ржев, Зубцов, Старицу. Пребывание Феодоровской иконы в Твери началось 1 июня в домовой церкви священномученика Феоктиста в "Юности". Там она пробыла всю ночь. Утром она побывала в храме Михаила Тверского и с крестным ходом была перенесена в храм Белой Троицы. Вечером Феодоровская Божия Матерь пришла с крестным ходом в храм Покрова у рынка, где тоже целую ночь были открыты двери, чтобы все желающие могли приложиться к святыне. Самым торжественным был крестный ход 3 июня - от храма Покрова к Успенскому собору у речного вокзала. В нем даже приняли участие губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и мэр Твери Олег Лебедев. При перекрытом движении губернатор и мэр вслед за Феодоровской иконой прошли по самым раздолбанным мостовым города - многострадальному Тверскому проспекту. Если после этого эту дорогу отремонтируют, можно будет смело сказать, что произошло одно из чудес Феодоровской иконы.
    В Костромской епархии ведется летопись современных чудес Феодоровской Божией Матери. Погоду в Твери во время крестного хода 3 июня тоже можно назвать чудом. Когда верующие вышли из храма Покрова, сгущались тучи и гремел гром. Но едва крестный ход тронулся в путь, тучи как рукой развело. Во время молебна на речном вокзале сквозь солнце брызнул небольшой дождь. Пока икона Божией Матери на катере плыла в пригородный Оршин монастырь, дождь усилился, но, когда на Орше торжественно встречали чудотворный образ, опять светило солнце. Оршин монастырь называют Феодоровским, в честь знаменитой иконы здесь освящен один из приделов храма. Монахини украсили путь, по которому пронесли икону Божией Матери, свежескошенной травой и сиренью. На службу собралось множество народа - многие следовали за иконой из Твери. На следующий день была торжественная служба в Городне, куда тоже приехали тверские паломники. Потом последовали остановки в Конакове и Кимрах.
    7-8 июня Феодоровская икона прибыла в Калязин. Этот город, освященный подвигом преподобного Макария, переживает период духовного возрождения. Может быть, после пребывания в Калязине Феодоровской иконы быстрее будет восстанавливаться Вознесенская церковь, и с кладбища при ней уберут наконец стадион. Был молебен и на монастырском острове, месте, где до того, как вокруг разлились воды Угличского водохранилища, находился один из самых больших и уважаемых монастырей России - Свято-Макарьев монастырь, основанный преподобным Макарием.


Мария ОРЛОВА


Кладбище - место погребения умерших, место памяти и скорби. Увы, даже во время возрождения духовных ценностей в районном центре Тверской области Калязине, прямо на могилах, проводятся шумные азартные игрища - футбольные матчи.
    
    ПО СЛОВАМ директора благотворительного фонда "Воскресенье", члена приходского совета Вознесенской церкви Сергея Круглова, Центральное кладбище Калязина просуществовало не одно столетие. Но в 1936 году оно было закрыто. А в кладбищенской Вознесенской церкви расположился спортивный клуб "Спартак". Впрочем, надругательство над чувствами православных людей происходило здесь и раньше, когда во время православных праздников советские активисты сжигали прямо на глазах у прихожан чучело Христа... Потом первые калязинские комсомольцы обратились в городской совет с просьбой организовать на кладбище стадион. После одобрения этой кощунственной инициативы кладбище было осквернено и разрушено. Комсомольцы-безбожники сами выворачивали ломами древние памятники, ровняли могилы. Хотя объявление о переносе останков умерших родственников на другие действующие кладбища было опубликовано в местной газете "Колхозник", на перезахоронение своих близких практически никто не решился, и большая часть калязинцев, нашедших здесь свое последнее пристанище, так и осталась лежать под стадионом и построенным позже хоккейным кортом. И потом не единожды, прокладывая коммуникации, натыкались в этих местах на человеческие кости и черепа. А сваленные в кучу старинные надгробья были разворованы уже сравнительно недавно, в годы перестройки.
    - Здесь лежат не только мирно почившие от старости и болезней, но также и расстрелянные в годы политических репрессий калязинцы, - вступает в разговор председатель калязинской приходской общины Сергей Кустов. - Одно из захоронений расстрелянных людей запомнила и показала нам дочь кладбищенского сторожа. Сейчас это место осквернено оборудованным вблизи него общественным туалетом. На месте другого такого же захоронения невинно убиенных сейчас стоят гаражи бывшего директора "Коммунэнерго" и заместителя главы Калязинского района Юрия Полякова.
    - Говорят, с футболистами, играющими на костях, порой случаются большие неприятности...
    
- Действительно, - отвечает Кустов. - Порой люди здесь калечатся на совершенно ровных местах. Так, на моих глазах несчастный случай произошел тут с ныне известным калязинским коммерсантом Сергеем Грошевым. Как сейчас вижу: Сергей бьет по мячу, и в этот момент отчетливо слышится страшный костный треск. Спортсмен, скрючившись, валится на землю, а через некоторое время его с переломом ноги забирает "скорая помощь".
    - А другой футболист умер непосредственно на этом поле, - продолжает разговор Сергей Круглов. - У него, совсем еще мальчишки, прямо во время игры остановилось сердце.
    
Здесь нельзя играть! Как говорят священники, придет время, когда мертвые восстанут и свершится суд. И тогда более других будут осуждены те, кто осквернял прах усопших.
    Бережное отношение к местам захоронений существует не только у православных, но и у людей, исповедующих иные религии. Когда персидский царь Дарий Первый вторгся в страну скифов, то удивился пассивности хозяев, избегающих битвы с ним. "Сражайтесь либо покоритесь нам", - обратился к ним царь через гонца. "Страна наша огромна, - отвечали скифы, - и любой может по ней ходить. Но если вы тронете могилы наших предков, то тогда познаете нас в сражении".
    Мы же сами поступаем с костями своих предков подобно врагам. Практически каждый день здесь, на могилах, происходят тренировки или соревнования с возбужденными криками болельщиков.
    - И в то же время древняя кладбищенская церковь поднимается из руин буквально на глазах...
    
- Этот храм Вознесения Господня был построен в конце XVIII века. Позже к нему добавились приделы во имя Успения Божией Матери и Макария Калязинского. Известно, что немалые средства в создание храмового комплекса внесли купцы Блохин и Полежаев. Имена других жертвователей до нас не дошли. Ныне храм действительно быстро восстанавливается, и 8 июня, в день обретения мощей Макария Калязинского, во время крестного хода по Волге с Феодоровской иконой Божией Матери, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор проведет здесь литургию. Когда же храм будет восстановлен полностью, именно сюда, по словам владыки, будут перенесены из Твери мощи святого Макария.
    
Сейчас храм имеет статус памятника архитектуры и восстанавливается на средства православной церкви. Следовательно, чтобы он юридически не "висел в воздухе" и прекратилось святотатство на могилах наших предков, территория храма и кладбища должна быть передана церкви. Стадион же должен быть перенесен на новое место, уже определенное для него генпланом города. Особая сложность заключается в том, что на сегодня кладбищенская территория поделена между разными организациями. В частности, на кладбище, в нарушение закона об особо охраняемых территориях, помимо стадиона находятся и бывшее общежитие швейной фабрики, и коттеджи, и гаражи.
    Местные жители буквально болеют душой за восстановление Вознесенской церкви, но по поводу реальности переноса футбольного поля они выражают сомнение: вряд ли это осуществимо при нынешнем главе района Василии Орловцеве. Во всяком случае, люди считают, что перенос стадиона с кладбища на новое место тормозится именно калязинской районной администрацией. Следовательно, игры на костях продолжатся по крайней мере до выборов нового главы района.


Борис ГУРОВ
    Фото автора


НЕДАВНО стал невольным свидетелем подросткового разговора. Личности в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет делились впечатлениями о том, как они запустили в мусоропровод кошку. Пролетев этажа два, несчастное животное задержалось на пробке из мусора. "Прикинь, она так прикольно орала". Хочу особо подчеркнуть, юные садисты отнюдь не производили впечатления нравственных уродов, перед кошачьей историей они обсуждали компьютерные проблемы - и отнюдь не на игральном уровне. То есть полет кошки с шестого этажа был для них сущей безделицей.
    В другой компании издевательству над животным было решено придать научный вид. "Юных натуралистов" очень уж заинтересовала проблема кошачьих усов - зачем они нужны. В качестве объекта исследований они определили для себя соседскую Муську, благо хозяйка уже несколько дней подряд ублажала себя алкоголем и вряд ли бы смогла оперативно определить, в каком виде оказалась вдруг ее киска.
    Убежден: степень цивилизованности нации определяется в том числе и отношением к лающей, мяукающей и чирикающей живности. Безусловно, из этого правила есть и исключения. Так, комендант одного из нацистских лагерей смерти просто обожал певчих птиц, канарейка была для него самым ценным, самым важным существом. Да, исключения бывают, однако общее правило остается неизменным: человек, способный изувечить даже из исследовательских побуждений кошку соседки, в будущем не будет испытывать мук совести, совершая подобное же с человеком.
    Прости, Господи, мне мой грех, но лишь один способ борьбы с подростковой жестокостью я признаю - образно выражаясь, драть уши. Не в прямом, конечно, смысле. В свое время стал свидетелем того, как трое юнцов смертным боем били своего сверстника. Били ногами, досками. К моей укоризне они отнеслись со всей серьезностью - рядом со мной был пес огромных размеров. Знакомый армянин, человек крепкого телосложения и внушительных кулаков, заставил покаянно извиняться юного скинхеда. Двое мужчин навешали подзатыльников юнцам, глумившимся над бомжом. Не оспариваю классика: скорее всего, так и есть - террором ничего не добьешься. Но если существуют люди, для которых понятным является только язык силы, то на нем и только на нем следует общаться с подобными.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru