Архив номеров


Школа - это та же семья. Учителя становятся для детей вторыми родителями. О людях такой профессии, как учитель, нужно и должно говорить. Несмотря ни на какие перипетии сегодняшнего непростого времени, учителя остаются в школе. Алла Олеговна ЕГОРОВА работает учителем немецкого языка в средней школе №35 почти 20 лет. Современная, общительная, энергичная - за это и любят ее ученики.
    
    АЛЛА ОЛЕГОВНА всегда старалась идти в ногу со временем. Не забывая о школе, она долгое время работала переводчиком в одной из крупных тверских компаний. Ее активность и творческий подход ко всему не остались незамеченными. Волею случая несколько лет назад Алла Егорова попала на курсы повышения квалификации при немецком культурном центре имени Гете в Москве, а затем ее пригласили совершенствовать методику преподавания немецкого языка в Германию. Она постоянно участвует в различных конкурсах и проектах. Разработанное ею занятие на тему "Психотеррор в школе" высоко оценили немецкие коллеги. И в августе этого года Алла Олеговна уезжает на курсы повышения квалификации "Страноведение Германии", которые пройдут в Гамбурге и Лейпциге.
    - Алла Олеговна, вы тверская?
    
- Да. Я училась в этой школе. Это был мой кабинет немецкого языка. Сидела я вон за той партой (показывает. - Прим. авт.). За учительским столом, который теперь стал моим, в свое время сидела моя любимая учительница немецкого языка Лия Ивановна Михеева. Помню, как она вела урок - спокойно, размеренно и невероятно интересно. Мне всегда было комфортно на этом уроке. Позитив, который оставили у меня в душе уроки Лии Ивановны Михеевой, повлиял на мой выбор. Я поступила в ТвГУ, на факультет романо-германской филологии. Потом пришла в свою родную школу. И вот работаю здесь уже почти двадцать лет, хотя поначалу и не предполагала, что все сложится именно так. Работа с детьми затягивает со страшной силой. Это безумно интересно. Я очень люблю детей: и больших, и маленьких.
    Раньше я расстраивалась, что у меня один ребенок (мой сын учится в школе, где я работаю, в десятом классе), очень хотелось иметь дочку. Теперь у меня двадцать четыре ребенка!
    - К вам часто обращаются ученики со своими проблемами не как к учителю, а как к человеку?
    
- А как же! Обязательно. Каждый день. Сейчас детям трудно приходится. Мне кажется, в наше время было легче учиться. Мы были социально защищены и многого не знали. Сегодня, в век Интернета, дети знают много лишнего, негативного. И эта лавина информации морально давит на детей.
    - Каков ваш подход к обучению?
    
- Моя цель - не учить ребенка по учебнику от начала до конца, а выработать позитивное отношение к языку. Если мне это удается, я выполнила восемьдесят процентов своей работы. Обучение немецкому языку - процесс двусторонний: я учу ребят, но и они сами должны учиться. Главное - чтобы детям нравилось ходить ко мне на уроки, чтобы я нравилась им как человек, чтобы они не боялись делать ошибки.
    - То есть вы учитель не строгий?
    
- Опять же - все хорошо в меру. Конечно, если ребенку плохо, допустим, всю ночь писал сочинение, готовился к репетитору, я не буду его спрашивать. Я разная: и добрая, и справедливая, и наказать могу. Самое страшное наказание для детей - не спрашивать их на уроке. Что тут начинается! Переживания, слезы, руки тянут, все извертятся! Кстати, во втором классе (а изучение иностранного языка у нас в школе начинается с этого возраста) я устаю порой больше, чем, скажем, в одиннадцатом. Ведь, чтобы заинтересовать малышей, в прямом смысле приходится на голове стоять: и рисовать, и танцевать, и фразы дня какие-нибудь придумывать. Это гигантский труд! Я делаю все, чтобы дети приходили на мои уроки с удовольствием.
    У меня замечательные ученики! Побеждают в различных олимпиадах, и не только тверских. Наша школа давно выписывает немецкий молодежный журнал "Juma". В прошлом году я листала журнал и увидела, что объявлен конкурс фотографий на тему "Любимые уголки моего родного края". Я предложила своим ребятам поучаствовать. На конкурс свои фото прислали ребята со всего мира: из Болгарии, Австралии, Италии, Польши, Латвии... И что вы думаете, моя выпускница Лена Давыдова взяла вторую премию! Ее фотографию, на которой девушка целует огромный подсолнух, опубликовали на страницах журнала, а в подарок она получила цифровой фотоаппарат. Ради таких моментов стоит жить и работать.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Современные учебники не раз подвергались критике. Действительно, когда пролистываешь многие из них, создается впечатление, что они рассчитаны на дебилов, для которых и "Колобок" осилить - предел мечтаний.
    Но не это самое страшное, страшно то, что некоторые из них вместо того, чтобы сеять "разумное, доброе, вечное", смахивают на готовые пособия для малолетних садистов.


"С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? С КАРТИНКИ В ТВОЕМ БУКВАРЕ..."

К нам обратилась возмущенная мама второклассницы. Она рассказала, что учебник родной речи, по которому занимается ее дочь, напоминает руководство к действию для юных садистов. "Сначала шайка каких-то извращенцев вдохновенно обсуждает способы умерщвления собачки, - негодовала она, - утопить или повесить? Затем решают, что повесить будет лучше всего. Потом в подробностях описывается этот самый акт повешения. У меня девочка очень эмоциональная, она после прочтения этого рассказа переживала, не спала всю ночь, да что там - вся наша семья, ознакомившись с ним, была в шоке".
    Сначала, честно говоря, мы несколько засомневались в объективности изложенных фактов. Неужели второклашкам предлагают для изучения подобный текст? Но после того как в наших руках оказалась ксерокопия рассказа "Наша Жучка", все сомнения отпали.


"КНИЖКИ ДОБРЫЕ ЛЮБИТЬ И ВОСПИТАННЫМИ БЫТЬ УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ..."

Чтобы не быть голословными, процитируем самые сильные места сего опуса:
    - Надо вот что... надо убить... Жучку!
    - Правильно! Утопить!
    - А где утопить? Лучше камнем убить!
    - Нет, лучше повесить!
    - Правильно! Повесить! Повесить!

    После того как герою рассказа по жребию досталось привести приговор в исполнение, ему "стало неприятно", но делать нечего... "В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул веревку через балку и стал тянуть.
    Вдруг я услыхал хрипение. Собака хрипела и дергалась... Я выпустил веревку, и собака тяжело упала на землю.
    Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверное, задыхается сейчас в предсмертных мучениях! Надо скорее добить ее, чтобы не мучалась. Я нашарил камень и размахнулся..."
Далее говорится о том, что собака чудом осталась жива. А автор рассказа приходит к чудесному выводу:
    "Вот с тех пор я и полюбил животных... А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать".
    (В.Л. Дуров "Наша Жучка"//"Родная речь", сост. М.В. Голованова и др. - 5-е изд. - М.: "Просвещение", 1998.)
    Вот такой рассказик не для слабонервных, "Муму" по сравнению с ним детский лепет.
    Главное, что поражает в этой истории, это то, что девочка перед уроком подошла к учительнице, сказала, что домашнее задание выполнила, всей семьей проблему, поставленную в рассказе, обсудили, и попросила ее не спрашивать пересказ этого текста на уроке. Но учительница первым делом вызвала именно эту ученицу к доске.
    Это что? Неотъемлемый элемент учебного процесса? Только не надо говорить о воспитательной роли этого чудовищного рассказа, вряд ли он научит детей сострадать и жалеть.


ДЕТОФОБЫ И КСЕРОФИТЫ

И кто-то ведь составлял этот учебник, на каком-то ученом совете его содержание обсуждалось и одобрялось. И, на минуточку, он уже выдерживает пятое издание!
    Но это еще что! Мне рассказывали, что на олимпиаде по математике для пятиклашек условие одной из задач звучало таким образом: один пьяный маляр покрасил столько-то заборов, и надо было вычислить, сколько бы он покрасил заборов, если бы он был трезвый.
    Программ, по которым учитель начальной школы может заниматься сегодня с детьми, полно, учебников вообще завались. Но не все школьные учебники, по которым вашим детям могут предложить заниматься в школе, прошли экспертизу и одобрены Министерством. Мы уже писали, что, в частности, на учебниках граждановедения Я. Соколова нет грифа Министерства образования. И это не единичный случай.
    Большинство нынешних учебников вызывает массу нареканий как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Зачастую новые учебники просто навязываются сверху, никто не интересуется мнением рядового учителя - нужен этот новый учебник или нет. Например, учителя биологи жалуются, что в новом учебнике по биологии для 6-го и 7-го классов (Пономарев И.Н.) основной упор делается на углубленное строение растений, животных, что детям абсолютно не нужно, дается очень сложная терминология.
    Только вчитайтесь: гидатофиты, гидрофиты, ксерофиты, суккуленты и склерофиты, аптерии, птерилии - это не изощренные ругательства, а термины в учебнике для 6-го класса! Учебник перенасыщен информацией и явно не соответствует возрасту, беден иллюстративным материалом.
    Вот так из-за учебника, сетуют педагоги, у ученика рождается неприязнь к предмету и к учителю.


"ГРУЗ" ЗНАНИЙ

Бедные дети таскают неподъемные портфели на своих плечах ежедневно. Мы попробовали прикинуть: сколько в среднем учебников в день должен носить ребенок в 6-м классе. Допустим, расписание выглядит следующим образом: русский язык, математика, биология. Только русский язык по программе Бабайцевой включает в себя 3 учебника: теорию, практику, родную речь плюс тетрадь с заданиями усиленной сложности! Также в портфель кладем учебник математики, дидактический материал к нему и, наконец, втискиваем учебник биологии размером с хорошую энциклопедию, в результате портфель... не закрывается. А мы удивляемся - что-то у современных деток осанка плохая!
    Ну а вообще в безудержном стремлении заставить наших детей как можно быстрее повзрослеть и узнать "все свинцовые мерзости" жизни можно зайти весьма далеко, благо, почитать малышам еще есть что предложить: маркиза де Сада, например, или стихи поэта-матерщинника Ивана Баркова. Пусть развиваются...


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Наша статья "Сколько стоит аттестат зрелости?" вызвала огромный резонанс. Конечно же, мы были к этому готовы: все, что касается денег, обычно вызывает бурю эмоций. Причем отклики были абсолютно противоположные: от положительных - "за", до резко отрицательных - "против".
    Ни в коем случае мы не хотели обидеть учителей, действительно получающих за свой тяжелейший труд унизительные копейки. Те, кто следит за нашими публикациями, касающимися школьной тематики, знают - мы всегда на стороне учителя. Но наша профессия обязывает быть объективными. Проблема поборов в нашей системе образования, о чем мы не раз уже писали в "Караване", действительно существует, и закрывать на это глаза нельзя.
    Обратиться к теме поборов вновь нас побудило не только письмо из 40-й школы, звонили и обращались с просьбой написать об этом родители и из других тверских школ. Мы не обсуждали и не собирались обсуждать тот факт, что родители учеников собирают по своей инициативе деньги на выпускной и сами решают, на что их потратить. Это частный вопрос, и нас он совершенно не касается. Но мы говорили и будем говорить о том, что во многих школах "денежным вопросом" занимаются не родители, а администрация, самым неоднозначным образом намекающая, куда надо бы потратить собранные родителями деньги.
    Что интересно, хотя в статье названа была одна школа, и то потому, что оттуда пришло письмо родителей (остальные школы указаны просто в качестве примера, во сколько нынче обходится выпускной, причем мы не уточняли, кто именно занимается сбором средств), очень многие восприняли это как "бессовестные намеки" на свой счет. Почему? Новый повод для размышлений.
    Кто-то из учителей, возможно, обиделся: "Ишь, посчитала, сколько за каждого учителя заплатят в ресторане - дважды или трижды". Да, посчитала, потому что знаю, что для многих родителей та же сумма в 2000 рублей, собираемая на выпускной, - немалые деньги, и возможность сэкономить даже 100 рублей много значит. Кстати, сэкономить не за счет того, как некоторые поняли, что не пригласить на выпускной любимого учителя, а за счет того, что всеми расчетами и "раскладками" должен заниматься если не экономист, то хотя бы математически грамотный человек. Тогда не будет этих астрономических, совершенно неоправданных сумм.
    У людей, может, не совсем внимательно прочитавших статью или превратно ее истолковавших, создалось впечатление, что мы огульно обвиняем всех учителей и всех школьных директоров в том, что они занимаются поборами. Для того чтобы еще раз донести до читателей свою позицию, мы подчеркиваем, что речь идет о тенденции, о том, что поборы в школе стали делом привычным, а поводом для написания статьи, напомним, послужило реальное письмо, пришедшее к нам в редакцию.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ,
    обозреватель образовательной полосы газеты "Караван+Я"

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru