Архив номеров


В новую книгу известного кимрского краеведа Владимира Коркунова "Кимрская старина-2" вошло несколько краеведческих очерков, посвященных доселе мало известным явлениям и именам местной истории. Большой интерес представляет глава, посвященная первым кимрским памятникам, сооруженным в честь российских самодержцев.


В ЧЕСТЬ ЦАРСКОГО БРАКОСОЧЕТАНИЯ

В современных Кимрах мало кто интересуется историей российской монархии. Скромные публикации о последнем императоре Николае Втором да царе Иване Грозном лишь изредка можно встретить на страницах местных и региональных СМИ. Между тем еще каких-то сто лет назад большинство жителей города не мыслило своей жизни без государя-императора. Большинство городских событий: будь то строительство здания, открытие общественного учреждения или начало ярмарки - обязательно приурочивалось к круглой дате из жизни российских самодержцев. Так, например, почитаемый в Кимрах список Иверской иконы Богоматери был принесен сюда в день рождения императора Николая Второго. Особая икона Николы Чудотворца в серебряном окладе была изготовлена в честь императора Николая Первого. Центральный кимрский храм - Преображенский собор - был построен в честь выздоровления императора Николая Александровича от тяжелой болезни.
    Краеведу В. Коркунову удалось достоверно установить, что не только церковные, но и светские учреждения Кимр открывались в честь тех или иных дат императорской фамилии. Именно таким образом была учреждена первая в городе общественная библиотека. Это заведение стало работать в память о 14 ноября 1894 года - дне бракосочетания императора Николая Второго с германской принцессой Алисой из Гессен-Дармштадта, ставшей российской императрицей под именем Александры Федоровны. К открытию выписаны газеты, журналы и книги, а равно перенесены из волостного правления более 100 книг, пожертвованных крестьянином д. Суховей-Волковым.
    Впрочем, не все кимряки с должным уважением относились к монархии. Так, например, староверы-филипповцы, составлявшие чуть ли не половину жителей Кимр (их проживало здесь не менее 8 тысяч), полагали, что русские цари отпали от православия, и отказывались молиться за них. Некоторые же из местных жителей вообще почитали российских императоров за слуг антихриста!


БРОНЗОВЫЙ АЛЕКСАНДР

В конце XIX века в Кимрах и соседних населенных пунктах появляются первые памятники. Разумеется, все они были посвящены российским самодержцам. Владимиру Коркунову удалось установить, что на территории современного Кимрского района были установлены сразу несколько памятников царю Александру Второму. Так, 19 февраля 1911 года в селе Медведицкое памятник императору был открыт на площади перед волостным правлением в день 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. В селе Горицы памятник царю появляется на центральной площади 30 августа того же года. Имеются сведения, что и в селе Ильинское был установлен памятник царю, но дата его открытия неизвестна.
    Незадолго до юбилея - 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости - идея строительства памятника Александру Второму появилась в среде именитых жителей Кимр. В начале февраля 1911 года в селе Кимры (ныне город) состоялся волостной сход, на котором было решено установить "в столице сапожного царства" памятник царю-освободителю. На этом сходе решено было незамедлительно выделить первые 150 рублей общественных денег и устроить подписку для сбора среди населения пожертвований на устройство памятника. На вотчинном сходе 11 июня 1911 года для этих целей решено было выделить три тысячи рублей из вотчинных сумм.
    Минуло всего полтора года со дня первого собрания (схода), как в центре села, на Соборной площади, появился самый большой в губернии памятник царю-освободителю Александру Второму, не уступающий подобным ему памятникам в крупнейших городах России: Нижнем Новгороде, Новгород-Северском, Петрозаводске, Астрахани и других. Кимрский памятник Александру был отлит из бронзы в Петербурге, на металлолитейном заводе Эдуарда Новицкого. Его прообразом стал памятник Александру Второму, возведенный в Московском кремле в 1898 году (скульптор - А.М. Опекушин).
    30 августа 1912 года в Кимрах состоялось торжество по случаю открытия памятника царю-освободителю Александру Второму (фото). Тысячи жителей села и окрестных деревень собрались на Соборной площади. Статуя императора была установлена на высоком пьедестале, огражденном фигурной металлической решеткой-оградой. Ближе всех возле памятника находилось все местное духовенство, хоругвеносцы в роскошных кафтанах с хоругвями, иконами и крестами, начальство, именитые жители; ровным строем стояли дружинники Кимрской вольной пожарной дружины в форменной одежде и с металлическими касками в руках.
    Судьба, однако, не благоволила к новому монументу. Памятник простоял на Соборной площади всего несколько лет. В июне 1918 года на заседании президиума Кимрского исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято постановление о сносе памятника бывшему императору.
    Жители города не протестовали против уничтожения памятника царю. Большинство из них спокойно отнеслось и к падению самой монархии. По свидетельству некоторых старожилов, снесенный памятник несколько десятков лет провалялся в сарае кимрской пожарной команды и только в 1960-х годах был отправлен на переплавку во "Вторчермет".


Глеб ЧИСТЯКОВ


Невелик городок Калязин, однако особенности его исторического развития, как и равноудаленность от Твери, Москвы и Ярославля, сделали так, что здесь пересеклись пути многих ярких личностей, великих исторических деятелей прошлого.
    
    ВИЗИТЫ великих, незаурядных людей начались сюда с момента основания преподобным Макарием Калязинского монастыря, вокруг которого позже и сформировался город. Одним из первых Калязинский монастырь посетил Иосиф Волоцкий. Известно также, что, направляясь в свое "Хождение за три моря", тверской купец Афанасий Никитин прибыл из Твери в Калязинский монастырь, где получил благословение Макария Калязинского и братии, а затем отправился дальше по Волге, в сторону Углича.
    После того как Макария Калязинского причислили к лику святых, Елена Глинская со своим младенцем, будущим самодержцем Иваном Грозным, прибыла сюда поклониться мощам святого. Возмужав, царь Иван также неоднократно посещал Калязинский монастырь и во время одного из таких визитов подарил братии рукописное евангелие. Бывал в монастыре и Борис Годунов в то время, когда собирался выдать свою дочь Ксению замуж за датского принца. Правда, свадьба не состоялась, а Ксению позже убили в Москве люди Самозванца. Во время визитов царя Бориса Калязинскому монастырю была подарена серебряная рака. Но в 1610 году она была утрачена, во время взятия монастыря польско-литовскими интервентами. Мощи святого Макария были изринуты из этой раки, сама же она была разрублена на части и увезена. А та рака, в которой сейчас находятся мощи святого (ее перевезли в кафедральный собор Белая Троица в Твери), была изготовлена значительно позже на средства калязинских купцов.
    Бытует мнение, что договор со шведами о передаче им за оказанную военную помощь Кемской волости был подписан именно в Калязинском монастыре. Известно, что шведский корпус под началом Якова Делогарди совместно с ополченцами Скопина-Шуйского освободил Тверь от польско-литовских интервентов. Шуйскому удалось уговорить остаться лишь одного из шведских полководцев - Христофора Зомми - с тысячей верных ему наемников. Эта тысяча наемников и дошла до Калязинского монастыря. Не являясь серьезной военной силой, эти шведы, тем не менее, сыграли важную роль в обучении собираемого здесь Скопиным-Шуйским ополчения. И когда против ополченцев был направлен под Калязин Летучий отряд Яна Сапеги, он был наголову разбит русскими патриотическими силами. Чтобы помочь рассчитаться с наемниками, калязинские монахи передали Шуйскому невиданную по тем временам сумму - пять тысяч рублей. Судя по всему, в это время в монастыре и был окончательно заключен договор о передаче шведам Кемской волости. Правда, не удовлетворившись этим, шведы после смерти Скопина-Шуйского захватили еще и Новгород, который потом пришлось отвоевывать у них обратно первому Романову.
    Царский двор не забыл о помощи Макариева монастыря в разгроме интервентов и в дальнейшем оказывал здешним монахам государственную поддержку. Но вскоре монастырю опять пришлось сослужить добрую службу российскому государству. Когда в Москве случилось моровое поветрие, весь царский двор вместе с Марией Ильиничной Милославской и патриархом Никоном, спасаясь от мора, перебрался в Макариев Калязинский монастырь. Таким образом, монастырь стал фактически выполнять функции российской столицы. Являясь, по сути, государством в государстве, царский двор обладал тогда целым штатом искусных ремесленников, которые в силу вышеописанных событий также переместились в поволжский городок. Местные мещане и крестьяне, естественно, перенимали у них навыки мастерства. Так появились на свет знаменитые калязинские кружева. А непосредственно при Калязинском монастыре у купцов Шушкиных было создано предприятие по изготовлению иконостасов, которые даже экспонировались в Париже.
    Позже до Калязинского монастыря доходил юный царь Петр Алексеевич со своими "потешными" солдатами. Посещал Калязин также Александр Второй, будучи еще только наследником престола. Известно, что, желая оказать особую почесть царевичу, калязинцы тогда выпрягли из его кареты лошадей, впряглись сами и собственною силой завезли царевича на паром. Но это мероприятие едва не окончилось бедой. Людей на паром набилось слишком много, и он начал тонуть. Побывала здесь и Екатерина Вторая. Отстояв обедню и молебен преподобному Макарию, царица пожертвовала обители 50 империалов. После ее визита в 1774 году Монастырской слободе при объединении ее с Никольской слободой и селом Пирогово был дан статус города. Так появился Калязин.
    7 августа 1887 года, во время наблюдения за солнечным затмением, Дмитрий Иванович Менделеев поднялся в воздух на воздушном шаре в Клину на высоту 3000 метров и, проделав по воздуху сотню верст, опустился в пределах Калязинского уезда. Посетил Калязин и исследователь России Александр Дюма в сопровождении своих знакомых офицеров. "Всю дорогу пили шампанское", - напишет он потом об этом путешествии.
    После Октябрьской революции среди посещавших Калязин людей уже не было первых лиц государства. Однако просто интересные люди здесь, конечно же, появляются. Так, в недавние годы приволжский городок осчастливили своими визитами Михаил Евдокимов и Олег Газманов. О Евдокимове калязинцы до сих пор вспоминают с любовью и уважением. Видать, легко умел находить будущий алтайский губернатор дорожку к сердцу любого русского человека.
    Что же касается певца Газманова, то запомнился он жителям приволжского городка своим крутым нравом да высокомерием. До сих пор бытует в Калязине легенда, что когда певец по неосторожности сорвал в этих местах спину, то обратился за помощью к знаменитому местному костоправу. Певец бросил специалисту что-то типа: "Ты гордиться должен, что такую спину правишь!" А костоправ обиделся и выгнал исполнителя "Эскадрона" вместе с его баксами. И тот потом чуть ли ни на коленях упрашивал оказать ему медицинскую помощь. В конце концов костоправ сжалился над зазнайкой и спину тому все же поправил.


Борис ГУРОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru