Архив номеров


Посвятив свою очередную режиссерскую работу последнему тобольскому губернатору, заслуженный деятель искусств России Виктор СИНИЦЫН даже не предполагал, что созданный им моноспектакль будет затем не единожды сыгран на столичной сцене, а затем получит поистине всемирную известность, будучи поставлен уже в знойной южноамериканской Венесуэле.
    
    РЕЖИССЕР народного театра Тверского Дома учителя Виктор Алексеевич Синицын - человек богатой творческой биографии. В прошлом приходилось ему возглавлять театры и Вышнего Волочка, и сибирского города Тобольска. Тогда, будучи главным режиссером Тобольского театра драмы, Виктор Алексеевич помимо постановок на театральной сцене играл оригинальные "площадные спектакли". Ставились они непосредственно на площади внутри старинного Тобольского кремля, служившего естественной декорацией к изображаемым актерами историческим событиям.
    Помимо Менделеева, Радищева, Кюхельбекера, Алябьева, художника Перова и сказочника Ершова, в разное время посетивших сибирский город, тобольчане увидели на площадной сцене и своего последнего губернатора Николая Александровича Ордовского-Танаевского. Этого человека едва не расстреляли в бурные годы Октябрьской революции. Однако Николаю Александровичу удалось тогда эмигрировать в Югославию. Позже бывший тобольский губернатор жил в Германии и посвятил себя монашеству, став православным архимандритом Никоном. А еще Николай Александрович оставил потомкам документальную книгу "Воспоминания". Книга эта и легла в основу одной из глав в пьесе Синицына "Лики тобольской истории".
    Случилось так, что одноименный спектакль, поставленный в 1997 году на площадной сцене в День города Тобольска, увидел приехавший из Южной Америки правнук тобольского губернатора Ростислав Ордовский-Танаевский. Гражданин Венесуэлы и России Ростислав Вадимович является хозяином процветающей фирмы "Ростик и компания", обладающей сетью ресторанов, расположенных в том числе и в Москве. Он заинтересовался "Ликами" и позже, с 1998 по 2001 годы, ежегодно приглашал Виктора Синицына выступать с моноспектаклем "Последний тобольский губернатор" на Малой сцене Малого театра и на сцене Русского культурного центра Москвы. Причем смотреть эти спектакли собирались съехавшиеся при поддержке бизнесмена со всей России представители рода Ордовских-Танаевских.
    Во время одной из московских встреч Ростислав Вадимович обмолвился, что хочет пригласить Виктора Синицына в Венесуэлу. И в 2004 году он выполнил-таки свое обещание - организовал и полностью профинансировал путешествие директора Тверского народного театра в Новый свет. Помимо Виктора Алексеевича Южную Америку посетила его супруга и коллега по сцене, заслуженная артистка РФ Нина Васильевна Синицына.
    - Венесуэла встретила нас двадцативосьмиградусной жарой, - вспоминает Виктор Алексеевич, - которая, в общем-то, переносилась нормально, наверное, из-за близости Карибского моря. Вечерами вообще было прохладно. А тропические комары оказались гораздо терпимее верхневолжских.
    Вообще Венесуэла - это пальмы и горы, по которым проложены хорошие дороги. Добрые и приветливые люди живут большей частью бедно. Много нищих и безработных, хотя есть граждане, поражающие своей состоятельностью.
    Русская община Венесуэлы составляет тысячу человек. Старшее поколение потомков русских эмигрантов общается между собой на родном языке, а их дети уже начинают его забывать под влиянием испано- и англоязычной культуры.
    Приехав в Венесуэлу, мы поселились в двухэтажном особняке у Георгия Григорьевича Волкова, бывшего дантиста и потомка знаменитого русского артиста Волкова. Хозяин страстно увлекается историей русского кадетского движения и традиционно принимает в Каракасе гостей из России, интересных людей. Например, в его доме когда-то гостила великая балерина Уланова.
    Всего в Венесуэле мы были три недели. Первая неделя прошла в подготовке к спектаклю, который играли 7 февраля. Пригласившему нас Ростиславу Вадимовичу хотелось, чтобы спектакль в Каракасе был продолжительнее по времени прежних московских постановок. Поэтому, основываясь на той же книге воспоминаний, мы поставили еще один спектакль под названием "Три четверти часа". Это уже романтическая история. Почитательница политического гения и мужской красоты объясняется тобольскому губернатору в любви. А он, сохраняя верность своей жене, тактично уходит от этих разговоров. Роль влюбленной женщины исполняла, разумеется, моя супруга Нина Васильевна.
    Смотреть наши спектакли собрались родственники Ростислава Вадимовича (включая приехавших по этому случаю из США и Франции). В частности, в Каракас прибыла олимпийская чемпионка по гимнастике Лариса Латынина, ныне теща Ростислава Ордовского-Танаевского. Также в зале находился носитель не менее известной русской фамилии - Гий Руднев, дед которого некогда командовал легендарным крейсером "Варяг". Говорят, среди гостей были даже древние старики, лично знавшие последнего тобольского губернатора Николая Александровича Ордовского-Танаевского.
    А потом Ростислав Вадимович предоставил нам с женой возможность две недели отдыхать в его большом летнем доме в элитном приморском поселке Пуэрто-Асуль на берегу Карибского моря.
    После отдыха мы должны были еще раз выступить "на блинах" у Георгия Волкова, перед большим собранием представителей русской эмиграции. На этот раз наши гостеприимные хозяева просили сыграть "что-нибудь веселенькое", и мы подготовили инсценировку рассказов Аверченко. Но в это время на улицы Каракаса вышли противники венесуэльского президента Чавеса. Начались беспорядки с демонстрантами, мегафонами, автоматами и БТРами. Само собой, "блины" отменились, и мы думали, как бы только оттуда уехать.

    Вернувшись в Тверь и вновь погрузившись в работу своего народного театра, Виктор Алексеевич все еще пребывает под впечатлением от гостеприимства и предупредительности русских венесуэльцев. Заботливые хозяева даже составили и распечатали для своих гостей "Программу пребывания в Каракасе": "...сразу при встрече Франко раздаст всем конверты с наличными боливарами. Поход по магазинам - посещение самого большого Торгового центра в Южной Америке "САМБИЛ" (желающих принять участие в этом мероприятии просим заблаговременно предупредить Франко Мартинеса). Очень важно взять с собой свитер (куртку), удобную обувь для прогулки по горам. Форма одежды для дам - произвольная, нарядная; для мужчин - желательно пиджак".


Борис ГУРОВ


Прошла первая волна отзывов на сборник стихов скандальной тверской поэтессы Дарьи Родиной. Все было - и глупое хихиканье, и благородное негодование, и намеки на гнусную женскую сущность героини. Сейчас, когда страсти слегка остыли, пришло время для серьезного разговора с автором.
    
    - Даша, как ты сама определяешь жанр своих стихов?
    
- Как пародийный, хотя там есть и чистая лирика. Книга составлена так, что в ней собрано лучшее. Есть несколько лирических стихотворений с элементами сарказма, есть пародийные стихи с налетом эротики. И, если разобраться, почти вся эротика - это лирические стихотворения, только она скрытая.
    - Но сборник был назван не "Избранное", а "Испытывая сарказм".
    
- Да, поскольку сарказм я испытываю перманентно, даже когда у меня слезы на глазах: "Иди сюда, смотри в колодец мой..." И потом, "жизнь свою прожив до половины, я очутился в сумрачном лесу..." - на грани юмора уже не удерживаешься, переходишь на сарказм.
    - Как ты думаешь, твои стихи проиграют, если все неприличные слова будут заменены отточиями?
    
- Существительные в именительном падеже и инфинитивы, конечно, должны быть с многоточиями, а все производные образования должны печататься полностью. Потому что точки очень затрудняют процесс чтения и мешают восприятию.
    - Даша, а тебе приходилось сталкиваться с ханжеством?
    
- Оно сплошь и рядом. Мне говорили умные люди: "Твою книжку будут читать под одеялом, а тебя ругать в лицо". А я себе простых путей и не ищу. Но если даже недруги не могут обойтись без элемента восхищения... Самое страшное ведь, когда тебя обвиняют в непрофессионализме. А меня ругают за темы, и пусть ругают...
    Я из любопытства даже решила подсчитать, сколько в моей книге каких слов непечатных. Но их мало, там дерзость-то не в мате заключается, есть вполне невинные стихи, есть философские, есть целомудренные - для тех, кто понимает, кто кроме мата способен что-то увидеть... Я пишу стихи не для того, чтобы ругаться матом. А то, что некоторые вещи ... - всем нам, женщинам, не хватает здорового цинизма. Вместо того чтобы сюси-пуси и слезы разводить - чуть-чуть здорового цинизма, и все будет в порядке.
    Мне как пишется, так и пишется. Я никого не эпатирую, ничего из себя не изображаю. У меня разные настроения... Сколько там живет во мне народу? Человек двенадцать точно живет. Вот они все и пишут, в разных настроениях пребывая, в разных душевных состояниях.
    - Как ты думаешь, должна быть в литературе цензура?
    
- Цензура на что? Ведь можно написать без мата страшные вещи.
    - А внутренняя цензура должна быть у автора?
    
- Обязательно. У каждого своя.
    - Что ты не можешь допустить в своих стихах?
    
- Я пока не могу допустить слово "п...а". Ну а если серьезно, я много чего не могу допустить. Публикации тех вещей, которые мне кажутся неинтересными, даже если они неплохие, отсутствия гармонии с самой собой, а я всегда знаю, когда хорошее стихотворение, когда плохое. И потом, у меня есть ценители - мама и сын. К тому же родители мои - профессиональные музыканты, богемная элита, они по-настоящему владеют черным юмором и неплохо в нем разбираются. И если меня, мои стихи приняли музыканты, значит, экзамен я уже прошла.
    - Маме все нравится?
    
- Когда-то очень давно она говорила: "Ну, это уж слишком". Больше я этого не слышу. Настоящие матери всегда продвигаются вместе с детьми, куда их дети едут на салазках. Потом еще они становятся защитниками творчества своих детей. Я маме не показываю даже хороших статей о себе, потому что все они содержат элементы подколок. Она будет переживать, я не хочу. Она спрашивает: "Вышла статья?"-"Да, вышла, отличный пиар..."
    - Ваше соавторство с Владимиром Анисимовым необыкновенно удачно.
    
- Анисимов - как родился для меня. Я всегда, чуть ли не с детства, хотела иметь книгу с мультяшными рисунками. И они не давали мне покоя, как бы ни разубеждал меня сам Вова, что поэзия не нуждается в иллюстрациях... А когда все свершилось, он сказал: "Да, это совсем другое. Это не иллюстрации, это антураж, это атмосфера". Но тоже мало умных людей, которые бы поняли, что это не иллюстрации. Понимаешь, он может параллельно, совершенно не привязанно к моим стихам, создавать рисунки, и потом эти рисунки я просто буду брать и распределять: это туда, это сюда. А какие прекрасные акварели он нарисовал к сказке "Ножик в тумане".
    - Я знаю, что кроме сказок ты еще создаешь псевдоучения.
    
- Одно из них - "Функциональные свойства ревнивцев" - было опубликовано в "Караване". Еще у меня есть "Руководство неправильной семейной жизни". А сейчас я пишу чудеснейшего свойства псевдоучение, но не скажу, какое, из суеверия. И должна сказать, в моей прозе нет даже намека на неприличные выражения. Проза не требует мата, там экспрессию можно выражать другими способами. Стих - это другое, там должно быть мало и емко. А проза - материал пластичный.
    - Ваше чудесное сотрудничество с Анисимовым будет продолжено?
    
- Очень трудно нам с Анисимовым сотрудничать. Не знаю, почему мы до сих пор друг друга не покалечили, видимо, хотелось нам свою книжку увидеть.
    - А вроде такое совпадение взглядов...
    
- Это я тайну страшную открываю. Но в издании Рукописного журнала - нового проекта Тверского союза литераторов - мы, я думаю, поучаствуем. Я, как человек, склонный к большому беспределу, буду там незаменима.
    - Плавно подошли мы к самому банальному вопросу всех времен и народов: "Ваши творческие планы?"
    
- Главное, чтобы было само творчество, были для этого жизненные условия, и быт не сожрал тебя полностью. Надо какую-то особую зарядку делать, режим соблюдать обязательно, следить за питанием. Надо строить себя и удерживать, чтобы было творчество. А любое творчество - это созидание.


Марина БАТАСОВА
    Художник Владимир АНИСИМОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru