Архив номеров


"И сольются земли и народы славянские, как реки, в одно Великое Море Русско-Славянское, пред которым в трепете будут все народы, и другого царства более могущественного не будет на земле".


Серафим Саровский

ЗАВЕТЫ НИКОЛАЯ ДАНИЛЕВСКОГО

Выдающийся русский мыслитель, основоположник цивилизационного метода в исследовании исторического процесса, автор поразившей научную общественность книги "Россия и Европа" Николай Данилевский впервые озвучил в середине XIX века мысль о необходимости единения славян. Его выводы "не потеряли свежести и по сегодняшний день, в частности, такой: Запад демонстрирует стабильное единство в проявлении открытой и скрытой враждебности к России и славянскому миру". Какие бы комплименты и реверансы не делались Западом в сторону России, к нам, русским и славянам вообще, Запад во главе с Америкой по-прежнему относится с замаскированным предубеждением. Наиболее откровенной формой такого отношения в прошлом были фашистские бредни о второсортности славянства.
    Теория глобализации, идеи оставления на планете "золотого миллиарда" и тому подобные рассуждения помогают Западу в его попытках перестроить на свой лад жизнь других стран и народов с целью, как писал русский философ А.А. Зиновьев, "...довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному развитию, включить их в сферу влияния Запада, причем не в роли равноправных и равноценных партнеров, а в роли сателлитов или, лучше сказать, колоний нового типа". Славяне - одна из главных мишеней такой глобальной политики.
    Чтобы сохранить славянский культурно-исторический тип, так много внесший в историю и культуру всепланетной цивилизации, славянам, по мысли Н.Я. Данилевского, нужно единение. "Путь к спасительному для славянства единству лежит через осознание славянами их общеплеменных интересов во имя сохранения своего особого культурно-исторического типа, через всемерное развитие славянского самосознания в каждом славянском народе", - утверждал ученый.
    Настало время усилить "цивилизационные" позиции России и ее ближайших союзников в современных геополитических процессах, существенно повлиять на формирование основ нового справедливого правопорядка в Евразии и в мире в целом.


ТВЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВА

В 1994 году к истокам Волги, Днепра и Западной Двины в Тверской области была организована экспедиция в связи со 100-летием открытия истоков академиком Дмитрием Анучиным (1843-1923). Руководил экспедицией Вячеслав Воробьев, напутствие ей сделала вдова Льва Гумилева Наталия Гумилева. Отснятый Владимиром Ершовым документальный фильм "Истоки" произвел большое впечатление на знатоков и патриотов Тверского края. Через год настоятель Казанского храма во Власьеве, отец Николай Васечко сообщил, что у священнослужителей после просмотра этого фильма родилась идея создать фонд "Славянский дом". Фонд создали, в качестве первого практического шага организовали патриарший крестный ход (точнее - плавание) по Волге, Днепру и Западной Двине в 1999 году. Отношение к идее фонда и к крестному плаванию в регионах Поволжья было прекрасным, хотя в федеральном центре чего-то недопоняли - оттуда не было никакой реакции.
    Пауза продлилась до лета 2003 года, когда с призывом содействовать духовно-нравственному возрождению народов России, укрепить историко-культурное и геополитическое пространство Беларуси, России и Украины выступили наместник Нило-Столобенской пустыни, архимандрит Вассиан (В. Шусто), настоятель Никольского храма у истока Волги, отец Валентин Цвелев, главы администраций Иван Павлов (Осташковский район) и Дмитрий Ефремов (Пеновский район). Инициативу благословил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, она получила официальное название "Объединительная тверская инициатива "Славянские ключи".
    Идеи священников восприняли многие, в том числе представители различных общественных организаций, которые сошлись во мнении, что "духовность и нравственность являются неотъемлемыми качествами славянских народов независимо от распространенных в обществе идейно-политических течений и взглядов".
    В качестве базиса при реализации инициативы "Славянские ключи" идеологи почти единогласно признали особую метафизическую, геополитическую и сакральную роль нашей природы, в частности, истоков и бассейнов великих славянских рек, сыгравших определяющую роль в формировании восточнославянской общности и которые будут иметь огромное значение в развитии новой идеологии возрождения народов Беларуси, России и Украины.
    Взоры устремлены на землю истоков Волги, Днепра и Западной Двины, на "особую территорию" славянских и других народов - Валдайскую возвышенность.


СВЯЩЕННЫЙ ВАЛДАЙ

Люди на Валдае живут более 10 тысяч лет, поэтому мы, их потомки, по своему происхождению не менее древние, чем египтяне или китайцы. Рассказывает профессор Государственной академии славянской культуры Вячеслав ВОРОБЬЕВ.
    - Палеолитические стоянки у Селигера образовались в 9-8 тысячелетиях до н.э. Через тысячу лет, в 7-6 тысячелетиях до н.э., сюда пришли люди из Волго-Окского междуречья, а также волна древних племен из южно-германских и польских территорий. Это были древнейшие европейцы, но не индоарийцы. В 5 тысячелетии до н.э. сюда докатилась волна переселенцев из Южной Карелии, из бассейнов Невы и Онеги - это были первые финно-угорские племена, оказавшие существенное влияние на формирование Верхневолжской мезолитической культуры. В период с 3 тысячелетия по 1500 год до н.э. (для сравнения - в Египте прошли времена первых фараонов, строительство пирамид, в Вавилоне царь Хаммураппи издал первый свод законов) на Валдае и на территории Тверской области образовалась колоссальная культурная общность, которую археологи называют волосовской. К концу периода сюда подселились, как это открыли Д.А. Крайнов и его ученики, скотоводы и металлурги фатьяновцы из юго-западного Полесья и среднего Поднестровья. Это уже были древние индоарийцы, составная часть протославян.
    В период 1-го тысячелетия до н.э. и до середины 1-го тысячелетия нашей эры с востока, с Прикамья, сюда медленно стали продвигаться угро-финские племена второй волны. Частично Валдай заселялся племенами и с Белоозера, с Балтики. Так появились наши летописные весь, меря, голядь.
    С 5-го века нашей эры здесь появляются славянские племена. Первая часть кривичей (исследователи их считают смешением чисто славянских племен с юга и племен балтов) шла с верховьев Днепра и осела к северу от Волги, а также по Волге до Ржева. Вторая часть пошла с верховьев Днепра на псковские, смоленские, полоцкие, торопецкие земли и осела там, основав эти города-столицы. Торопец - это древний Кривиченск.
    Параллельно с кривичами в VI-IX веках н.э. в сторону Ильменя и Волхова расселялись словене новгородские, которые на Валдае встретились с кривичами и с угро-финнами. Таким образом, наша территория - это своеобразный котел, где варился будущий древнерусский этнос северного варианта, потомками которого мы и являемся.
    Уникальна и природа Валдая. В настоящее время политологи и экологи полагают, что в недалеком будущем первостепенное значение для земной цивилизации, прежде всего европейской, приобретет важнейший геостратегический ресурс - пресная чистая вода. Из-за ее нехватки возможны крупномасштабные конфликты. На Валдае мы имеем огромный запас чистой воды, а поскольку это водораздел трех великих русских рек, то контроль за использованием этого ресурса дает нашему народу известные преимущества. С Валдая в конечном счете поступает вода в Москву, частью - в Петербург. Здесь кладовая, неприкосновенный запас жизненно важного природного продукта.
    Пока что в хорошей сохранности пребывают лесные богатства, сохранен животный мир, разнообразие растительного царства придает этому благодатному краю привлекательность почти нетронутой среды обитания человека. Объявив Валдай и прилегающие территории сакральным славянским местом, мы сможем спасти от захвата его земель жадными финансовыми воротилами, способными хищнически разорить прекрасную территорию, а население превратить в рабов.
    Заполнить эту землю должны свободные славянские народы с менталитетом лесных предков и, по словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "с волей к сохранению своих духовных ориентиров, нравственных и общественных идеалов".


КОНКРЕТНЫЕ НАМЕРЕНИЯ

Весной и осенью 2004 года у истока Волги, возле Ольгина монастыря, планируется возвести "славянский сад Владимира Великого в честь святого равноапостольного великого князя Владимира Крестителя и объединителя Руси". Одновременно инициаторы "Славянских ключей" предполагают заложить соборный храм Владимира Великого и посада-града его же имени. Этим будет положено начало формированию особой заповедной природной, историко-культурной и духовной территории возрождения народов Беларуси, России и Украины.
    Далее намечается возведение Белорусского, Великоросского и Малоросского народных домов у истоков, соответственно, Западной Двины, Волги и Днепра. Такое обустройство "особой территории" позволит заложить на Валдайской возвышенности "третью столицу" в качестве государственно-церковного центра славянских и других народов.
    Работу "Славянских ключей" намечается проводить по направлениям: природа и экология, церковь в славянском мире, славянские народы: этническая культура, история славян, деятели славянского мира, славянские страны и народы в мировом геополитическом пространстве. От Тверской области к отдельным направлениям намерены подключиться Тверской филиал Государственной академии славянской культуры (директор - И.Н. Победаш) и Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке (директор - А.Б. Михайлов).


ВОСПРИМУТ ЛИ ИДЕЮ ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО?

"В XXI веке возникают и будут возникать ситуации, подталкивающие страны и народы к экологической, военной и этнополитической катастрофе", - утверждает профессор Вячеслав Воробьев. В такой обстановке славянам необходимо упрочивание своих позиций. А потому эта идея, идея славянского единения, постепенно пробивает себе дорогу. Практической работой заняты представители Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России (В.А. Аксенов, С.М. Небренчин, Г.А. Чернейко), предприниматели Москвы и Твери (А.В. Косарев, В.Н. Шиян, С.П. Польшиков, О.А. Чернышов), представители Русской православной церкви, ученые, политики. На последнем заседании рабочей группы тверской объединительной инициативы "Славянские ключи" 7 апреля 2004 года участвовали заместители губернатора Тверской области И.П. Райдур и Н.М. Беленко, начальник отдела социально-культурного развития администрации В.П. Карасев. Это обнадеживает.
    Идея "Славянских ключей" на Валдае может повысить статус Твери и Тверской области до уровня духовного, культурного и этнического центра славянских народов. Но для этого власть и общество должны понять и воспринять идею не формально, а душой и сердцем.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru