Архив номеров


НИЧЕГО "эдакого" в тверском парне Андрее Рыжкове нет. Парне обыкновенном, даже слишком: школа, политех, армия... Вот разве что какой-то он уж слишком "книжный" - в добро до сих пор верит, в справедливость.
    Пару недель назад, около восьми вечера, Андрей возвращался домой. Путь его пролегал вдоль уже изрядно подтаявшей Волги. Напротив остановки трамвая "ЦПС" его внимание привлекли истошные крики:
    - Спасите, мужики, не дайте помереть!
    
Пляж казался абсолютно пустынным, и, поскольку других спасателей не нашлось, Рыжков поспешил на шум. Вглядевшись в полумрак мартовского вечера, он наконец смог различить в полынье, расположенной метрах в семи от берега, что-то черное.
    - Человек!
    
Не медля ни секунды, Андрей поспешил на помощь. Только подойдя вплотную к полынье, он различил в ледяной воде тонущего человека. Парень лет восемнадцати отчаянно цеплялся посиневшими уже пальцами за край льдины и ускользающую жизнь. Так как на берегу не было ни единого человека (не горели даже окна расположенного по соседству детского сада), нужно было спасать утопающего в одиночку.
    При первой же попытке приблизиться под Рыжковым подломился лед, и он сам оказался в крайне незавидном положении. Но даже будучи наполовину подо льдом, Андрей не оставлял мысли спасти незнакомца. И он продолжал упорно тащить утопающего, пока не выволок наконец его на лед. Но это было еще только начало!
    Андрею и Руслану (так, оказалось, звали пострадавшего) предстояло еще проделать метров 500 до жилого района. Но и там вначале счастье не улыбнулось парням.
    - Люди жутко черствые, - сокрушается Андрей. - Останавливается машина во дворе - я к ней. Мол, помогите, сами все видите, или хоть дайте позвонить. А там двое - ничего не знаем, не наше дело! Вторая машина - тот же результат. И только у одного из подъездов тусовалась молодежь: они сбегали, позвонили в "скорую".
    Интересно, что, когда на следующий день сердобольный спасатель захотел навестить своего "крестника", выяснилось, что тот, потрепав некоторое время нервы персоналу городской больницы своим вызывающим поведением, вскоре сбежал. Резонно будет предположить, принимая во внимание явно вымышленное имя, отсутствие паспорта, военную форму под верхней одеждой и противоречивые данные о месте проживания, что Андрей вытащил беглого солдата какой-нибудь части. Будучи сильно пьяным, он, видимо, просто не заметил полыньи. Андрей же теперь в большей степени беспокоится о том, не повредит ли "Руслану" публикация в газете.
    Кстати, Андрей Рыжков, последний романтик наших дней, который даже в политех пошел ради кострово-гитарно-приключенческой геологии, является в данный момент фактически безработным. А ведь, как выяснилось, он способен на многое.


Дмитрий КИРИЛЛОВ


Мы уже не раз писали о наших тверских гимназиях, тема эта действительно интересная и неисчерпаемая. Лично меня она привлекает тем, что гимназии как таковые не являются каким-то очередным сомнительным нововведением или безумным экспериментом в нашем многострадальном образовании. Российские гимназии - это хорошо забытое старое, возвращение к традициям добротного классического образования.
    
    Мы воспользовались случаем и побеседовали с директором 44-й гимназии Николаем Марковым о проблемах гимназического образования, тем более повод представился более чем значимый - 30 лет школе и 10 лет, как она носит гордое звание гимназии.
    - Николай Степанович, расскажите немного об истории 44-й гимназии, каким образом вы получили свой ко многому обязывающий статус?
    
- Мы получили статус гимназии после проведения очень серьезного учебного эксперимента, который начался в 90-м году и длился три года. Тогда только-только начали появляться первые гимназии в Москве, Санкт-Петербурге, в Твери их еще не было вообще. И вот по итогам опытно-экспериментальной работы главой города 25 марта 1994 года нашей школе и был присвоен статус гимназии.
    - Чем же отличается гимназия от обычной школы?
    
- Гимназия по своему статусу - учреждение гуманитарной направленности, поэтому в учебном плане гуманитарному блоку должно уделяться повышенное внимание. В начальной школе у нас проводятся уроки по культуре поведения и речевому этикету, в 5-6 классах их заменяет культура речи, потом, в старших классах, ребята изучают основы стилистики, основы ораторского искусства, или риторики, и, наконец, выпускники знакомятся с основами научного реферирования и библиотечным делом. Помимо этого у нас в учебном плане есть такие предметы, как древнерусское искусство, зарубежная литература, мировая художественная культура, история мировых религий - это достаточно серьезный блок гуманитарных предметов, который в обычном общеобразовательном учреждении не может быть представлен в таком объеме в силу многих объективных причин.
    - На каких принципах базируется работа с учащимися в вашей гимназии?
    
- До 9-го класса мы должны создать все условия, чтобы ребенок мог себя каким-то образом проявить и определиться. Каждый ученик к 9-му классу должен написать свою первую исследовательскую или опытно-экспериментальную работу и публично ее защитить. Мы постоянно поддерживаем связь с вузами, их преподаватели часто являются руководителями исследовательских работ наших учеников. В старших классах, когда ребята готовятся к поступлению в вузы, начинает действовать элективная система дифференциации.
    - Расскажите, пожалуйста, об этом.
    
- Это мягкая система выбора учебных предметов в отличие от более жесткой профильной, представленной физико-математическим, гуманитарным, химико-биологическим классами.
    - Вы не поддерживаете идею профильности, активно пропагандируемую сегодня Министерством образования?
    
- Дело в том, что мы слишком долго занимались проблемой профильности - с 1989 года - и пришли к выводу, что этот подход себя не оправдывает.
    По результатам поступлений в вузы из профильных классов у нас, допустим, из гуманитарного класса только 45% поступали по профилю, а остальные 55% - на другие специальности, не связанные с ранее выбранным профилем. Были годы, когда и 70-75% поступали не по профилю, и это происходило практически во всех наших профильных классах. Возникает вопрос: зачем же ребенка в старших классах мучить, скажем, математикой, химией, биологией, если он при поступлении сдает совсем другие предметы?
    И вот в 2000 году мы пришли к варианту так называемой элективной системы образования, которая дает возможность детям самим определяться на эти два года, выбирать, какие предметы им необходимы для поступления в вуз.
    - Расскажите подробнее, в чем преимущества элективной системы?
    
- Сейчас вы все поймете на примере: для того чтобы поступить на экономический факультет, в этом году необходимо было сдавать обществознание, русский язык, литературу и математику; на факультет управления и социологии - математику, русский язык и литературу, обществознание; на психологию - биологию, русский язык и литературу, математику. Какой профиль в состоянии подготовить именно такой набор предметов? Что делать родителям? Нанимать репетиторов для поступления?
    Как показывает наш опыт и практика, элективная система - это то, что необходимо сегодня. Мы каждый год узнаем, какие вступительные экзамены необходимо сдавать на разных факультетах в вузе, и в соответствии с этим предлагаем ребенку набор учебных предметов. Таких наборов может быть до 24 вариантов и больше! Самое главное, что это гибкая система, ее можно корректировать: ученик вправе что-то изменить в своем выборе в связи с изменяющимися обстоятельствами.
    - Неужели вы для каждого ребенка составляете индивидуальное расписание?
    
- Конечно! Занятия проводятся в группах примерно по 12 человек, на урок собираются ученики из разных классов.
    Уже два выпуска оправдывают эту систему. Наши выпускники не первый год поступают в московские вузы, на такие факультеты, как международная журналистика, психология, история, факультет восточных языков. Часто учатся одновременно на двух факультетах!
    - Чем еще может гордиться ваша гимназия?
    
- У нас есть свой флаг и герб. На гербе изображена сова - символ мудрости, она держит ключ, на бороздке которого цифры 44. Автор герба - ученый из нашего университета В. Лавренов, он нам помог разработать свой герб по всем канонам геральдики, он официально утвержден в геральдическом обществе. В те годы в России еще не было ни одной школы, официально имеющей свой герб! Наш герб в 1993 году официально был внесен в книгу матрикулов. Также у гимназии есть гимн и девиз: "docendo discimus" - "обучаясь - учимся".
    Ежегодно в мае мы вручаем именные премии имени С.И. Ожегова, Л.Ф. Магницкого, В.А. Обручева, А.Г. Венецианова в разных предметных областях.
    - Все-таки что делает гимназию гимназией?
    
- Конечно же, это и высококвалифицированные специалисты, и новое содержание образования, современные технологии обучения, но еще, как мне кажется, у нас существуют какие-то необычайно доверительные отношения между учителями и учениками. В школе царит тот особый гимназический дух, который, если хотите, и определяет мировоззрение и отношение к жизни.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


НЕ УСПЕЛ Дмитрий Зеленин приступить к выполнению обязанностей губернатора Тверской области, как тут же нашлись желающие "укусить" его. И придраться вроде пока не к чему, но все же придрались.
    Есть такая газета - "Независимое военное обозрение", еженедельное приложение к "Независимой газете". Солидное, уважаемое издание, популярное среди читателей, которым небезразличны Вооруженные Силы России, оборона страны и вообще военная тематика. С недавних пор завелся в газете некий то ли сотрудник, то ли корреспондент, скрывающийся под кличкой Архилох (так звали одного древнегреческого поэта, но по-русски этот псевдоним можно расшифровать как "Большой Лох"). Главной своей обязанностью этот Архилох полагает выдачу на полосе газеты язвительных замечаний по незначительному поводу и без особого повода. Побрюзжать, как вечно недовольный всем и вся старый человек на кухне брюзжит о неудавшейся жизни.
    Означенному Архилоху не понравилось, что губернатор Д. Зеленин вручил главкому ВВС России В. Михайлову крест Михаила Тверского. Досталось и Зеленину, и князю Михаилу. Ну, ладно - Зеленин губернатор молодой, неглупый - может сам себя защитить. А князя-то за что оплевал Архилох своей якобы иронией? Михаил Ярославич не может ответить лохам, он же мертв.
    А стиль-то, стиль брюзжания каков! "Это все, конечно, приятно. И трогательно. Но, по зрелом размышлении, сомнительно. Нет, князь Михаил Тверской - конечно, историческая личность. И мученик, и святой. Заслуживает всяческих похвал и благоговения. Одно только смущает: он ведь с Москвой за политическое лидерство боролся. То есть ничтоже сумняшеся против вертикали власти выступал. Да чего там: сепаратистом был князь! Самым настоящим сепаратистом. Не хотел подчиняться федеральному центру, а хотел княжить сам по себе, без всякого контроля. Ну а центр, в свою очередь, боролся с князем. В смысле, строила Москва непокорного князя по-всякому. И в конце концов построила - при помощи Золотой Орды. Вот такая история".
    Глумление - другого слова здесь не подобрать. Я не говорю о перевирании истории этим Архилохом: например, сепаратистом был Юрий Московский, правивший заштатным городишком Москвой, а Михаил в те далекие годы был "федеральным центром".
    А в чем, собственно, дело-то? А вот в чем: "И как в этом историческом контексте выглядит губернатор Зеленин, вручающий крест Михаила Тверского главкому ВВС? Мало того что сам нелояльность проявляет, так еще генерала провоцирует". Губернатор "как бы объявляет городу и миру: дескать, плевать мне на Москву..."
    Ну и ну! Далее Архилох ехидничает: "А то как сел губернатор на престол - в смысле, в кресло - так ему все нипочем! Как будто нет ни федерального центра, ни вертикали власти, ни Москвы, ни Кремля..."
    Какие тут нужны комментарии? Разве только такие, когда еще большие лохи пачкают стены домов и заборы соответствующими надписями, а умные прохожие, покачав головой, произносят пару неласковых слов в адрес пачкунов.
    Не покидает ощущение, что опус Архилоха "губернатор Зеленин и князь Михаил Тверской" есть отзвук прошедших губернаторских выборов в Тверской области. Очень кому-то не понравилось, что в кресло руководителя сел именно Зеленин, а не Архилох.
    Я думаю, что глуповатый то ли юмор, то ли политический яд этого Архилоха не замарает честь князя Михаила и губернатора Зеленина. Обидно лишь за уважаемую газету, допустившую в №11 за 2004 год такой ляп.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru