Архив номеров


Когда к нам обратились последователи Рерихов с просьбой опубликовать этот документ, мы некоторое время раздумывали.
    
    И ВСЕ ЖЕ мы решили его опубликовать. В издательском деле есть такое понятие - "миссия газеты". Для "Каравана" мы ее определяем так: газета для просвещенной части тверского общества. К тому же мы считаем себя авторским изданием, где журналисты имеют право и даже иногда обязаны высказывать собственные суждения, давать оценку происходящему или явлению. Думаю, что это как раз тот случай. И в силу его деликатности эту обязанность должен выполнить, похоже, я - главный редактор, хотя об этой проблеме еще не подозревал в прошлую пятницу.
     В Твери должны состоятся многочисленные мероприятия, посвященные 100-летию первой экспедиции русского художника Николая Рериха и его жены Елены Рерих по древним городам России. Итогом экспедиции тогда стало появление так называемого пакта Рериха о защите исторических памятников культуры. Он лег в основу мирового соглашения, утвержденного ООН уже после смерти Николая Рериха, которое подписали многие страны мира. Подобные мероприятия проходят почти в тридцати городах по пути следования экспедиции.
    С тверской землей у Николая Рериха были особые отношения. Достаточно сказать, что он встретил свою будущую жену и спутницу всей жизни летом 1900 года в Бологом, в загородном поместье князя Путятина, известного археолога и эксперта по каменному веку. Кстати, Елена Рерих, в девичестве Елена Ивановна Шапошникова, была правнучкой фельдмаршала Кутузова. Кроме России семья Рерихов изучала Восток и восточные религии, много лет они провели в экспедициях по Тибету и почти 30 лет прожили в Индии. После себя Николай Рерих оставил много картин, которые считают за честь иметь лучшие музеи мира, и множество писем и эссе философского и мистического характера. Большой вклад в развитие взглядов мужа внесла его жена Елена Рерих, а также многочисленные последователи и толкователи учения Рерихов.
    Драматургию намеченным торжествам в Твери придает тот факт, что Русская православная церковь в 1994 году предала анафеме Рериха и его последователей, вызвав бурю критики в свой адрес. Справедливости ради скажем, что такой же шаг предприняла и зарубежная православная церковь еще в тридцатые года прошлого века. В Твери накануне торжеств в местных православных газетах вышло несколько статей тверских священнослужителей, предупреждающих верующих об опасности учения Рериха.
    Таким образом, налицо конфликтная ситуация. Сейчас необходимо выработать светский непредвзятый взгляд на то, как вести себя и простому человеку, и светской власти. Ведь многие наши сограждане, если и не являются воцерковленными людьми, считают себя принадлежащими православной культуре. В трудную ситуацию попала и светская власть. Помогать организации рериховских мероприятий - вызвать критику и недовольство со стороны православной общественности. Отмахнуться и проигнорировать - значит прослыть ретроградом.
    Поэтому давайте попробуем разобраться вместе, хотя я и не претендую на истину в последней инстанции.
    Ни у кого не должно вызывать сомнение величие личности Николая Рериха. Это действительно выдающийся художник и великий патриот России. Мне импонирует оценка, которую дал иеромонах Андронник, гость Воскресенского монастыря, во время посещения выставки Рериха в Угличе: "Дело в том, что отношение церкви к Николаю Рериху негативно не как к живописцу, а как к философу. Он представитель философов конца XIX - начала XX века, которые хотели изменить весь мир. Его философия не христианская, а основана на взглядах, близких к индуизму, тибетскому буддизму и многим-многим подобным учениям. А как художник он прекрасен".
    Таким образом, вопрос о культурной ценности картин Николая Рериха считаем снятым и перейдем к самой деликатной теме - его мировоззренческим взглядам, родившим огромное количество последователей по всему миру и преданных анафеме православной церковью.
    Мне, как в уже давние студенческие годы перед экзаменом, пришлось за два дня прочесть почти все написанное Николаем и Еленой Рерихами, а также их предтечей Е. Блаватской, их некоторыми последователями. Параллельно пришлось прочитать труды православного ученого, диакона Андрея Кураева, посвященные анализу учения Рерихов.
    Для себя я сделал вывод, что учение Рерихов, которое называют "живая этика", несомненно, является значительным культурным феноменом. Это продукт того поиска просвещенной интеллигенции на рубеже XIX-XX веков, который определил появление выдающихся произведений культуры и искусства, глобальное ускорение развития науки и техники. Но вместе с тем та смута в головах мировой элиты привела и к неисчислимым бедствиям - двум мировым войнам, социальным революциям, потокам крови и братоубийству. Вера в то, что можно разрушить до основания, а потом построить новый мир, на практике оказалась совсем непродуктивной. Для определения системы взглядов рериховцев, мне кажется, наиболее подходит фраза Льва Гумилева, сказанная им, правда, по другому поводу, - это есть "сложная система мистического атеизма".
    Ну что ж, мировоззренческие теории могут быть разными. И в этом нет ничего плохого. Мне даже показалось, что в "живой этике", если отбросить всякие мистические наслоения, есть много разумного. Скажем, диалектическое видение событий и явлений мне показалось очень продуктивным аспектом. Очень импонирует мне пронизывающая учение трудовая этика Рерихов.
    Однако я согласен и с оценками православной церкви. Чтобы была понятна моя следующая мысль, начну издалека. Есть много людей, которые любят футбол или которым нравится тот или иной музыкант или певец. Что в этом плохого? Но когда формы проявления этих увлечений доходят до фанатизма, экзальтированного безумия, это становится общественно опасным явлением. Во всяком деле нужна мера. Мы даже в мировых религиях наблюдаем, как определенная часть их последователей доводит себя до такого религиозного экстаза, а их коллективное безумие приобретает такие формы, что впору требуется вмешательство психиатров. Сегодня уже не надо ходить далеко за примерами. Вспомните террор и море крови, пролитой мусульманскими экстремистами. Да и среди православных можно без труда обнаружить кучку мракобесов, крайне нетерпимых ко всем инакомыслящим. Но можем ли мы из-за этих немногих неуравновешенных адептов подвергать сомнению великую гуманистическую миссию мировых религий? Я думаю, что по отношению к наследию Рерихов мы должны применить такую же логику.
    Я не утверждаю, что глубоко проник в сущность "живой этики", но мне все же показалось, что и ее создатели, и их последователи пытались создать новую религию, хотя многие центры Рерихов и утверждают, что это чисто светское движение по развитию культуры. И я думаю, что попытка создать новую церковь - может, из корысти, а может, по недомыслию - только вредит восприятию нашими современниками тех залежей мировой мудрости, которые собрали по крупицам Рерихи и на Востоке, и на Западе.
    И перед тем как мы подведем итог, хотелось бы разъяснить еще одно обстоятельство. Многие не понимают, что значит "придать анафеме". В бытовом сознании это сливается с понятием "проклясть". Но это не так. Это в католичестве, особенно во времена инквизиции, утвердилась традиция проклинать людей. И с тех пор понимание анафемы как проклятия утвердилось в бытовом сознании. В Русской православной церкви никогда не было и нет традиции кого-либо проклинать. Придать анафеме означает отлучить от причастия, отречь от церкви. С этого момента человек не считается православным, он не может приходить в церковь, священники не могут с ним совершать таинства. По сути, это акт размежевания. Православные не судят чужих. Этот акт совершается только в отношении провинившихся людей, которые считают себя православными и заявляют об этом . Небольшое мое знакомство с "живой этикой" у меня лично не оставило ни одного сомнения, что к православию она имеет самое отдаленное отношение. Поэтому та волна критики, которая обрушилась на Русскую православную церковь после объявления анафемы Рерихам, как минимум несправедлива. Это совершенно логичный поступок - указать своей пастве, что рериховское движение является совсем другой религией. Сам этот акт придания анафеме в Русской православной церкви не имеет никакого обряда. Просто объявляется, что эти люди не считаются больше православными до их раскаяния.
    И последнее - по поводу сатанизма. Критик учения Рерихов, отец Андрей Кураев считает, что серьезное погружение в среду учения "живая этика" неминуемо ведет к сатанизму. Я, не претендуя на религиозные оценки этого явления, изложу свою сугубо светскую и даже технократическую точку зрения на причины массового появления в последние десятилетия различных сатанинских культов. Уже нельзя скрыть, что в связи с развитием научно-технического прогресса и прежде всего средств связи и технологий распространения информации мировая цивилизация переходит в свое новое состояние, которое называют глобализацией. Невиданное количество информации разной национальной, религиозной, культурной окраски обрушивается на человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался. Фильмы, по большей части показывающие несуществующую реальность, компьютерные игры с виртуальной реальностью, синтетическая музыка и прочее и прочее. Сознание многих людей просто не подготовлено к этому. Люди со слабой психикой становятся легкой добычей для организаторов всякого рода новых псевдорелигий, сект и культов. Вариации сатанизма как нельзя лучше подходят для вовлечения слабых людей, полностью дезориентированных виртуальным, сюрреалистическим информационным шумом. Они уже не понимают, где реальность настоящая, а где она виртуальная. И это является основной причиной распространения сатанизма. Мы наблюдаем массовый психоз, а в некоторых случаях безумие толпы. Мне кажется, почти все: религия традиционная или новая, явление культуры, самое безобидное увлечение - если доходит до фанатизма в условиях разрастающегося разнообразия информационных шумов, для людей со слабой психикой может стать точкой роста очередного сатанинского культа.
    Думаю, что это в той же степени касается и рериховского учения.
    И, заканчивая, мы должны ответить на вопрос, который побудил нас к этому пространному комментарию. Как должно относиться светское общество к тем рериховским мероприятиям, которые должны пройти в ближайшее время в Твери? Думаю, что ответ прост, - спокойно. Теологический спор двух церквей мы должны оставить религиозным мыслителям. Мы же, светские люди, должны отдать дань уважения великому человеку, нашему соотечественнику, художнику Николаю Рериху. Мне было интересно прикоснуться и к философским воззрениям Рерихов. Я уже почерпнул для себя в его учении несколько важных мыслей. Думаю, что я найду время прочитать и другие труды Рерихов, Блаватской и других. Но не более того...


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru