Архив номеров


ЛЕЛЯНОВА ГОТОВИТ ПЬЕСУ-СКАНДАЛ

Словом можно ударить очень больно. А можно убить. Это не красивая метафора, тот, кто это придумал, наверняка испытал убийственное действие чьего-то "ласкового" слова на себе.
    
    СТРАННАЯ ВОЗНЯ, которая происходит вокруг Тверского театра для детей и молодежи, вызывает недоумение и вопрос у многих в городе. Человек, который стоит в центре событий, - художественный руководитель ТЮЗа Лариса Лелянова - личность настолько яркая и сложная, что отношение к ней и к тому, что происходит вокруг ТЮЗа, разделило людей на тех, кто безоговорочно за нее, и тех, кто резко - против. Я, работая над этой статьей, старалась быть максимально объективной и никаких субъективных оценок не выносить, хотя те спектакли, которые я видела в ТЮЗе, мне действительно нравятся. Следовательно, мне не может быть не симпатичен художественный руководитель, ведь, несомненно, именно он и определяет лицо театра. Причем как раз у ТЮЗа свое, узнаваемое, лицо есть! Поэтому я уверена: если из ТЮЗа уйдет Лелянова, такого Тверского ТЮЗА - провокационного, блистательного, неожиданного, заставляющего о себе говорить - уже не будет. Тверь от этого только потеряет.
    Еженедельник "Караван" предлагает вашему вниманию интервью, которое, надеемся, поможет читателю больше узнать о Ларисе Леляновой не только как о художественном руководителе Театра для детей и молодежи, но и просто как о человеке.
    - Лариса Олеговна, есть ли в вашей жизни вещи, которыми вы не могли бы поступиться ни при каких обстоятельствах?
    
- Безусловно. Если говорить о личных моих качествах, самое главное - я не предатель. Второе - я не могу терпеть, когда меня предает близкий человек. Я до последнего могу его оправдывать, думать, что мне померещилось, показалось, я все придумала... Но я человек последней капли: когда вдруг происходит что-то, может быть, даже не такое значительное, я сжигаю все мосты. Достоинство это или недостаток - читатель это может расценивать как угодно. Тем не менее, я не возвращаюсь назад, но терплю действительно очень долго. Вот этим я не могу поступиться в жизни.
    Чем я не могу поступиться в творчестве? Я не могу ставить спектакли на заказ. Вот сейчас нужен такой спектакль, а у меня совершенно другое на сегодняшний день душевное состояние. У меня были предложения поставить спектакли в Мурманске, в других городах, но обычно просили какую-то конкретную вещь с конкретным названием. Из-за этого я потеряла очень много приглашений, потому что не могла поставить то, что на сегодняшний день у меня не болит.
    Что еще? Я считаю, что творческий человек должен быть искренен. Вот на сегодняшний день я ставлю спектакли, которые мне ставить невыгодно. Я мечтаю поставить "Алые паруса", у меня есть великолепный композитор, написаны тексты песен, эта пьеса, я уверена, необходима сейчас среди всей этой грязи, среди апокалипсиса, который происходит. Мне хотелось бы донести до зрителя некую пронзительную ноту мечты, абсолютно ничем не обоснованной, немотивированной мечты. Но на сегодняшний день у меня другое душевное состояние, поэтому я ставлю совершенно не выгодный с политической точки зрения спектакль - для себя не выгодный - не для театра. Для театра это как раз выгодный спектакль, а для меня - скандальный. Это пьеса драматурга Артура Копита. Запишите, пожалуйста, название пьесы полностью - "Папа, папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа... Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой". Само название уже скандальное, особенно после тех статей, в которых писали о моей чудовищной нравственности.
    - Название пьесы будет полностью указано в афишах?
    
- Да, обязательно, потому что название диктует жанр - в самом названии есть и сарказм, и трагедия, и интрига... Поэтому я название сокращать ни в коем случае не буду - оно будет именно таким. Это гениальная пьеса о том, что происходит с человеком, когда его предали и лишили любви. Человек становится чудовищем. Пьеса будет скандальная! Причем пьеса настолько сложна, что либо это будет полный провал, либо шедевр - ее нельзя поставить средненько. Несмотря на то что в данной политической и психологической ситуации мне бы сейчас взяться за "Алые паруса" и всех угомонить по поводу моей нравственности, я все равно буду ставить пьесу Копита, потому что на сегодняшний день это мое душевное состояние.
    Почему я так делаю? Это не эгоизм. Мне один актер заявил: "Ты все пьесы ставишь про себя". На что я ему ответила: "А что, я про тебя, что ли, должна ставить?" Любой художник должен быть искренен, вот что у него на сегодняшний день на душе - об этом он и должен говорить в своем творчестве, не боясь ничего. Иначе это фальшь...
    - Вы говорите, что средне поставить эту пьесу невозможно, так как сам материал не позволит, а у вас, в вашем творческом багаже есть пьесы, которые вы бы могли назвать средними?
    
- Я бы сказала, что у меня очень много средних, далеко не гениальных пьес.
    - Например?
    
- Ну, например, у меня есть, к сожалению, пьеса - позор всей моей жизни, к счастью, совсем недавно она была снята с показа, - спектакль для подростков "Тайна замка ужасов". Я поставила Хичкока, для кассы, это было 10 лет назад.
    - Вы изначально на кассу ориентировались?
    
- Да, более того, это был заказ. Кушать было нечего, работы не было, ребенок маленький... И я поставила этот спектакль. Когда я посмотрела его, то сказала: "Лариса, это твоя худшая фильма", - помните, как в "Рабе любви"? И этот спектакль шел 11 лет на аншлагах! Я-то надеялась, что его месяца через три снимут, но была наказана тем, что, даже когда я стала художественным руководителем, мне худсовет и зам по зрителям не давали снимать "Тайну замка ужасов", потому что спектакль давал кассу. Но я считала и считаю, что это ужасный провал.
    - Почему?
    
- Там нет темы, нет идеи, там нет боли - абсолютно пустой материал. Даже если я ставлю комедию, зрители у меня обязательно должны всплакнуть.
    - То есть обязательно должен произойти катарсис?
    
- Да. Последнее время я стала философствовать, чего раньше не делала. У меня свое понимание, для чего существует театр. Может, то, к чему я пришла, и до меня говорили не раз. Но цель театра, как мне кажется, - это раскрепощение души зрителя, как в радости, так и в сострадании. Потому что когда зритель встает и аплодирует, и даже после комедии у людей текут слезы, и все дышат одним воздухом, - вот это и есть катарсис. Когда раскрепощается душа, толпа абсолютно незнакомых друг другу людей, абсолютно разного социального положения, пола и возраста становятся одним человеком - плачущим, смеющимся, - вот в этом магия и цель театра.
    У меня есть средние спектакли, есть много спектаклей недоделанных, потому что в периферийном театре всегда не хватает времени. Что такое профессионализм, на мой взгляд, в любом деле? Профессионализм - это тщательность, выверенность, это продуманность каждого кусочка, каждого луча света, который падает на актера, каждой детали реквизита.
    - С чем вы бы сравнили процесс работы над новой постановкой?
    
- С зубной болью. У Набокова тоже есть замечательное сравнение - творческий зуд. В его же "Даре" есть хорошие слова: "Дар, любой дар - это наказание, когда ты не можешь жить нормальной жизнью".
    - Ваша неосуществленная постановка?
    
- О! Перечислять времени не хватит, таких целый портфель!
    - Я спрашиваю об одной-единственной вещи - что вы мечтали и мечтаете поставить?
    
- Есть такая пьеса. Курт Воннегут "Колыбельная для кошки". Это моя мечта.
    - Ваша любимая постановка?
    
- Спектакль "Самоубийца", им я хочу закрыть сезон, потому что сезон был грустный. Измотаны силы, подорвано здоровье, но в этой травле есть и свои плюсы - то, что в течение года меня не хвалили, а ругали, можно сказать, истязали, как человека, как женщину, как профессионала, - заставило остановиться, задуматься. Будут ли меня дальше истязать, не будут - время покажет. Останусь ли я в этом городе или вынуждена буду уехать - не знаю. Сейчас моя знаковая песня, которой начинается каждое утро: "Сядь в любой поезд. Будь ты, как ветер, и не заботься ты о билете. Листик зеленый зажми ты в ладони. Прошлое больше тебя не догонит". Очень хочется просто сбежать, но сбежать невозможно, потому что есть люди, которых это может сделать несчастными.
    Если раньше я гордо не интересовалась политикой, то с недавнего времени частенько смотрю передачи, где выступает наш новый губернатор Дмитрий Зеленин. Я сейчас не уповаю ни в коем случае на его доброту и любовь... Но я вижу, что это человек, у которого есть здравый смысл... Возможно, что-то для меня и изменится в лучшую сторону, и эта песенка перестанет быть для меня актуальной. Возможно... Жалко оставлять то, что сделано, жалко оставлять людей, я не просто люблю этот город, я очень люблю людей в этом городе.
    Пока у меня все было хорошо, я всегда думала, что у меня есть актеры и моя семья - все, больше никого вокруг меня нет. Пока я лежала в больнице - столько приходило людей, которые приносили цветы, говорили слова поддержки. Вот это, кстати, положительная сторона - то, что благодаря этой травле мне открылось, как меня любят. Вот за это моим врагам спасибо. Но здоровье, конечно, подорвано. Понимаете, мне, к сожалению, не хватило мужества с юмором смотреть на те жуткие вещи, которые происходили вокруг меня. Мне не хватило мужества на юмор.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru