Архив номеров


Если соединить на карте Москву и Санкт-Петербург прямой линией, то она обязательно пройдет через Тверь. Естественно, через наш старинный город проходит и железная дорога, связывающая две российские столицы между собой. А если заглянуть в историю, то мы увидим, что именно железная дорога сделала Тверь большим индустриальным городом.
    
    В XIX ВЕКЕ вокруг строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой велись острые дискуссии. Извоз приносил в то время большие прибыли, и появление паровоза, конечно же, ликвидировало на суше монополию конного транспорта. Вероятно, по этой причине большая часть правительства была против новшества. Строительство сделалось возможным лишь благодаря инициативе императора Николая I.
    Надо сказать, в России уже существовала одна железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Но она была построена полностью силами иностранных специалистов и на иностранном оборудовании. Дальновидный царь Николай хотел, чтобы новая магистраль, в отличие от Царскосельской ветки, была подлинно российской. И он добился своего.
    Проектировали дорогу между Москвой и Питером российские специалисты. Этой работой занялись Павел Петрович Мельников, прошедший обучение в Санкт-Петербургском институте путей сообщения и стажировку в Америке, и Николай Осипович Крафт. Вдоль дороги разместились 34 станции, творения автора проекта храма Христа Спасителя Константина Тона и его ученика Рудольфа Желязевича. Прочие работы на дороге тоже производились руками опять же отечественных строителей, а именно крепостных, согнанных на строительство и трудившихся в тяжелейших условиях.
    Так стараниями талантливых инженеров и усердных крестьян, переквалифицировавшихся в строители, появился в 40-е годы XIX века вокзальный комплекс станции Тверь. В него вошло пассажирское здание, позже названное вокзалом, круглое, американского типа, паровозное депо с поворотным кругом и стеклянным куполом, паровозные мастерские. Позже при вокзале был построен православный храм, освященный во имя святого Александра Невского.
    Этот храм, как и вокзал, не единожды посещал император. Минуя Тверь, царский поезд обязательно делал здесь остановку. Пока паровоз осматривали, лица императорской фамилии располагались в специальных царских комнатах вокзала. Сюда, на поклон к государю, приходили представители власти и духовенства. Потом все следовали в храм, где проходил молебен.
    Наличие железной дороги, ласково называемой тогда "чугункой", не только сделало рядовой губернский город Тверь объектом внимания августейших особ, но и произвело в этом городе подлинную экономическую революцию. Благодаря новому виду связи с внешним миром в Твери появились Морозовская мануфактура, фабрики Берга и Каулина, а позже и вагоностроительный завод, до сих пор являющийся самым большим в городе предприятием. Вдоль станционного шоссе стремительно разрастался железнодорожный поселок. И вообще вся старая купеческая Тверь как бы тянулась к отстоящей от города станции, казалась пропитанной приносимым поездами столичным воздухом и в конце концов срослась с ней.
    Пришедшие к власти в 1917 году большевики придавали стратегически важным железным дорогам огромное значение. Поэтому наркомом путей сообщения они назначили главного чекиста Феликса Дзержинского. В 1923 году дорога, соединяющая две российские столицы и названная после смерти царя Николая I Николаевской, переименовывается в Октябрьскую. В те бурные годы волна красного террора докатывается и до тверских железнодорожников. Некоторые из них были обвинены в контрреволюционной деятельности и расстреляны. В то же время советская власть приносит на "чугунку" эмансипацию. Имя женщины-машиниста Зинаиды Троицкой гремело на всю страну. В Твери женское население железнодорожного поселка, получившего имя его уроженца, революционера Лоцманенко, активно боролось с мужским пьянством. На домах почитателей зеленого змия вывешивали знамя из рогожки с надписью "Позор пьянице!"
    Паровозам в 30-е годы присваивали имена советских и партийных деятелей. По Октябрьской магистрали курсировали тогда "Иосиф Сталин" и "Серго Орджоникидзе".
    В годы Великой Отечественной войны фашисты, захватив станцию, устроили под ее уникальным стеклянным куполом конюшню для своих лошадей. А после освобождения здесь ремонтировали не только паровозы, но и танки. Так называемые застойные годы были ознаменованы для тверских железнодорожников социалистическим соревнованием и занятиями спортом. Поезда здоровья регулярно вывозили их с семьями в недалекие от областного центра Чуприяновку и Калашниково на лыжные прогулки и пикники. А перестройка подарила Твери построенный по ленинградскому проекту новый вокзал. Жаль только, что при его строительстве было снесено здание храма Александра Невского.
    Несколько лет в здании старого вокзала проводился ремонт, но сейчас леса уже сняты. Существуют идеи создания в бывших царских комнатах музейной экспозиции. Также там предлагается разместить игровые тренажеры, имитирующие, например, кабину машиниста мчащегося железнодорожного экспресса. Можно возродить к жизни и старые железнодорожные ветки, проходящие по живописным окраинам Твери. После соответствующего ремонта по ним могли бы курсировать прогулочные поезда. Быть может, этим планам суждено сбыться в ходе реструктуризации железнодорожной отрасли.


Борис ГУРОВ
    Фото автора

P.S. Материал подготовлен при содействии начальника Тверского вокзала Станислава ЯРЕШКО и руководителя музея Тверского локомотивного депо Светланы ДМИТРИЕВОЙ.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru