Архив номеров


Во время нашего последнего визита в Змеево здание будущего аэропорта (кстати сказать, до официального его открытия осталось совсем немного) находилось в глубоком ремонте. Прошло шесть месяцев. За это время все здесь изменилось до неузнаваемости. Проходя по аккуратненьким коридорам, то и дело останавливая взгляд на загадочных табличках на дверях, нам непременно хотелось узнать, что же скрывается за ними.
    
    НАШЕЙ первой целью стала приемная генерального директора авиакомпании "Вертикаль-Т" Владимира Скурихина. Он с радостью поведал нам о тех возможностях, которые раскроются перед областью с открытием аэропорта. Мы же в свою очередь рассказали вам об этом в №7 нашего еженедельника. Но на этом наше посещение "Вертикали-Т" вовсе не закончилось.
    Мы уже рассказывали о работе вертолетов компании в самых разных частях света: они тушат лесные пожары, перевозят различные грузы, проводят неотложные работы по жизнеобеспечению в районах Крайнего Севера. В документах так и указано: район работы - весь мир. А недавно еще четыре экипажа отправились в Афганистан - компания выиграла очередной тендер по обеспечению миссии ООН.
    Побеседовав с Владимиром Скурихиным, с его благословения мы отправились знакомиться с летным царством - со службами компании. Нашим провожатым стал человек, которому хорошо знаком каждый уголок не только аэропорта, но и всего земного шара, старший штурман аэропорта Анатолий Шажков.
    В первом кабинете, порог которого мы с благоговением переступили, расположилась служба под интригующим названием БАИ (бюро аэронавигационной информации). Мы почувствовали, что кроме жажды полета (в нашем деле - полета творческой мысли) нас, журналистов, объединяет с летчиками еще и стремление обладать информацией, правда, характер ее несколько отличается - летчиков интересуют преимущественно карты. Именно они, сложенные аккуратными стопками на полках и в шкафчиках, заполняют большую часть бюро. Много документов здесь на английском языке: хочешь летать - штудируй иностранный язык. "Карты - это живые организмы, - нежно поглаживая рукой всякие черточки и точечки, рассказывал Анатолий Иванович, - и они должны обновляться каждую неделю. В них всегда должна быть достоверная информация, с помощью которой летчики готовятся к полету".
    Зайдя в штурманский класс, мы наблюдали, как это происходит: изучая карты, штурманы делали какие-то записи. Совсем скоро им предстояло отправиться в Афганистан. Сейчас четыре вертолета и, соответственно, четыре экипажа уже там. 28 человек будут пребывать в четырехмесячной командировке. "И за сколько же часов на "Ми-8" можно долететь до Кабула?" - поинтересовались мы. И услышали четкий ответ - за 43 часа 28 минут. Это с пятью промежуточными посадками.
    Интересуясь тем, как будет проходить полет, я заметила, что мои нескончаемые вопросы начали вызывать подозрение. "А зачем вам это знать?" - прищурившись, спросил нас один из летчиков. "Так, интересно", - даже немного растерялась я. "У нас тут вообще строго с безопасностью. Мало ли чего. Написал журналист, например, о том, что вертолет при взлете наклонился, и он что-то там увидел, а летчика от полетов отстранили. Мол, почему это вертолет наклонился, и как это человек с земли мог что-то в вертолете увидеть. Так-то. Вот вы тут ходите, думаете, свободно так? А не замечали, как за вами наблюдают?" Мы инстинктивно оглянулись, и никого не заметив, дружно помотали головами. "То-то, а начальник службы безопасности за вами присматривает". "А как вас зовут?" - ни с того ни с сего спросила я. "Володя", - помедлив, ответил наш собеседник. "А фамилия?" - "А зачем вам?" - снова повторил, видимо, свой любимый вопрос Володя.
    Понимая, что разговор вернулся туда, откуда начинался, мы решили продолжить свой маршрут. И следующей нашей остановкой стала производственно-диспетчерская служба. "Мы здесь всех объединяем: штурманов, летчиков и других сотрудников. Работаем круглые сутки", - начали нам рассказывать работники службы. Тут мой взгляд остановился на часах, висящих рядом: одни показывали 14 часов, а другие 11. "Если люди работают круглые сутки, то действительно, какая разница, сколько времени", - промелькнуло у меня в голове. Однако часы показывали разное время вовсе не поэтому: здесь обязательно нужно знать не только московское, но и гринвичское время.
    По винтовой лестнице мы взобрались на самую высокую точку аэропорта, и от неба нас отделял лишь стеклянный купол, за которым порхали птички, то и дело подлетая к кормушкам, заботливо расставленным сотрудниками. Здесь расположилась самая романтическая служба с вовсе не романтическим названием КДП - контрольно-диспетчерский пункт. Отсюда руководитель полетов и диспетчеры, которых называют то часовыми неба, то его хозяевами, управляют всем воздушным движением в Тверской области. На связи находилось семь воздушных судов - бортов, как здесь говорят. А осуществляла связь Алла Лаврищенко - единственная женщина-диспетчер в Тверском филиале Центра аэронавигации. Раньше она работала в крупном аэропорту в Грозном. "Вот там было действительно захватывающее зрелище. Это просто загляденье - смотреть, как взлетают и опускаются воздушные корабли, а здесь малышня", - улыбаясь, рассказывала нам диспетчер. Непринужденно разговаривая с нами, она в любой момент была готова услышать зов летчиков. Неожиданно она вся превратилась в слух, а уже через секунду продолжила говорить. Через некоторое время и мы услышали сквозь радиошум какие-то голоса. Оказалось, переговаривались (естественно, по работе - засорять эфир личными обсуждениями здесь не положено) летчики разных бортов.
    Нам рассказали, что раньше ответственности на диспетчерах было больше. Теперь они только дают рекомендации, а летчик уже должен принять решение. И если случается какое-нибудь недоразумение, вина обычно ложится на летчиков. "А можно потерять связь?" - поинтересовались мы. "Практически невозможно - у летчиков несколько радиостанций", - ответила Алла Лаврищенко. Нередко президент Путин и другие важные лица пролетают над Тверской областью - VIP-персоны предпочитают небесную дорогу трассе земной. И безопасность их полетов также в сфере внимания тверских диспетчеров.
    Когда мы уходили, Алла Николаевна приступила к сеансу связи: "Насосик" слушает". Тверской позывной показался нам каким-то уничижительным (вот у других регионов - "Топология", "Кларнет"), хотя некоторые наоборот находят его очень ласковым.
    Закончив со службами аэропорта, мы отправились на вертолетную площадку. Там находились несколько вертолетов "Ми-8". Недавно появившийся у "Вертикали-Т" "Ми-8 МТВ", который должен был отправиться в Афганистан, уже начали готовить к работе, предстояло покрасить его в белый цвет, вывести надпись "ООН". Сейчас, кстати, этот вертолет уже далеко.
    И снова нам не удалось полюбоваться гигантом "Ми-26", грузоподъемность которого 20 тонн - площади в Змееве не слишком позволяют размещать такие огромные машины: некоторые ремонтируются на других базах, другие работают по всему миру.
    Конечно, писать о делах небесных, находясь на земле, не совсем правильно. И уезжали из Змеева мы с твердой надеждой, что в следующий раз мы вместе с героями наших статей сможем подняться ввысь.


Елена БУРЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru