Архив номеров


Все мы однажды становимся пассажирами поезда и отправляемся в путешествие по железной дороге. Долгим ли оно будет или коротким, провести его мы хотим спокойно и с максимальным удобством. Между тем, комфорт и безопасность железнодорожных вагонов, в которых мы ездим, во многом зависят и от работы специалистов лаборатории противопожарных мероприятий и новых материалов Тверского института вагоностроения. Здесь на пожарную безопасность испытываются все материалы, которые используются в вагоностроении.
    Заведует испытательной лабораторией Александр Важаев. В институт он пришел в 1972 году, когда это подразделение только-только было создано. Двадцать лет назад Александр Захарович возглавил его и с тех пор успешно руководит лабораторией и ее коллективом.


НАЧАЛО СЛАВНОГО ПУТИ

До конца 60-х годов специальных материалов для вагоностроения не производилось. И пожары на железной дороге тогда были не редкостью. Однако в 1969 году произошла трагедия, когда из-за пожара в вагоне погибли 9 человек. После этого Министерством путей сообщения было принято решение создать структуру, которая вела бы в отрасли направление пожарной безопасности. Так в Тверском филиале института вагоностроения появилась соответствующая испытательная лаборатория.
    Вскоре Госплан принял специальную программу разработки материалов непосредственно для пассажирских вагонов, отвечающих особым требованиям пожарной безопасности. А требования эти предъявляли производителям тверские специалисты. Они указывали свойства, которыми должны обладать те или иные материалы, и согласно этим рекомендациям необходимая продукция разрабатывалась и производилась на предприятиях. Например, в Архангельске изготавливают специальную огнестойкую фанеру, в Твери - винилискожу пониженной горючести...


ОДНА НА МИЛЛИОН

Специалисты испытательной лаборатории самостоятельно освоили методы исследования пожароопасных свойств материалов. Сегодня в специальных установках производится определение их горючести, способности к распространению пламени по поверхности, дымообразующая способность материалов, их токсичность (насколько опасные вещества выделяются при горении). Ведь многие современные полимерные материалы, используемые при производстве пассажирских вагонов, при горении могут выделять немало вредных и просто опасных для жизни компонентов. Кроме того, они должны отвечать и другим требованиям, а также быть достаточно комфортными в использовании. Ведь поездка в поезде занимает от нескольких часов до двух недель, и она не должна вызывать неудобства у пассажиров.
    Поэтому сотрудникам лаборатории особенно приятно было получить благодарность Министерства и узнать, что их работа была эффективной и пассажирские вагоны стали действительно практически пожаробезопасными. Благодаря работе тверских специалистов число пожаров в пассажирских вагонах существенно сократилось. Конечно, стопроцентную гарантию безопасности не может дать ни один даже самый профессиональный в мире эксперт. Тем не менее, согласно требованиям ГОСТа, возможность воздействия на пассажира опасных факторов сегодня - одна на миллион.


БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Вся нормативная документация, требования и условия для пассажирских составов, в том числе вагонов метрополитена и Московской транспортной системы разрабатывалась в Твери с участием специалистов лаборатории, возглавляемой Александром Важаевым.
    На сегодняшний день аналогов данной лаборатории в вагоностроительной отрасли нет. Здесь работают девять квалифицированных специалистов. Все они получили базовое образование и регулярно проходят курсы повышения квалификации во Всероссийском НИИ противопожарной обороны и Академии государственной противопожарной службы МЧС России. В их числе и эксперт Александр Полестеров, единственный в нашем регионе получивший сертификат системы сертификации в области пожарной безопасности РФ. Лаборатория оснащена необходимыми установками для оценки пожароопасных свойств материалов. Большинство установок специалистами изготовлено самостоятельно. При их изготовлении неоценимой оказалась помощь экспериментального цеха института. Лаборатория также выполняет большой объем работ по оборудованию вагонов установками пожарной сигнализации для своевременного обнаружения очагов возгораний в случае их возникновения. Для ограничения распространения пожара по вагону разработаны и устанавливаются огнезадерживающие перегородки, а для обеспечения своевременной и безопасной эвакуации - аварийные выходы.
    То, чем занимаются Александр Важаев и его коллеги, очень важно. Наверное, именно благодаря их работе сегодня появляется все больше безопасных и удобных материалов. В установках лаборатории испытанию огнем подвергается все: и пластик, и ковровые покрытия, и ткань... И производителям нужно очень постараться, чтобы беспристрастный прибор поставил их продукции положительную оценку. По словам Александра Захаровича, сегодня большую популярность получили тканевые обивки для диванов и полок в купе. Неудивительно - ведь она более мягкая и приятная, чем кожзаменитель. Но при всех этих достоинствах ткань должна отвечать противопожарным требованиям. И вот пожалуйста - сегодня уже созданы невоспламеняющиеся ткани.
    Ни один вагон не начнет колесить по рельсам российских железных дорог, если на него нет сертификата пожарной безопасности. Чтобы его получить, вагон должен быть испытан и проверен от и до. Например, скорость распространения огня специалисты лаборатории противопожарных мероприятий исследуют, устраивая в самом настоящем вагоне самый настоящий пожар. Для испытаний изготавливается макет - мини-вагон, состоящий из трех купе, абсолютно идентичный исследуемой модели. Внутри вагона помещаются анализаторы, показывающие токсичность образующихся при горении веществ, а значит, их опасность для человека. Также измеряются температурный режим, степень задымления. Подобные эксперименты проводятся на открытых железнодорожных путях, так сказать, в естественных условиях. В этом году, согласно договору, будут проводиться испытания двух базовых моделей, созданных на Тверском вагоностроительном заводе.
    
    Их работа требует точности расчетов и чистоты эксперимента. Но за всей чередой цифр и показаний приборов стоит прежде всего забота о всех нас, стремление сделать наши поездки на поездах максимально безопасными. Мало кто из пассажиров поездов знает о существовании испытательной лаборатории Тверского института вагоностроения. Но от этого труд ее специалистов не становится менее значимым.


Вера МОТОРИНА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru