Архив номеров


ГЕНЕРАЛЫ, ВОЕВАВШИЕ НА КАЛИНИНСКОМ ФРОНТЕ

18 сентября 2003 года в степи под Саратовом потерпел катастрофу один из лучших в мире стратегических бомбардировщиков - российский ТУ-160, борт №1. Экипаж из четырех человек погиб. Назывался корабль "Михаил Громов".


ЗЕМЛЯК

Хочется верить, что название "Михаил Громов" не исчезнет, его присвоят вновь построенному современному ТУ-160.
    ..Родился Михаил Михайлович Громов 24 февраля 1899 года в Твери, 105 лет назад, в семье студента-медика Михаила Константиновича и акушерки Любови Игнатьевны Громовых. Дед и бабушка по матери будущего авиатора проживали в деревне Теребино, в 8 км от станции Кулицкая. К трем годам мальчик с родителями оказался в Калуге, куда перевели окончившего университет отца, он стал военным врачом. Жизнь военного человека подчинена приказам начальства, и вскоре военврач Громов переводится с семьей в Ржев. В Ржеве прожили недолго, отца снова переводят на новое место службы - в военный городок Мыза-Раево, неподалеку от станции Лосиноостровская. В 1907 году его отправили учиться в Москву, в реальное училище. В 1910 году Михаил впервые услышал о первых полетах русских аэропланов на Ходынке и под влиянием соседа-инженера занялся авиамоделизмом. Однако первый аэроплан он увидел лишь в 1914 году вблизи фронта, когда матери с сыном разрешили навестить раненого отца в госпитале под Белостоком. Это был "Фарман-16".
    Вскоре Громов стал студентом Высшего технического училища (теперь МВТУ им. Баумана), занимался штангой, гирями, борьбой, в возрасте 17 лет даже был чемпионом Москвы в полутяжелом весе в жиме штанги. Занимался и рисованием, да так, что ему прочили судьбу художника-профессионала. Но ни спортсменом, ни художником Михаил не стал, неожиданно для всех и для самого себя стал авиатором, хотя желания быть военным за собой не замечал. Почти случайно Михаил Громов превратился в слушателя теоретических курсов авиации Жуковского, проходя военную подготовку... в телеграфном батальоне.
     Первый полет Михаил Громов совершил в качестве пассажира у известного летчика-испытателя Б.И. Россинского на французском "Фармане-30" на летно-испытательной станции завода "Дукс" при Московском аэродроме. "Ощущение было такое, будто самолет совсем не движется, а повис в воздухе... Когда самолет кренился, то хотелось схватиться за борт, чтобы не упасть, как на телеге... Когда я вылез из самолета, то сразу заметил, что ничего не слышу", - вспоминал потом Громов.
    После курсов Жуковского Михаил Громов вместе с другими направляется для обучения летному искусству в Центральную московскую школу авиации, там Михаил освоил всю процедуру взлета, полета и посадки аэроплана. Он стал пилотом.


ГЕРОЙ СОЮЗА

Шли годы. Михаил Громов осваивал новую технику. Формировал себя как личность, превратившись в известного летчика-испытателя. "Мне было одинаково интересно и просто летать на всех самолетах разных конструкторов, от самых маленьких до самых больших, вплоть до "Максима Горького". Ни величина, ни количество моторов меня не смущали. Все самолеты летают одинаково надежно и просто, если они устойчивы по всем осям, хотя все они, как и люди, наделены своей индивидуальностью. На каждой машине, как раньше говорили, взлет опасен, полет приятен, а спуск труден", - вспоминал Громов.
    1932 год. Михаил Громов - шеф-пилот в КБ Андрея Туполева (тоже родившегося на тверской земле). Главный конструктор работает над личным заданием Иосифа Сталина создать самолет для побития мирового рекорда дальности полета, равного 9100 км, принадлежащего французам.
    И вот появился АНТ-25. Корабль, а эту машину другим словом называть как-то было неудобно, был прост в управлении и устойчив в полете.
    Почти год готовились к побитию рекорда на маршруте Москва - Рязань - Тула - Харьков - Днепропетровск. 10 сентября 1934 года АНТ-25 поднялся в воздух, пробыл в воздухе трое суток, пролетая местами по замкнутому треугольнику, и через 75 часов 13 сентября 1934 года самолет приземлился в Харькове, налетав 12411 км. В баках осталось 30 л бензина.
    Это был мировой рекорд. Михаилу Громову присвоили звание Героя Советского Союза (звезда №8), А. Филин и И. Спирин получили по ордену Ленина. Громов стал первым тверским Героем Советского Союза.


ЧЕРЕЗ ПОЛЮС

К 1937 году Громов испытал и подготовил к полету новую машину АНТ-35. В Кремле дали согласие на полет через Северный полюс сразу двух самолетов: Чкалова и Громова. Оба экипажа совершали предполетные испытания.
    18 июня 1937 года В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков стартовали с подмосковного аэродрома и взяли курс на Северный полюс. Через 63 часа 16 минут, преодолев 8504 км, они приземлились в Ванкувере, США. Спустя некоторое время поднялся в воздух экипаж Михаила Громова: второй пилот Андрей Юмашев, штурман Сергей Данилин. Маршрут был запланирован через полуостров Колгуев, Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Северный полюс, Канаду, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Горючего хватило бы до Панамы, но по приказу надо было сесть на территории США. Что они и сделали в местечке Сан-Джасинто, напугав телят на лугу...
    В воздухе экипаж пробыл 62 часа 17 минут, пролетели 10148 км. Это был мировой рекорд! Триумф и слава были сродни будущему полету Юрия Гагарина. Экипаж принял президент США Рузвельт, по возвращении в СССР в Кремле Громова по-грузински в плечо поцеловал Сталин и наградил орденом Ленина, а друзья Громова получили звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила экипаж медалью Анри де Лаво. После них такой же медалью был награжден только Ю. Гагарин.
    Может быть, тогда Михаил Громов стал задумываться над тем, что в наш век называют симбиозом человека и машины. "Мне трудно сейчас судить, чем я сильнее владел в то время - знанием технической эксплуатации самолетов и моторов или же знанием физиологии и психологии, которое привело меня к важнейшему выводу: чтобы управлять техникой, нужно научиться управлять и владеть собой". Михаил Громов не был только технарем. Его можно назвать пилотом-философом, предтечей специалистов технической кибернетики.


ВОЙНА

Опыт и знания Громов применял и далее, служа летчиком-испытателем, командиром авиаотряда ЦАГИ, начальником летно-исследовательского института Наркомата авиапромышленности.
    Первые месяцы войны Михаил Громов командовал двумя группами летного состава во главе с А. Юмашевым и Г. Байдуковым, которые должны были переправлять из США четырехмоторные "летающие крепости" "Боинг-17" через Канаду, Аляску, Сибирь, Урал. Для этого Громов снова слетал в США, был принят Рузвельтом, но требуемых самолетов нам не дали, предлагая другие похуже - В-25. Американцы готовились к войне с Японией.
    4 декабря Громова принял Сталин и дал согласие на его назначение в 31-ю дивизию 3-й воздушной армии Калининского фронта. Штаб дивизии готовился передислоцироваться в деревню Будово, на шоссе к Торжку, дивизия оснащена бомбардировщиками Пе-2 и истребителями Як-1. Вскоре ими стали командовать соратники Громова, соответственно, Юмашев и Байдуков. Михаил Громов снова вернулся на родную землю.
    Это были трудные месяцы Ржевской битвы. Взаимодействие авиации с другими войсками оставляло желать лучшего, и, пользуясь расположением Сталина, Михаил Громов в письме высказал свои соображения по более эффективному использованию авиационных соединений в боевых операциях. В марте 1942 года его вызывают в Москву, выслушивают и назначают командующим 3-й воздушной армией на Калининском фронте, которая была сформирована к маю 1942 года.
    Видимо, опыт командования Громовым 3-й армией показался Ставке достаточно высоким, и его в мае 1943 года переводят на Западный фронт командовать 1-й воздушной армией. Генерал-лейтенант авиации Михаил Громов со своими летчиками прикрывал с воздуха войска Красной Армии в Курской битве, в операциях "Багратион" и других по освобождению Белоруссии. В июле 1944 года его отзывают с фронта и назначают начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации.


НАСТОЯЩИЙ ПИЛОТ КУЕТ СЕБЯ САМ

Полная книга об авиаторе Громове еще не написана. Мы можем лишь по его воспоминаниям пытаться понять, как тверской мальчишка, поначалу увлекавшийся тяжелой атлетикой, затем рисованием, стал впоследствии повелителем воздушных кораблей, командующим крупными воинскими соединениями.
    Когда пишут о Громове, почему-то забывают об огромном влиянии на него идей и трудов великого физиолога Ивана Сеченова (который тоже имеет отношение к тверской земле, точнее, к Ржевскому уезду, селу Клепенино, откуда была родом его супруга Мария Бокова). Много летчик воспринял и из учения Ивана Павлова. Вот из чего состоит основной стержень его теории становления авиатора, как его сформулировал сам Громов:
    - самоконтроль: если человек лишен самокритичности, если он не может анализировать свою деятельность, свое поведение, он никогда не сможет быть хорошим летчиком;
    - организованность: умение предвидеть и осуществить порядок, взаимосвязь и последовательность действий без пустой, бессодержательной, ненужной потери времени;
    - работа над собой: непрерывное совершенствование своей психической деятельности, так как "всякая без исключения психическая деятельность заканчивается мышечным движением" - эту цитату из И.М. Сеченова Громов приводил не раз;
    - автоматизация движений: любое управление, будь то управление лошадью или самолетом, есть внешнее проявление психической деятельности управляющего человека;
    - искать ошибки только в себе. Это одно из необходимейших качеств опытного пилота, который не ссылается на стечение обстоятельств, а анализирует прежде всего себя.

    Как своеобразный вывод Михаил Громов советует: "Психологический курок всегда должен быть взведен в человеке для молниеносного "выстрела" в момент опасности". Это писалось еще тогда, когда не было компьютеров, а полеты в космос происходили только в мечтах.
    Настоящая книга о мыслителе Громове (1899-1985 гг.) еще не написана.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru