Архив номеров


Тверской сапожник Слава Адамов - человек известный. Он работает на бульваре Радищева настолько давно, что уже фактически стал родным и близким человеком для своих клиентов. Люди заходят к нему, классному мастеру, не только отремонтировать обувь, но и поделиться своими радостями и горестями, да хотя бы о погоде поговорить. А еще мастер является носителем традиций великого и древнего ассирийского народа. И сегодня мы с помощью Славы и его сестры Светы мысленно пройдем дорогами их предков из знойной Месопотамии в северную Тверь.
    
    ИСТОРИЯ ассирийского государства начиналась в XIV веке до нашей эры в городе-государстве Ашшур, руины которого находятся на территории северного Ирака. К этому времени страны Междуречья уже успели достичь в своем развитии высокого культурного уровня. А правитель Ашшура - ишшаккум - хотя и наследовал свою власть, но исполнял скорее жреческие функции и был подотчетен народу. Более того: раз в год ишшаккум подвергался унизительному обряду обновления сил царя. В назначенный день царя водили по улицам, высмеивали, ругали, плевали в лицо и всячески издевались над ним (сейчас эту полезную для правителей процедуру заменяют регулярные выборы). Сделавшаяся мировым лидером Ассирия имела не знавшую равных армию, численность которой достигала 120000 человек. Помимо колесниц у ассирийцев появилась мобильная конница, с которой, собственно, и начинается история такого рода войск, как кавалерия. Но не только в военном искусстве и торговле преуспела ассирийская цивилизация. Один из поздних ассирийских правителей Ашшурбанипал создал в столице своего государства Ниневии уникальную клинописную библиотеку, которую иногда по ошибке называют вавилонской. Здесь на глиняных табличках копировались и сохранялись все важные в то время тексты начиная от литературных произведений и заканчивая медицинскими рецептами. В Ассирии впервые появились на свет асфальт и кафель.
    Но, как и другие древние рабовладельческие государства, Ассирию вслед за расцветом ожидали закат и падение. Огромную державу обессиливали бесчисленные мятежи. Политические конфликты ослабили и некогда сильнейшую в мире армию, которая не смогла противостоять натиску скифов, нарушивших в VII веке до нашей эры пределы ассирийского государства. Знать была истреблена, города разрушены, а ассирийское население, спасаясь от кочевников, бежало тогда в соседние земли.
    Прошли еще несколько веков, и в Палестине появился на свет Сын Божий. Христианское учение в первую очередь распространилось из Святой Земли на территории, заселенные ассирийцами, что во многом определило будущее этого древнего народа. Приняв христианство, Равноапостольная Нина, Георгий-Победоносец, Целитель Пантелеймон и многие другие ассирийцы прославились своими подвигами во имя веры. Кстати, именно на Святой Земле, в Палестине, уже в XX веке были попытки возродить ассирийское государство. Но этому воспрепятствовали англичане. Черчилль тогда сказал: "Не будите спящего льва".
    Ну а тогда, в VII веке до Рождества Христова, дальние предки ассирийца Славы поселились в труднодоступных иранских горах. Жили большими, многодетными семьями. Выращивали кукурузу, разводили овец. Живший в местечке Урмия, что на северо-западе современного Ирана, дед Славы Адамова был ремесленником. Он плел корзины, вырезал из дерева тарелки и ложки.
    В Урмии сохранялись древние ассирийские обычаи. Например, если человек заболевал и местные лекари не могли справиться с его недугом, то больного выносили на улицу и укладывали на центральной площади городка. Каждый проходивший мимо обязан был справиться о здоровье страдальца и что-нибудь посоветовать для его излечения. Бывало, что среди случайных прохожих действительно находился сведущий человек, благодаря которому удавалось излечить ту или иную болезнь. Если же прохожий равнодушно следовал мимо одержимого недугом и не останавливался, то такого прохожего подвергали наказанию.
    А покинуть Урмию предкам тверского ассирийца Славы пришлось в начале XX века. Тогда в иранские горы пришли турки, которые резали всех христиан, будь то армяне или ассирийцы. Чтобы остановить резню, русский царь Николай II взял братьев по вере под свою опеку и даже послал в Иран казаков для их защиты. А затем иранские ассирийцы, уцелевшие после турецкой расправы, сами перебрались в Россию. Славин отец Быхто Адамов оказался у нас в 1916 году. Как и многие другие, он попал в лагерь беженцев под Краснодаром. Чем заработать на хлеб эмигранту? Молодой ассириец занялся простой и необходимой в то время работой - чисткой обуви. Некоторые его земляки уезжали, найдя родственников в Греции, США или других странах. Покинул Краснодар и Быхто, но направился он не за границу, а в Москву, откуда в 1922 году перебрался в Тверь.
    Он продолжал заниматься чисткой обуви, но мечтал не покупать для этого крем, а делать его сам. И вот Адамов едет в Питер и устраивается работать к одному еврею, варившему гуталин. Он собирает для хозяина небольшие пузырьки и баночки под крем. Работал парень не за деньги, а за науку. Быстро освоив процесс варки и узнав список компонентов гуталина, Быхто вернулся в Тверь, где на дому начал варить для горожан черный и коричневый обувные крема. Вначале он чистил обувь, сидя на улице. Потом сделал себе палаточку с раздвижной, как в купе, дверью. В подобной шкафу палатке сверху висели разные шнурки, а внизу был ящик с кремом и щетками. А стояла она на месте нынешнего газетного киоска, что находится на Тверской площади, около магазина "Молодежный". Быхто знал весь город, и люди называли его на русский манер Борисом.
    Когда сын сапожника Слава Адамов пошел в армию, его старые хромовые сапоги, начищенные отцовским гуталином и сверкавшие в строю, как зеркало, сразу заметили офицеры. Заметили и забрали адамовский крем себе.
    Отслужив и вернувшись домой в 1971 году, Слава занялся ремонтом обуви, став в своем роде пионером кооперативного движения. До этого частниками могли работать только старики и инвалиды. Много лет Славина будочка находилась на бульваре Радищева, фактически став частью городского пейзажа. Но недавно будочка исчезла. Как выяснилось, на месте, выкупленном мастером, начали строить магазин, секцию в котором должны были по договоренности выделить Славе Адамову. Стройка подходила к концу, а о договоренности, как часто у нас бывает, забыли. На счастье в это время к мастеру зашла со своей обувью супруга одного влиятельного чиновника. Она услышала эту некрасивую историю, возмутилась, и справедливость была восстановлена. Теперь Слава и его жена Щази работают в тепле и под крышей. Их часто навещает здесь сестра мастера Света, которая так же, как и многие их родственники, занимается ремонтом обуви. Дети у Славы и Щази Адамовых уже взрослые. Сын сапожничает, как и отец, а дочь окончила университет и преподает в музыкальной школе на улице Мусоргского.
    Постукивая молоточком и беседуя с клиентами, мастер подумывает сегодня о расширении своего поля деятельности. По его мнению, нынешние завозные кремы зачастую очень некачественные. Некоторые сорта даже оставляют на обуви безобразные белые разводы. Возможно, со временем Станислав Адамов возродит в Твери дедовское производство сапожного крема, после обработки которым обувь не промокает и блестит, как зеркало. Своим сапожным делом Слава и его родственники занимаются с усердием и любовью, стремясь не посрамить фамилию.
    В Москве зарегистрированы Московская ассирийская ассоциация "Хаядта" и Лига ассирийцев России (ЛАРос), открыта ассирийская школа, издается "Ассирийская газета" и существует ассирийский храм. В других российских городах ассирийцы, являясь верными носителями православия, посещают храмы Русской православной церкви. Лишь некоторые их религиозные традиции немного отличаются от местных. Например, в Сочельник, когда русские или украинцы ходят колядовать, ассирийцы разбрасывают по родному дому конфеты и орехи. Если в это время кто-то из стариков уже почивает, то его ложе также посыпают сладостями. А на другой день, в Рождество Христово, ассирийские семьи ходят друг к другу в гости.
    Сохранили потомки воинов Ашшура и Ниневии свой язык, а также летосчисление. И первого апреля для всех ассирийцев наступит новый 6754 год.


Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ и из архива Станислава АДАМОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru