Архив номеров


Экономика Тверской области развивается по меньшей мере не хуже, чем в других областях Центрального федерального округа (ЦФО). Возможно, потому, что управление областью потеряно не было вопреки некоторым известным негативным факторам. Об этом беседа с главным финансистом областной администрации Иваном Райдуром.


СДЕЛАН ЗАДЕЛ ДЛЯ БУДУЩЕГО РОСТА

    - Какова ваша, Иван Петрович, личная оценка развитию экономики области в 2003 году?
    - Могу сказать, что в целом объем промышленного производства превзошел уровень 2002 года, хотя и ненамного. Нам удалось создать задел для роста экономики области в 2004-2005 годах. Конкретно это выразилось в следующем: введен в эксплуатацию третий блок КАЭС, что позволило заиметь новые рабочие места, а это налог на физические лица и налог на имущество, пополняющие областной бюджет; введены в эксплуатацию комбинат безалкогольных напитков и солидное предприятие СИБУР-ПЭТФ; произведена реконструкция заводов стекольной промышленности. Можно назвать еще несколько положительных моментов, в совокупности от этого можно ожидать прироста объема продукции на уровне 8-10%.
    Показатели сельского хозяйства слабее, но, несмотря на неблагоприятные погодные условия, годовое производство сельхозпродукции осталось на уровне 2002 года. Нам удалось профинансировать агропромышленный комплекс более чем на 90%, это больше, чем в других отраслях. В результате область имеет неплохой урожай зерновых, льна, надоила больше молока, а средний удой на одну корову составил 2300 кг в год, что превосходит аналогичный показатель советского времени. Однако финансовые результаты сельского хозяйства в 2003 году будут похуже, чем в 2002-м.
    В целом наша область, вопреки расхожему мнению, не замыкает список областей в ЦФО, мы находимся в первом десятке из 18 субъектов и имеем экономику помощнее, чем, например, в соседних Псковской и Новгородской областях.
    - Как специалист, что вы можете сказать о желаемых результатах роста экономики области с учетом наших реалий?
    - Желаемые результаты это те, которые обеспечат озвученное президентом удвоение ВВП. К сожалению, реалии Тверской области таковы, что достичь можно лишь 8-процентного роста в год, а надо бы 10% и более.
    - Существуют ли планы создания новых предприятий, которые закрепили бы упомянутый задел роста экономики?
    - Есть предложения построить два нефтеперерабатывающих комбината, один в Калязине, другой в Торжокском или Андреапольском районах. Шведы предлагают построить мебельный комбинат для сбыта продукции в сети магазинов IKEA в Москве. Оценивается возможность строительства средней величины металлургического комбината по переработке металлолома. Будет строиться окружная дорога у Вышнего Волочка, она там крайне необходима.
    Замечу, что инвесторы должны себе отдавать отчет, для чего они хотят вложить деньги, будет ли их продукция конкурентоспособной, есть ли рынок сбыта. А иностранных инвесторов хотел бы предупредить, что мы поумнели и нам не нужны технологии, которым в обед сто лет. Нам нужны передовые производства с современной технологией. А то иногда начинает казаться, что иностранцы идут к нам со старьем в надежде заполучить лишь дешевую рабочую силу.
    Тем не менее, область заинтересована в инвестициях и должна и в будущем создавать благоприятный климат для инвесторов. Но рывок мы сможем сделать лишь в том случае, если инвестиции пойдут в конкурентоспособные производства. Повторюсь, старье нам не нужно.
    - Слово "бюджет" прочно вошло в обиход людей. При его разработке, в решении специфических финансовых проблем вы и ваши специалисты взаимодействуете ли с учеными?
    - Конечно, мы вместе работаем с учеными ведущих вузов Твери. Хотя, надо сказать, специалисты департамента способны самостоятельно разрабатывать сложные документы. Например, разработана программа развития области до 2010 года, сейчас она проходит обкатку. Достоинством ее является наличие "рабочих механизмов", конкретизирующих способы реализации сформулированных целей и задач.
    - Не могу не коснуться межбюджетных отношений. Каковы ваши комментарии?
    - Проблемы существуют и "наверху", и "внизу". Нет четкого распределения функций между нами, субъектом Федерации, и центром, особенно по доходной и расходной частями бюджета. Есть федеральный закон о льготах, но если их все исполнять надлежащим образом, то понадобится еще один федеральный бюджет. Центр поступает просто: сваливает его на нас, то есть мы должны вместо центра найти деньги на исполнение, например, закона об инвалидах. Вот почему в 2004 году мы смогли выкроить из своих доходов лишь 65% необходимых денег на обеспечение закона об инвалидах.
    Часто меняется налоговое законодательство не в пользу субъекта Федерации. Исчезнут 400 млн. рублей с отменой налога с продаж, но цены-то будут все равно расти. То есть для населения отмена этого налога ничего не даст. Напротив, НДС центр полностью взял себе, потому что это наиболее легкособираемый налог. Тут работает негласный принцип: налоги поднимать вверх, а функции (без денег) спускать вниз, то есть нам.
    Есть проблемы и во взаимоотношениях с муниципальными образованиями, они, эти проблемы, вырастают из-за общей недостаточности консолидированного бюджета области. По разработанным департаментом нормативам бюджет области должен быть равным 23 млрд. рублей, а будем иметь лишь 14,4 млрд. рублей. Отсюда и все проблемы. Всем денег не хватает, поэтому наш подход к формированию местных бюджетов основан на соблюдении конституционного равного права бюджетного обеспечения каждого гражданина, где бы он ни жил. Главе Твери, который это оспаривает, я сочувствую, у него есть горячее желание все поправить, прежде всего в Твери. Но сразу это сделать невозможно.
    Чтобы увеличить бюджет одной территории, надо убавить бюджет у другой либо сократить сам областной бюджет. Но это чревато двумя последствиями: либо прекратить финансирование федеральных законов и тогда, например, мы бросим инвалидов, а также приостановить выполнение областных целевых программ в социально-культурной сфере; либо сократить сеть финансируемых из областного бюджета учреждений. Никто не позволит нам сделать это, прежде всего не позволит само население.
    - Что бы вы посоветовали новой областной администрации?
    - Посоветую того, чего не хватало прежней: системного подхода, комплексной работы над развитием экономики области.


ФИНАНСИСТ - ЭТО НЫНЧЕ СОЛИДНО

Последний ответ Иван Петрович не стал сопровождать деталями. Да это и так ясно. Даже неискушенный наблюдатель мог заметить некоторую непоследовательность, даже в определенной степени хаотичность в развитии области, которые проистекали из неуверенного управления ею. Было также неуважение к собственным финансам, к мнению специалистов. В советские времена бухгалтеров, экономистов и вообще всех, кто считал деньги, не то что недолюбливали, но как-то в сознании простого советского человека ставили далеко позади летчика, геолога, офицера, учителя, врача, тем более космонавта или секретаря райкома. Хотя все они в положенные сроки строем шли к кассе за "презренным металлом". Времена пошли другие, жизнь приучила к новым ценностям, рубль стал сильнее идеологии, так как он возвратил себе то, чем был изначально: инструментом экономики. Финансисты с последних мест в иерархии престижных профессий передвинулись в первую десятку, а их мнение стало уважаемым. Перестанешь уважать - проиграешь.


Борис Ершов

НАША СПРАВКА

Патриарх тверских финансистов Иван Петрович Райдур в 2004 году справит свое 60-летие. Ровно 40 лет назад он связал свою жизнь с профессией финансиста, имея дело с финансами только Калининской, а затем Тверской области, 14-й год управляет областными деньгами, имеет звание "Заслуженный экономист РФ". Его опыт, работоспособность, умение слушать и убеждать заработали ему авторитет и уважение. Райдур - один из немногих чиновников, в отношении которого это слово произносится без внутреннего неприятия. В трудные месяцы 2003 года Иван Райдур рулил всей областью и неплохо рулил.



НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Началась государственная регистрация предпринимателей в налоговых органах Тверской области. Для тверских налогоплательщиков начался новый налоговый год, принесший с собой немало изменений в налоговом законодательстве: снижение НДС, отмену налога с продаж. Кроме того, с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2003 №76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которому налоговые органы приступили к осуществлению государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. В соответствии с этим законом, государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, производится в налоговых органах. Регистрация осуществляется путем внесения налоговыми специалистами соответствующих сведений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Это могут быть сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении деятельности физическими лицами в качестве индивидуальных предпринимателей и др.
    Предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года, должны будут в течение 2004 года представить нам сведения о себе: соответствующее заявление, копию документа, удостоверяющего личность, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом они не проходят процедуру регистрации, а лишь в соответствии с новым законом подают сведения о себе. Те, кто до 1 января 2005 года их не представит, не смогут в дальнейшем работать, поскольку их регистрации будет считаться утратившей силу.
    Документы на регистрацию предприниматель должен подать в налоговую инспекцию по месту жительства. Для тверских плательщиков по адресу: г. Тверь, пр. Победы, 3, или ул. Спартака, д. 26А. Срок, в течение которого предпринимателя обязаны зарегистрировать, тот же, что и для юридических лиц, - пять дней. Пакет документов, необходимых для регистрации предпринимателя, минимальный: заявление и документ, удостоверяющий личность, либо его копия, нотариально заверенная, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Если заявитель представляет документы в регистрирующий орган непосредственно и одновременно с копией для подтверждения ее верности предъявляет паспорт, то копию регистрировать у нотариуса не нужно.
    Хотел бы обратиться к предпринимателям с предложением: не откладывать визит в инспекцию на последний срок. Сведения о себе можно подать одновременно со сдачей налоговой декларации, то есть с января по май.


Материал предоставлен Межрайонной ИМНС России №1 по Тверской области

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru