Архив номеров

Фаддей
31 декабря православная Тверь чествовала нашего небесного покровителя, священномученика архиепископа Тверского Фаддея, убитого в застенках НКВД 31 декабря 1937 года. В Вознесенском соборе, где покоятся мощи святого, состоялась грандиозная служба с участием архиепископа Тверского и Кашинского Виктора.
    
    ИЗ ГОДА в год, несмотря на грядущую бессонную новогоднюю ночь, все больше и больше людей 31 декабря с раннего утра устремляются в Вознесенский собор поклониться владыке Фаддею. В последний день прошлого года архиерейское богослужение началось в 8 часов утра чином освящения основного престола храма. До этого много лет богослужения шли на неосвященном престоле - в Вознесенском соборе был освящен только престол в верхнем, малом приделе, где последнее время служб не было (теперь они возобновятся, там будет совершаться ранняя, начинающаяся в семь часов утра, литургия по воскресным дням). В богослужении принимали участие не менее тридцати священников, духовенство из всех тверских храмов. Кстати, помимо освящения престола в Вознесенском соборе на этой службе произошло радостное событие и для храма Покрова Божией Матери. В священники рукоположили диакона этой церкви отца Михаила.
    Службу вели два архиепископа, что нечасто случается в Твери. Причем оба архиепископа тверские. Один - действующий, владыка Виктор. Другой - вечно предстоящий за нас на небесах владыка Фаддей.
    Архиепископа Фаддея еще задолго до его (и своей) мученической кончины называл святым человеком причисленный к лику святых первый после петровских времен русский патриарх Тихон. Даже в тюремной камере святитель Фаддей поражал всех светлым и радостным состоянием духа, непрестанно благодаря Бога за то, что он удостоил пострадать за Него. "Радуйтесь!" - вот было любимое слово владыки Фаддея.
    Между тем во времена, когда он начал свой крестный путь, радостного было мало.
    Будущий архиепископ родился в семье сельского приходского священника, и в миру его звали Иван Васильевич Успенский. В 1896 году он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По некоторым данным, сначала он не собирался принимать монашество - на это его сподвигли проповеди святого Иоанна Кронштадтского (память его мы отмечали тоже недавно, 2 января). В монахи его постригли через год после окончания академии. В 1902 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, а в 1908 году стал епископом Владимиро-Волынским. Владыка Фаддей был величайший бессребреник. Все, что жертвовали ему прихожане, он тут же отдавал бедным. Он очень много молился и постился, был для своей паствы образцом кротости и смирения.
    На Волыни он встретил 1917 год. В 1922 году владыку Фаддея впервые арестовали, обвинив в "сокрытии церковных ценностей". Его выслали за пределы Волынской губернии. Потом вновь арест и ссылка. По окончании ссылки (в первые годы Советской власти ссылали на не очень большие сроки, чаще просто расстреливали) владыку Фаддея уже в сане архиепископа направили в Астрахань.
    Тем временем был арестован патриарх Тихон, затем местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий. Его преемник, митрополит Иосиф назначил владыку Фаддея свои первым заместителем. После ареста митрополита Иосифа владыка Фаддей выехал в Москву, чтобы приступить к обязанностям по управлению Церковью, но был задержан властями в Саратове. В 1928 году освобожденный митрополит Сергий перевел владыку Фаддея в Тверь.
    В Твери архиепископу Фаддею пришлось столкнуться с жестокими притеснениями со стороны поддерживаемой властями "обновленческой" ереси. Обновленцы призывали церковь во всем помогать Советской власти, их духовенство забыло веру в Бога, курило в алтаре, словом, это было настоящее глумление над православием. В Твери они забирали храм за храмом. Ими был занят кафедральный Спасо-Преображенский собор, где покоились мощи Михаила Тверского, потом они заняли Вознесенский собор, где служил владыка Фаддей. Когда он ушел служить в Покровский храм, обновленцы выгнали его и оттуда. Последним местом служения владыки Фаддея была церковь Божией Матери "Неопалимая Купина" на Неопалимовском кладбище (ныне заброшенное, оно находится в Затверечье, у Восточного моста).
    Верующие очень любили своего владыку. Всех, кто приходил к нему, он принимал с любовью, помогая и духовно, и материально. Когда 20 декабря его пришли арестовывать, то перерыли весь дом, но ни денег, ни ценностей не нашли - святой Фаддей все раздавал нуждающимся.
    В тюрьме над ним начали издеваться находившиеся в камере уголовники. Они придумывали самые изощренные кощунства, становились пожилому епископу на голову, чтобы выглянуть в окно, загоняли его под нары и не выпускали.
    Но однажды главарю уголовников явилась Божия Матерь. Он увидел ее ночью и услышал грозное: "Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете". Наутро уголовники бросились под нары, где лежал владыка, и увидели идущий оттуда ослепительный свет. Они попросили у архиепископа прощения. Позже все эти люди прошли Великую Отечественную войну - Матерь Божия и молитвы святого Фаддея хранили их.
    Тройка НКВД приговорила архиепископа Фаддея к расстрелу. 31 декабря 1937 года он был убит (есть версия, что палачи не расстреляли его, а утопили в яме с нечистотами).
    Весной 1938 года, после Пасхи, верующие женщины нашли его могилу на краю того самого Неопалимовского кладбища, где он служил в последние дни, переложили его тело в гроб и вложили в руки пасхальное яйцо. Крест, который они поставили, был уничтожен властями.
    Мощи священномученика Фаддея обретены нами 26 октября 1993 года. Сейчас они находятся в Вознесенском соборе. На месте его могилы был установлен крест, который ныне регулярно оскверняют расплодившиеся в нашем городе последователи оккультных сект. У известного тверского предпринимателя Александра Буренкова был проект строительства на месте могилы владыки церкви, посвященной святому Фаддею. Но сначала ему воспрепятствовал комитет по охране памятников, а потом и сам Буренков уехал из Твери в Москву.
    Собирались поставить и памятник владыке Фаддею перед местом его гибели - следственным изолятором на площади Гагарина. Однако у нас сегодня предпочитают ставить памятники певцам уголовного мира, а не святым, всею своею жизнью отвергавшим всяческое преступление заповедей Божиих.
    Но то, что 31 декабря храм Вознесенья был битком набит народом и очередь, чтобы приложиться к мощам владыки Фаддея, не прекращалась много часов, вселяет надежду, что духовная болезнь, охватившая многих, скоро будет побеждена.


Мария ОРЛОВА


Мало кто знает, что праздник Рождества появился только в V веке нашей эры. До этого христиане отмечали ныне неизвестный праздник Явления Господня, в котором совмещались события Рождества и Крещения.
    
    ДАТА Рождества Христова неизвестна, поэтому разные церкви ее определяли, как сказано, по-разному. По Клименту Александрийскому, это было 18 апреля; согласно африканской традиции придерживались 28 марта; восточной традиции - 6 января, а в Риме отмечали 25 декабря. Таким образом, теперь возобладала всюду римская традиция, а древнюю восточную сохранили только армяне. Это особенно бывает заметно в сочельник в Вифлееме, когда все восточные христиане: и греки, и копты, и абиссинцы, и сирийцы - объединяются около своих алтарей-приделов, и только пустует один армянский алтарь.
    Время отделения Рождества от Крещения на Западе может быть установлено с совершенной точностью: это 354 год. Наука объясняет западную римскую традицию праздновать Рождество Христово 25 декабря тем, что оно заменило какой-то языческий праздник. По одним версиям, это был противовес "Сатурналиям", что, однако, сомнительно, так как это языческое празднество приурочивалось к 17-23 декабря; другая группа ученых выдвигает гипотезу о дне "инвикта", дне "непобедимого солнца", иными словами, времени зимнего "солнцеворота". Третья гипотеза - это то, что 25 декабря был праздник Митры, культ которого римские воины с Востока распространили по всему миру, в частности, и в Риме; для вытеснения этого языческого торжества церковь и установила праздновать день Рождества своего Основателя именно в этот день Митры.


ВИФЛЕЕМСКАЯ ПЕЩЕРА

Сегодня город Вифлеем больше известен как место ожесточенной борьбы арабов и израильтян. В прошлом году несколько десятков арабских экстремистов захватили храм Рождества Христова. В ответ на это евреи захватили здания христианских миссий и установили там огневые точки. Противостояние у храма дошло до того, что правительство Израиля уже собиралось начать артиллерийский обстрел храма, что, несомненно, привело бы к его разрушению.
    Слушая выпуски новостей, можно подумать, что Вифлеем - это город столичного масштаба и стратегического значения. На самом деле это небольшое поселение. Вблизи селения, над той пещерою, где родился Спаситель, высится храм, на самом краю горы, с восточной ее стороны: здесь же монастырь Рождества Христова. Величественный храм построен царицей Еленой в виде креста; впоследствии этот храм был обновлен и достойно украшен императором Юстинианом. Главный алтарь Вифлеемского храма основан над самым вертепом Рождества Спасителя мира.


ТРИ ВОЛХВА

Три волхва - Мельхиор, Госпар и Валтасар, узнав о рождении мессии по чудесной звезде, явившейся им на небе и приведшей их к месту рождения Спасителя мира, принесли в дар Христу злато, ливан и смирну (Мф. II, 1-12); "злато, яко Царю веков (по преданию, это золото было потрачено во время бегства святого семейства в Египет), и ливан (особый вид ладана, сделанный из смолы ливанского кедра), яко Богу всех, яко тридневному же мертвецу смирну (благовонная смола, которой помазывали тела мертвых). Бессмертному". Полагают, что эти волхвы (т.е. мудрецы, звездочеты, предсказатели) пришли: один - из Персии, другой - из Аравии, третий - из Эфиопии, на пути сошедшись по Божию назначению в одном месте. Очевидно, им было известно ожидание иудеями мессии. По мнению некоторых, эти волхвы были потомками вавилонских мудрецов, бывших некогда под начальством пророка Даниила, который и посеял среди своих подчиненных семя истинной веры и ожидания мессии. По некоторым сказаниям, волхвы, возвратившись в свою страну, предались созерцательной жизни и молитве; впоследствии апостол Фома встретил их в Ларфии, и они, приняв от него крещение, сами сделались проповедниками Христа. В честь волхвов в Западной Европе был установлен особый праздник, называемый "праздник трех царей", вытеснивший праздник Богоявления 6 января. Среди простого народа на Западе волхвы почитались покровителями путешественников.


ПОДОЖДИ С МЯСОМ

В наши дни за рождественским столом обычно собираются уже вечером 6 января. Мясо, ветчина, яйца, сыр, водка, вино, а также орущий телевизор стали обязательными атрибутами праздничного ужина. Между тем согласно православной традиции в это время еще идет Рождественский пост. Среди русского народа издавна существует благочестивый обычай на рождественский сочельник поститься до позднего вечера - до появления так называемой первой звезды (к каковому времени и заканчиваются службы навечерия), когда приступают к рождественской вечере. После праздничной службы, заканчивающейся в 4 утра, люди лишь немного разговлялись. Полноценное "столование" начиналось только на следующий день - 7 января по новому стилю. Для православных верующих пост длится как минимум до 24 часов 6 января. В состав рождественского стола входят несколько специфических блюд. Среди них кутья (сваренные в меду или сахаре рисовые или другие зерна), необходимою принадлежностью этого угощения бывают сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде. По мнению некоторых, вкушением указанных блюд имеется в виду символически выразить рождение (взвар обыкновенно варится по поводу рождения дитяти) и смерть Спасителя (кутья бывает на похоронах). В древности к сочельнику у наших предков приурочивалось языческое празднование Коляды. Будучи первоначально вследствие тесной связи с языческим праздником "богомерзким делом", колядование с течением времени мало-помалу утрачивало свой языческий характер, а, когда память об языческом празднике Коляды утратилась в народе, распевавшиеся народом в честь праздника песни совершенно вышли из употребления и заменились новыми, составленными в строго христианском духе.
    ТРОПАРЬ
    РОЖДЕСТВУ, ГЛАС 4: Рожество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разумный, в нем бо иже звездам служащии, звездою поучахуся, Тебе кланятися, Солнцу праведному, и Тебе ведети свыше восток, Господи, слава Тебе.


Подготовил Глеб ЧИСТЯКОВ

(
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru

)
Интеллектуальное
богословие