Архив номеров


В сознании многих россиян северная Ладога и остров Валаам уже давно приобрели неземные, почти что сказочные очертания. Древний ирландский Аввалон, славянский Буян, путешествие апостола Андрея, древние языческие капища и подвиги православных подвижников - все это переплелось в неудобоваримую смесь легенд и реальных фактов. Современные туристические фирмы, предлагающие тур на Валаам, зовут и манят, обещают раскрыть все тайны и загадки этого острова. Что же реальность, а что вымысел? Это удалось узнать нашему корреспонденту, отправившемуся по маршруту Москва - Валаам.
    
    КАК И ЛЮБОЙ другой регион нашей страны, Карелия имеет свой особенный, неповторимый облик. Среди прочих регионов России республика лидирует по количеству рек и озер. По свидетельству специалистов, на каждую карельскую семью приходится по одному водоему - реке или озеру. Чем дальше вы продвигаетесь в глубь республики, тем больше убеждаетесь в этом. Райская природа Карелии резко контрастирует с дикой нищетой и убогостью местной жизни. Окружающая жизнь словно замерла в каком-то неопределенном прошлом. На приборной доске автомобиля, пересекающего пространство края, кажется, не хватает пространственно-временного флюктуатора, указывающего на перемещение во времени. Чем дальше от центра России, тем дряхлее сооружения, тем беднее магазины, тем примитивнее техника, орудия труда и жилища. Находящийся на границе с Ленинградской областью город Олонец (бывшая столица Олонецкой губернии) застрял где-то во второй половине девяностых годов XX века: дорога из мятого асфальта, отсырелые хрущевские пятиэтажки, металлические ларьки, набитые "марсами", "сникерсами" и "Пепси-колой". Город Питкяранта живет в 1993-1994 годах. Проржавленные остовы фабрик, пыльные, унылые холмы отработанной каменной руды. Практически на границе с Финляндией находится город Сортавала. По туристическому каталогу 1982 года, это "один из красивейших городов нашей республики, на улицах которого немало исторических памятников и много зелени". Памятников здесь действительно много, но находятся они не в самом лучшем состоянии. Даже зелень здесь какая-то пожухлая, подернутая паутинкой времени. А вот и очередь за хлебом. Белоснежные буханки выдают из замызганного окошка сортавальского хлебокомбината.
    Страшнее всего ехать через многочисленные деревни и населенные пункты городского типа. За окном автобуса мелькают указатели Коткозеро, Утозеро, Лумбозеро. Вросшие в землю баракообразные, обшитые тесом дома, покосившиеся сараи, давно сгнившие, лежащие в зарослях крапивы заборы. Почему-то большинство сельских домов не покрашено. Неужели у местных жителей нет денег на краску? Некоторые дома выглядят необитаемыми. В других еще теплится чья-то нелегкая жизнь. Проржавевшие, дырявые ведра у крыльца - верная тому примета. В этих местах пространственно-временной флюктуатор начинает зашкаливать. Стрелка прибора опускается все ниже и ниже, показывая 1972-й, 1913-й, 1862 годы. По свидетельству специалистов, уровень жизни в Карелии в полтора раза ниже, чем в Тверской области...


ДИЗЕЛЬНЫЙ "СЕРАФИМ"

Современный монастырь уже давно не являет собой замкнутое, отрезанное от мирской жизни сообщество. Наоборот, многие православные обители стараются как можно быстрее встроиться в колею окружающей жизни, получить рыночную значимость, увеличить, что называется, стоимость своих фондов. Валаам стоит как раз в ряду подобных монастырей. Отлаженный механизм туристического бизнеса ощущается еще на сортавальской пристани. Отсюда отходят многочисленные корабли и катера, доставляющие паломников и туристов на Валаамский архипелаг. Обитель имеет в своей собственности сразу несколько кораблей на подводных крыльях. Самым быстрым из них присвоены имена небесных сил, бесплотных херувимов и серафимов. Дизельный "Серафим" домчал нас до Валаама в мгновение ока.
    История Валаама до сих пор полна тайн и загадок. При всем желании и старании историки не могут точно расшифровать ни название архипелага, ни даже указать время его заселения. Валаамскими первопроходцами стали языческие жрецы. Восхищенные неземной красотой острова, они возвели здесь несколько языческих храмов и посвятили открытую землю своему первоверховному богу Ваалу. Любители старинных мифов и легенд дополняют эту историю сведениями из ирландской мифологии. По их мнению, Валаам известен в Европе под именем мистического острова Аввалон. Этот остров был неким средоточием сил Вселенной и устанавливал гармонию прекрасного в нашем земном мире. Христианское предание связывает Валаамский архипелаг с именем апостола Андрея Первозванного. По мнению автора древнерусской летописи "Повесть временных лет", апостол Андрей не только побывал в наших северных землях, но и основал здесь христианский монастырь. Более точные сведения об островной киновии (общежительный монастырь. - Прим. авт.) относятся к XII-XIII векам. Летописная традиция связывает основание монастыря с именами двух отшельников - Сергия и Германа, прибывших в ладожские земли "от стран восточных". По предположению ученых, святые Сергий и Герман основали монастырь в начале XII века, ибо уже в XIII веке их имена были известны во всей Северо-Западной Руси. В 1163 году были обретены нетленные мощи старцев, а в 1180-м основатели обители были канонизированы церковью в чине преподобных. Долгое время Сергий и Герман оставались местно-чтимыми угодниками и лишь в XIX веке, после визита на Валаам императора Александра III, были признаны общерусскими святыми. Житие преподобных Сергия и Германа не дошло до наших дней. Ценнейшая рукопись погибла во время шведского нашествия начала XVII века. Вообще Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению. Древние рукописи, старопечатные книги, иконы и церковная утварь частично были уничтожены, частично расхищены.
    Отсутствие древностей и исторических реликвий является, пожалуй, самым большим разочарованием во время посещения Валаама. К счастью, промыслом Божиим до наших дней дошла главная святыня обители - мощи преподобных Сергия и Германа. В отличие от других мест, где раки с нетленными телами святых выставлены для всеобщего обозрения, мощи Сергия и Германа пребывают под "спудом" - огромной каменной глыбой, которую невозможно ни приподнять, ни отодвинуть.
    Собираясь на Валаам, помните, что экскурсионная жизнь обители поставлена на поток и расписана по минутам. Лучше узнайте заранее, что вы хотите увидеть. В противном случае вам этого не покажут в связи с естественной нехваткой времени. Во всех лавках продаются одинаковые вещи и по одинаковым ценам. Так что можете спокойно выбирать фирменные березовые кружки, можжевеловые ложки, осиновые дубинки, мешки с валаамскими ароматами и прочую ладожскую экзотику.


ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ НА ВАЛААМЕ НЕ КОТИРУЕТСЯ

Среди определенной части православных верующих, добивающихся канонизации "благоверного государя" Иоанна Васильевича (Грозного), упорно распространяется слух, что "благоверный государь" практически открыто почитается на Валааме и там даже есть иконы "святого" царя. Валаамская обитель на сегодняшний день имеет статус ставропигального монастыря и напрямую подчиняется патриарху. Патриарх свое мнение по поводу "святости" Иоанна Грозного и других темных исторических личностей уже высказал, а потому никакая самодеятельность в этом вопросе не возможна.
    Еще один миф - валаамское знаменное пение. Сегодня в рамках нескольких певческих коллективов Московской патриархии началась работа, направленная на возрождение древнерусского, так называемого, знаменного песнопения. (Знамена или крюки представляют собой древнейший вид нотации, подобной иероглифической, многосмысловой азбуке.) Одни коллективы работают над аутентичным знаменным пением, другие стараются адаптировать древние распевы для современного слушателя. По пути адаптации, модернизации древних песнопений пошел и хор Валаамского монастыря под руководством иеродиакона Германа (Рябцева). Сегодня трудами отца Германа и его сподвижников подготовлены десятки аудиозаписей и нотные переложения знаменных песнопений. Однако эти песнопения все-таки не являются древними. По мнению ведущих участников Валаамского хора, освоение аутентичных по звучанию и тексту песнопений, изучение настоящей знаменной и крюковой нотации еще впереди.


Глеб ЧИСТЯКОВ


КУРЬЕЗНАЯ, но весьма показательная история произошла на днях с нашей семьей. Совсем недавно, аккурат в разгар празднования в Твери Дня пожилого человека, который продолжился в городе массой добрых дел, в нашей квартире раздался звонок. На пороге стояла сотрудница домоуправления явно не с благой вестью. В руках она держала квитанцию для квартплаты. "Вам тут из соцзащиты пришло уведомление, сделали пересчет квартплаты". Выяснилось следующее.
    Оказывается, полгода мы платили "неправильную" квартплату. Но, естественно, не по своей вине. Дело в том, что вместе с нами в квартире проживает бабушка, которую недавно в связи с определенными семейными обстоятельствами мы забрали жить к себе. У бабушки, приехавшей с Украины, нет российского гражданства, его не так-то просто получить. Но суть не в этом. Проживание бабушки-ветерана труда на нашей жилплощади обеспечило некоторые льготы, за счет которых мы полгода платили уменьшенную сумму за квартиру. По истечении этого срока чиновники, видимо, опомнились и решили установить справедливость.
    Она выразилась в квитанции с внушительной суммой. Поскольку гражданства у бабушки нет, то и льготы не положены - их совокупный вариант прибавили к очередной квартплате. Мы, в общем-то, не против, нам лишнего не надо. Мы лишь скептически усмехнулись характеру социальной защиты, так неожиданно "обрушившейся" на нас. Быть может, теоретически здесь все правильно. Но как характерна эта нелепица для наших учреждений!
    Возможно, сотрудница домоуправления немного ошиблась или оговорилась, пересчеты, скорее всего, выполнялись в конторе с другим названием, например, в отделе соцобеспечения, социальных пособий или жилищных субсидий. Но суть-то от этого не меняется, да и оговорочка, согласитесь, знаковая.
    А в качестве социальной защиты нам больше бы понравилась другого рода забота - не платить всю сумму ошибочно накопленных льгот потом одним махом, а получить ее своеобразную рассрочку. Другими словами, платить все полгода нормальную (!) квартплату.
    Но, похоже, разветвленные наши госучреждения и конторы то ли по причине своей многочисленности, то ли в связи с крайней степенью бюрократизации совершают вот такие замысловато-запутанные ходы.
    И это вместо того, чтобы совершать реальные дела помощи. Взять то же домоуправление. Как мы ни пробивались к нему, когда у нас в доме №15/48 по 15 лет Октября на трех этажах протекали потолки! Звонили, звонили, потом пришла комиссия, долго все изучала. Наконец, когда из-за потоков воды с потолка и ужасающего вида жилища нервы жильцов не выдержали, мы скинулись и на свои деньги установили новый стояк, освободив домоуправление от "лишних" забот. Сейчас история повторяется. Третью неделю звоним в домоуправление по поводу освещения двора. В углу дома у нас установлен фонарь, с некоторых пор он перестал светить в темное время суток. Похоже, придется лезть на фонарь... Без всякой соцподдержки и соцзащиты.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru