Архив номеров


Как известно, с начала учебного года начали действовать новые санитарно-эпидемиологические нормы работы средних учебных заведений. Конечно, то, что происходит сегодня со здоровьем наших детей, - это катастрофа. По данным всероссийской диспансеризации школьников, только каждый третий ребенок до 17 лет практически здоров, 52,1% малышей уже успели попасть во вторую категорию здоровья, предполагающую риск развития патологий, а у трети юношей и девушек отмечена задержка полового развития. В Твери около 12% здоровых детей. И это еще хороший показатель, потому что в других городах он не более 3% (!). В целом по стране наблюдается процесс деакселерации населения. То есть дети все больше и больше отстают в физическом и умственном развитии от своего фактического возраста.
    
    ОДНОЙ из причин такого положения, считает наш министр образования, является нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Кстати, по данным статистики, здоровье человека на 27% зависит от положения дел в школе. А если учесть, что современный ребенок проводит (со всеми факультативами, дополнительными занятиями и внеклассными мероприятиями) практически весь день в школе, то логично, что Министерство образования и Министерство здравоохранения начали наконец-то работать в тандеме. Давно пора.
    Именно перед началом этого учебного года в ряде СМИ, как тверских, так и центральных, прошла целая серия "сенсационных" публикаций, посвященных "неоправданно глупым" нововведениям со стороны санитарно-эпидемиологических служб.
    Дело в том, что нововведения - вовсе не нововведения, как выяснилось, а "новые" санитарно-эпидемиологические нормы, вступившие в силу с 1 сентября 2003 года, - это, по сути, те же самые нормы, которые были приняты в 1999 году, за исключением нескольких пунктов, касающихся школьных мастерских и аренды учебных помещений.
    Как нам удалось выяснить, все раздуваемые сенсации по поводу того, что якобы по новым санитарно-эпидемиологическим нормам нельзя заниматься в 4-этажных школах и в Твери теперь чуть ли не будут сносить злосчастный четвертый этаж - это, мягко говоря, передергивание фактов или неутомимые поиски "жаренного". В первую очередь речь идет не о том, что нельзя учиться в четырехэтажных школах, а о том, что учебный процесс не должен вестись в подвальных и цокольных этажах здания. А во-вторых, по действующим санитарным нормам, в ранее выстроенных 4-5-этажных школах рекомендуют как можно меньше занимать в учебном процессе четвертый и пятый этажи. В подтверждение своих слов привожу цитату из документа, вокруг которого и разгорелся весь сыр-бор:
    "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2. 1178-02":
     "2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.
    2.3.3. Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3-х этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.
    При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты".

    Конечно, если прочитать весь документ, в нем при желании можно найти немало чиновничьих "приколов". Но этого добра хватает, наверное, в любом документе, написанном казенно-суконным языком, изобилующим штампами и нелепостями. Животрепещущий пример из того же документа: "На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков". Ну, фразу про запоры я комментировать не собираюсь, а вот за мальчиков обидно - налицо дискриминация. Это ж, почему они должны втроем, извините, справлять нужду в один писсуар! Есть предложение дополнить данный пункт в документе требованием к наличию туалетной бумаги, допустим, на 20 девочек один рулон туалетной бумаги, а на 30 мальчиков - полрулона.
    Встречаются, конечно, и вещи на грани фантастики, я имею в виду, например, численность учеников в классе: по санитарно-эпидемиологическим нормам их должно быть не более 25 (!). Может, в старших классах эта цифра и близка к реальности, но в младших - сомневаюсь. Еще цитата, наверное, про школу будущего: "При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв. м каждая; ДУШЕВЫЕ площадью 9 кв. м каждая; УБОРНЫЕ для девочек и мальчиков площадью 8 кв. м каждая". Вы поняли, что потрясло меня в этом отрывке.
    Или вот еще: "Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки". Так и видишь несчастного "англичанина", который не в пример более удачливым коллегам не сумел сбежать из этого "дурдома", сидящего за столом "с пультом управления", а рядом, буквально рукой подать, подставка под магнитофон и проигрыватель. Правда, самого магнитофона нет. Но это неважно, главное - есть подставка. Кстати, какой такой проигрыватель? Мы вообще в каком веке живем? Все-таки, наверное, в XXI, так как читаю дальше: "В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца". Вот так - электрополотенца! Надеюсь, у ваших детей в кабинетах обслуживающего труда в наличии электрополотенца?
    Понятно, что правила - они на то и правила, чтобы их нарушать. И если бы комиссия, которая проверяла готовность школ к новому учебному году, учитывала бы все, на что указывается в санитарно-эпидемиологических нормах, я думаю, ни одна школа 1 сентября не открылась бы. Хорошо, что люди, входящие в состав комиссии, совершенно отчетливо понимают, что выполнить все эти нормы просто нереально, тем более что школы испытывают огромные проблемы с финансированием.
    Конечно, основные санитарно-эпидемиологические нормы соблюдаются и контролируются. Жалко только, что не все имеют возможность почитать документ о введении этих самых норм, мне его в конце концов удалось добыть, но осталось впечатление, что, вероятно, это один из документов, печатающихся под грифом "секретно". Между прочим, если бы журналисты имели возможность ознакомиться с ним, не было бы никаких додумываний в статьях и передергиваний фактов типа: "все стены в школах должны быть выкрашены в светло-зеленый цвет" или "а цветы приказано из кабинетов убрать". Стены, к вашему сведению, могут быть и желтые, и бежевые, и голубые, и даже розовые. У кого на что фантазии хватит. А цветы советуют вешать в кашпо на стены по той простой причине, что на подоконнике они загораживают детям естественный свет. Ну и так далее. Такое впечатление, что где-то кто-то что-то услышал, и понеслось, обрастая новыми сенсационными подробностями. А мы потом удивляемся маразму наших чиновников. В общем-то, не так все страшно и категорично. Короче, читайте первоисточник!


РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕЛИЧИНАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2-4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8-9 35 32
10-11 36 33
    
     2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.
    Вот что еще можно встретить в санитарно-эпидемиологических правилах: физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
    1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо. 2 - и.п., 3 - поворот головы налево. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п.. 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


Начался новый учебный год, и тысячи детей отправились в школы. Казалось бы, они стали такими взрослыми и вполне самостоятельными, чтобы самим справиться с различными сложными ситуациями, не прибегая к помощи взрослых. Но готовы ли ваши дети к внезапно обрушившейся на них самостоятельности? Действительно ли они способны справиться с ситуацией в любых обстоятельствах? Хотелось бы надеяться, что да, но слишком уж часто встречаем мы в криминальной хронике фотографии ребятишек, с которыми случилась беда. Чтобы с вашим ребенком не произошло никаких неприятностей, найдите время поговорить с ним и объясните ему правила поведения, которых он должен придерживаться практически в любой ситуации.
    
    НАУЧИТЕ РЕБЕНКА:
    говорить твердо "нет" взрослым, которые предлагают ему что-нибудь взять или приглашают куда-либо с ними пойти;
    не открывать входную дверь чужому человеку в ваше отсутствие, кем бы он ни представлялся;
    если чужой человек попытается открыть дверь, необходимо набрать по телефону "02" и сообщить о происшедшем, точно указав свой адрес;
    не забывать закрывать балкон и форточки, уходя из дома;
    не хвастаться перед окружающими тем, какие дорогостоящие предметы есть в квартире, а также количеством денег;
    не разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, так как пьяный человек сильно изменяется. Его поступки могут быть непредсказуемыми и жестокими;
    не садиться с незнакомыми людьми в автомобиль, даже если очень опаздываешь;
    нельзя садиться с посторонними людьми в лифт, если рядом нет родителей;
    если чувствуешь, что преследуют - зайти в магазин, любое многолюдное место и попросить взрослого человека проводить до дома;
    в случае опасности нужно громко кричать, чтобы привлечь к себе внимание.
    
    Взрослые в свою очередь должны знать всех друзей своего ребенка. Обязательно спрашивайте, куда и с кем ваш сын или дочь собираются идти. У вас должны быть адреса и телефоны всех их знакомых. Всегда знайте, во что ребенок одет, вплоть до обуви. Научите ребенка, что в случае малейшей опасности он должен обращаться к человеку в форме: это может быть милиционер или сотрудник охраны какого-либо заведения. В любом случае, у ребенка не должно быть отрицательной установки к человеку в милицейской форме. (Поэтому нельзя пугать детей с малых лет "дядей-милиционером"!) Дети должны видеть в нем своего защитника.
    Позаботьтесь о безопасности своей квартиры. В первую очередь, укрепите входную дверь на случай, если ребенка придется оставить одного. Дверь должна быть оборудована глазком, прикрывающимся изнутри "шторкой", цепочкой, также должна иметь не менее двух исправных замков и быть достаточно крепкой, чтобы вынести удар. Научите ребенка не открывать дверь, если на площадке никого не видно или глазок закрыт с противоположной стороны.
    Проиграйте с ребенком несколько возможных ситуаций, с которыми он может столкнуться дома, когда вас нет, или на улице. Подскажите ему необходимые в таких случаях манеру поведения и слова. Убедите сына или дочь быть откровенными с вами и рассказывать обо всем, что произошло с ними в школе, на улице, вне дома.


Материал подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии УВД Тверской области

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru