Архив номеров


В представлении многих из нас инспектор манежа - конферансье, объявляющий зрителям выход цирковых артистов. Однако это, по словам Автандила Мокия, образно говоря, только подводная часть айсберга. Инспектор манежа - это одна из ключевых фигур в цирковом хозяйстве. Автандила Георгиевича знают многие тверитяне: выходящего к зрителям элегантного мужчину в смокинге, говорящего с приятным восточным акцентом, трудно не заметить.
    
    АВТАНДИЛ Мокия родом из Тбилиси. Его родители, работавшие в оперном театре, привили сыну любовь к музыке. Не меньше чем музыку юный Автандил любил спорт. Родители одобряли и это его увлечение. А еще молодой человек очень любил цирк. Где как не здесь спорт и музыка сливались воедино, превращаясь в захватывающее и красочное действо. Деньги, которые родители давали сыну на школьные завтраки, тот заботливо откладывал, и когда набиралось 75 копеек, непременно покупал билет в цирк.
    Окончив школу, Автандил Мокия полтора года работал униформистом в Тбилисском цирке. А потом поехал в Москву поступать в эстрадно-цирковое училище. Годы учебы пролетели быстро, и вот уже Автандил Мокия выступает в грузинском цирковом коллективе гимнастом на турниках. Но артистом уже владела мысль создать свой собственный номер. А через некоторое время идея воплотилась в жизнь в виде гимнастического номера на воздушных кольцах с рамкой. Здесь Автандил Георгиевич работал уже со своей женой Татьяной. Они познакомились еще в училище, где Татьяна получала специальность танцовщицы на проволоке. Их совместный воздушный полет закончился в 1981 году с выходом артистов на пенсию. Однако расставаться с цирком Автандил Георгиевич не собирался. Завершив карьеру гимнаста, он... вновь стал учиться. На этот раз на курсах при старом Харьковском цирке. Здесь он получил специальность режиссера-инспектора манежа и отправился на свое первое место работы в новом качестве - в Волгоградский цирк. За прошедшие с того момента годы Автандил Мокия был инспектором в Казанском, Ивановском, Бакинском цирках. Работал в Смоленске, Гродно, Витебске. В 1991 году он приехал в Тверь, да так здесь и остался.
    Список обязанностей инспектора манежа маленьким не назовешь. Справиться со всеми ними - задача не из легких. "Приехав в очередной город на гастроли, артисты первым делом идут к кому? К инспектору манежа!" - говорит Автандил Георгиевич. Ведь он всегда знает, где артисту взять гвоздь, стул и еще что-нибудь, в какую службу цирка можно при необходимости обратиться. Расселение артистов, предоставление им гардеробных, составление графика репетиций и заполнение табелей, в которых учтено все - когда артист приехал, когда уехал, сколько выступлений у него было... Всеми этими вопросами заведует инспектор манежа. Без его участия не обходится и составление цирковой программы. Здесь очень важно правильно согласовать порядок номеров в зависимости от их жанров, расположить их в программе так, чтобы было удобно готовить реквизит. Например, после выступления наездников лошадей не сразу ставят в стойло - им дают походить в закулисной части. Значит, за таким номером должен, по возможности, следовать номер без реквизита. Ведь суета с его подготовкой за кулисами может помешать лошадям или испугать их. И все же прежде чем зритель увидит слаженную и интересную программу, ее необходимо отрепетировать. "Здесь артиста необходимо состыковать с оркестром, со светом, с униформистами, чтобы они могли согласовать свое выступление с необходимым звуковым и световым оформлением, с тем, чтобы вовремя был подан реквизит", - говорит Автандил Георгиевич.
    Во всей этой ежедневной суете инспектору манежа необходимо главное - умение общаться с людьми. "Инспектор манежа должен быть дипломатом, - продолжает наш герой, - артисты - люди ранимые, их работа требует большого физического и нервного напряжения. Характеры тоже у всех разные. Поэтому важно не допустить конфликта, найти с каждым общий язык, доброжелательно относиться к тем, с кем работаешь. Я сам был артистом, а потому знаю практически все их проблемы". К своим обязанностям Автандил Георгиевич относится ответственно, следуя принципу не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Так что выход в качестве конферансье к зрителям - не самая сложная часть его работы. Но и здесь инспектор манежа должен быть одновременно и конферансье, и лонжевиком (в нужный момент поддерживать страховочный канат - лонжу), и пассировщиком (выполнять при необходимости поддержку артистов во время выполнения акробатических трюков). Бывает, что инспектор становится участником клоунад - подыгрывает коверным, если того требует их реприза. Вот тут-то необходимо быть еще и актером.
    Ну а вне работы Автандил Мокия - заядлый меломан. Он большой поклонник оперы и джаза, дома у него целая коллекция джазовой и оперной музыки. На досуге также инспектор манежа любит посидеть в читальном зале библиотеки.
    В цирковой гардеробной инспектора манежа много старых фотографий, рассказывающих о его молодых годах, а значит, и об истории цирка: "Иногда я показываю их молодым артистам, продолжателям цирковых династий, рассказываю, какими были их родители в молодости. А общаясь с ветеранами циркового искусства, вспоминаю былые дни".
Вера МОТОРИНА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ и из архива Автандила МОКИЯ




Не секрет, что 1 октября, в Международный день музыки, Тверская академическая филармония ежегодно начинает свой очередной сезон. В этом году открытие XXXIV фестиваля "Музыкальная осень в Твери" и одновременно 68-го концертного сезона прошло как нельзя торжественно.
    
    ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ зрителей пришли председатель Законодательного Собрания Марк Хасаинов, первый заместитель губернатора Ольга Пищулина, главный федеральный инспектор Центрального федерального округа Юрий Цеберганов, заместитель главы города Наталья Павлова и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Первым обратился к залу Марк Хасаинов. Он сразу же внес рациональное предложение: сократить речь, чтобы быстрее начать фестиваль. Своими словами он задал ритм официозу. Представители власти были лаконичны в высказываниях, желая творческого вдохновения и дальнейших успехов филармонии в лице ее руководителя Владимира Боярского, находившегося все это время на сцене. В процессе этих многочисленных поздравлений случился маленький, но казус. У микрофона заммэра Наталья Павлова. То ли от волнения, то ли по причине вдруг всплывших ассоциаций со знаменитым российским киноактером она назвала Боярского Михаилом Ефимовичем. Художественного руководителя филармонии Владимира Боярского, по крайней мере, внешне, это нисколько не смутило. А вот зал прыснул смехом. Вместе с вышеперечисленными персонами поздороваться с публикой и сказать теплые слова вышел и солист Московской филармонии, народный артист Гарри Гродберг. Ему предстояло открыть фестиваль "Музыкальная осень в Твери". Звуки органа потрясали не просто стены, но душу. Кстати, сольную программу Гарри Гродберга можно будет услышать 19 октября.
    В концерте, нетрудно догадаться, принимали участие артисты Тверской академической филармонии. Замечательно выступили камерный оркестр "Российская камерата" (под руководством Вячеслава Трушина) и камерный хор "Русский партес" (художественный руководитель и дирижер Андрей Кружков). Но самое яркое впечатление, по мнению многих зрителей, оставил лауреат международных конкурсов, баянист Максим Сальников. На баяне он восхитительно играл знакомые публике мелодии для струнных. Восторгу зала не было предела. Надо сказать, что второе отделение концерта не могло состязаться с первым. Конечно, на вкус и цвет... Но на опере и оперетте некоторые, видимо, заскучали, да так, что совсем ушли. А в целом праздничный концерт прошел динамично. Смена артистов и жанров на сцене факт всегда привлекательный.
    Через день после открытия фестиваля (а на следующий день здесь прошел благотворительный концерт) в филармонии состоялось долгожданное событие. Это был джаз. Джазовые выступления теперь по традиции включены в программу фестиваля "Музыкальная осень в Твери", что не может не радовать зрителей. К нам в город приехал квартет из Нью-Йорка "АК4". Еще днем накануне концерта журналистам удалось пообщаться с четверкой джазовых музыкантов. Дэвид Амброссио (перкуссия), Фрэнк Колон (гитара), Аарон Джонстон (ударные) и Адам Клиппл (фортепиано) - таков состав группы. Адам Клиппл является руководителем коллектива. Именно его инициалами и названа команда. На пресс-конференции, проходившей в Малом зале филармонии, Адам Клиппл, сев за стоявший в зале красный рояль, сыграл для прессы несколько композиций известных композиторов в совершенно неузнаваемой, что характерно для джазового исполнения, интерпретации. Программа, в рамках которой квартет "АК4" посетил Тверь, называется "Послы джаза из Америки". Как рассказала специалист по культурным программам посольства США в Москве Мария Шустина, программа "Послы джаза из Америки" организована Государственным департаментом США совместно с центром Кеннеди в Вашингтоне. На конкурсной основе отбираются семь джазовых коллективов и отправляются в разные страны мира. Россия впервые принимает участие в этой программе. Выступление команды из Нью-Йорка "АК4" - часть мирового турне коллектива. После концерта в Твери музыкантов ждут Нижний Новгород и Екатеринбург. Далее они отправятся в Узбекистан и Казахстан, а также в другие регионы.
    Концерт был по-настоящему живым. Виртуозы из Америки покорили тверскую публику. Джазовые стандарты в этнической аранжировке пришлись по вкусу тверитянам. Особенно заманчиво звучали перкуссионные элементы в исполнении Дэвида Амброссио. Он так ловко ими жонглировал и в прямом, и в переносном смыслах, что трудно было отвести взгляд. Художественный руководитель филармонии Владимир Боярский пригласил музыкантов из "АК4" приехать в Тверь на летний ночной джазовый фестиваль. И те с радостью согласились.


Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


ТЮЗ - ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОСОЛ В ТУРЦИИ!

На минувшей неделе Театр для детей и молодежи уехал в Турцию. Эта поездка не случайна. Все началось с того, что еще в июне этого года Лариса Лелянова была приглашена во французский город Лион в качестве руководителя Театра для детей и молодежи, который является членом Европейской организации, профессионально работающей с детьми и молодежью. Там Леляновой поступило предложение принять участие в Международном фестивале детских театров, планировавшемся осенью в городе Бурса (Турция). На фестиваль, который начался 6 октября и продлится до 11 октября, съехались детские и юношеские театры из Франции, Голландии, Швеции, Венгрии, Болгарии и России, а также Турции как принимающей стороны. Наш ТЮЗ - это единственный театр, представляющий Россию. Тверской театр для детей и молодежи 9 октября представит на Международном фестивале детских театров постановку Ларисы Леляновой "Все о'кей!" по одноименной пьесе московского драматурга Михаила Бартенева. Пожелаем ТЮЗу удачи!


Софья ВОРОТЫНЦЕВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru