Архив номеров


Бабе Вере, приехавшей в Тверь лечить зубы, ну никак было не дать ее семидесяти лет. Да и одета она была отнюдь не по-старушечьи: яркий беретик, короткий плащ, модный длинный шарф, намотанный вокруг шеи. Учитывая стоящее на дворе бабье лето, разговор в коридоре поликлиники, естественно, зашел о грибах и ягодах. Вскоре пациенты стоматолога узнали, что для многих Вериных односельчан из старинного рамешковского села Ведное осенний сбор грибов да клюквы является чуть ли не основным заработком. Способствует лесному промыслу выгодное географическое положение села между долиной реки Медведицы и бескрайними оршанскими болотами. Только вот порой со сборщиками приключаются довольно-таки неприятные истории и не все они из лесов-болот возвращаются живыми...
    
    А ВОТ ДЯДЯ Егор, хотя и с превеликими трудностями, но все же вернулся. Вообще Егор Иванович - мужик основательный и в селе всеми уважаемый. Родился и вырос он в этих местах, потом в Тверь подался, где дослужился до какого-то небольшого начальничка. В Ведном же бывает наездами, используя родительский дом как дачу. В ту пятницу Егор прибыл в село ранним вечером с твердым намерением с утра отправиться за клюквой. Крепко выпил со знакомыми мужиками за встречу и будущую ягодную охоту. Ранним утром, похмелившись, прихватил с собой компас и недопитый пузырь и отчалил в лес. Знакомая тропинка вела его в недра богатых ягодой оршанских болот. Правда, поначалу места попадались все какие-то истоптанные. Подергав как бы для приличия там-сям понемногу ягод, мужик шел дальше и дальше. Но вот оно и ягодное счастье наконец! Быстро перебирая руками, Егор Иванович за полдня наполнил доверху кузовок и корзину. Допил прихваченный пузырь и задремал, усевшись на пенек. Когда проснулся, уже вечерело. Небо было серо-непроглядного цвета, и угадать, где дневное светило, было вовсе невозможно. Вон она, чуть заметная тропка, по которой он пришел сюда, но прихваченный компас говорит, что север совершенно в другом направлении. Доверившись прибору, Егор Иванович торопливо побрел по болоту. Стало темнеть, а места все были какие-то незнакомые. Скоро настала и ночь, безлунная и беззвездная. Идти дальше не было смысла. Пришлось заночевать на болоте. Понадергав с корнями утлых сосенок и березок, неудачливый сборщик примостился на них, поплотнее закутавшись в телогрейку. Разбуженный утренней свежестью, Егор с сожалением обнаружил, что выпить ему больше нечего. Пошел опять по компасу на север, но было такое чувство, что хитрый прибор водит его по одним и тем же или весьма похожим местам. Вскоре пришлось оставить тяжеленные кузовок и корзину: силы таяли с каждой минутой, а одной клюквой, естественно, сыт не будешь. В холоде и жутких раздумьях прошла вторая ночь. Начинался третий день болотных странствий. И вот (о чудо!) впереди показался пенек со следами его позавчерашней трапезы. Значит, компас водил ягодника по кругу?! Швырнув в болото подлый прибор, Егор устремился вперед, как зверь, повинуясь одному инстинкту. И, как оказалось, внутренний компас его не подвел. Через пару часов что-то большое и черное показалось в кустах. Это была запертая машина, ожидающая хозяев-ягодников на полузаросшей лесной дороге. Обессилевший путник не пошел по обнаруженной дороге, а рухнул на землю возле автомобиля, как бы боясь вновь потерять ниточку, связывающую его с цивилизацией. Под вечер вернувшиеся к своему транспортному средству москвичи доставили горе-ягодника в Ведное.
    А вот с местными учительницами судьба обошлась по-другому. Отправившись за ягодами, они пропадали целую неделю. Не давали результатов и начатые поиски. Тем временем учителя, силясь отыскать дорогу домой, уже третий день бродили по опостылевшему лесу. Одна из них ела время от времени ягоды и попадавшиеся сыроежки, другая не ела ничего то ли от шока, то ли от каких-то предубеждений. Но обе одновременно вдруг увидели в чаще своего воспитанника Лешку Фомина. Лешка посмотрел на несчастных женщин и как ни в чем не бывало быстрым шагом пошел по тропинке. Собрав последние силы, рванули преподавательницы за человеком. Но как ни торопились, догнать его все не могли.
    - Лешенька, подожди, родной. Мы заблудились! - кричали они.
    Лешка обернулся, раскрыл рот и вдруг завыл по-волчьи: "У-у-у..." И силуэт его растаял в вечерних сумерках.
    Когда вышли к полноводному ручью, одна из подруг легла на его берегу и проговорила:
    - Оставь меня и выходи, а я умру здесь.
    - Нет, я без тебя никуда не пойду. Вставай и иди, хоть ради меня.
    И измученные педагоги, пошатываясь от голода и усталости, продолжали свой бесконечный лесной поход. Но, следуя вдоль ручья, они заметили тропинку. Пошли по ней и на седьмой день странствий выбрались к спасительной цивилизации. Только долго после этого они не прожили...
    Баба Вера и сама является заядлой грибницей и ягодницей. Как-то раз, собирая вместе со своим мужем клюкву, наткнулась она на человеческий череп.
    - Ваня, ты смотри - череп, - обратилась она к благоверному.
    - Ну и что, - ответил Иван. - Я его еще вчера приметил, даже ногой пнул.
    - Как так можно?! Это же был человек, - возмутилась сердобольная Вера.
    Ее охватило чувство жалости и в то же время какой-то брезгливости. И Вера вывалила из корзины на мох крупную клюкву, выросшую на человечьих останках. А вскоре рядышком в кустах обнаружили они с мужем клочья одежды, старушечью клюку и человеческие ребра, тщательно обглоданные лисами. Полностью сохранились лишь руки в рукавах женского пальто. А по синтетической косынке удалось установить и личность погибшей. В местном доме престарелых припомнили, что пару лет назад от них ушла и не вернулась одинокая бабулька.
    Припомнить-то припомнили, но останки несчастной старушки так и остались лежать в лесу. С тех пор стало казаться Вере, что кто-то бродит ночами по их двору, тревожа собаку. Бродит и палочкой по стенам постукивает: тук-тук, тук-тук... Попросила тогда она Ивана сколотить из досок небольшой ящичек. Сложили они туда все, что осталось от бывшей жительницы дома престарелых, накрыли сверху белой простыней и зарыли на местном кладбище. С тех пор невидимая сущность перестала посещать их деревенское подворье.


Борис ГУРОВ


Стояла последняя неделя лета, и я уже настраивалась на предстоящую работу. Отдых, казалось, уже закончился, когда мне предложили съездить в одну довольно глухую деревню на ярмарку местных мастеров. Там-то я и познакомилась со Смирновым Алексеем Геннадьевичем - бывшим лесничим с 40-летним стажем... Несколько встреч с ним вылились в этот своеобразный очерк, раскрывающий тайны осеннего леса, тайны, о которых мало кто до сих пор догадывался.
    
    С ТЕМ, ЧТО наши предки были умнее и мудрее нас, наверное, согласятся многие. Но не многие знают, что это действительно так. И главным доказательством этому может служить хотя бы тот факт, что они умели выживать. Чувство самосохранения у наших прародителей было гораздо сильнее, чем у большинства из нас сегодня. А объясняется все очень просто - они хорошо знали окружающий мир и знали, от чего им надо защищаться. Несмотря на то что эта сторона жизни мало изучена, можно сказать, что у нашего народа существовали понятия, чего нельзя делать и куда нельзя ходить в определенные дни. Один из таких дней приходится как раз на сентябрь, а точнее, на 27 число.
    Народный календарь полон всяких необыкновенных праздников и вроде бы непонятных примет, с ними связанных. Большинство из них, конечно, имеют свои параллели с православными праздниками, но встречаются среди них и такие, что, несмотря на общее или схожее название, по сути, однако, совершенно разные. Судите сами.
    27 сентября православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня как символа вечной жизни и знамения спасения.
    В народном календаре этот же день отмечен под немного другим названием - Сдвиженье. Казалось бы, небольшое изменение просто результат неграмотности и дикости тогдашнего населения. А вот и нет. День Сдвиженья - это день сдвига, сближения, соединения вместе. До сих пор жители деревень нашей области верят, что в этот день все змеи сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим им выползать и жить на воле.
    Так вот правило этого дня звучит так: "В этот день нельзя ходить в лес". Но, как это и бывает, правило существует для того, чтобы его нарушали...
    Вот что я обнаружила в своем архиве, накопившемся за время многочисленных фольклорных экспедиций кафедры русской литературы Тверского госуниверситета: "Да ходила я разок, дочка. Смелая я была. Ничего не боялась. Вот и пошла за грибами. Думаю, чего дома-то сидеть, грибы не сегодня-завтра померзнут. Потому и решила не откладывать. Взяла корзину и пошла. И вроде бы все ничего: грибов набрала и домой собралась уходить, как вдруг и увидела змей. И тут я чего-то и испугалась. В одну, другую сторону, так и путлялась по лесу. Да все куда ни выйду - везде змеи. Да не одна-две, а целые клыбки шевелятся. И шипят на меня. Не знаю, сколько я так по лесу болталась, но страху я тогда натерпелась. До сих пор вот помню".
    - На самом деле рассказов таких тьма, - выслушав меня, начал Алексей Геннадьевич. - Каждый рассказывает, что сам видел или от кого другого слышал. Что-то из этого правда, что-то нет. Клубки змей в этот день увидеть может каждый, но вот не каждому дано увидеть главного змея. Скажу честно, сам я не видел, но вот мой отец, тоже бывший в свое время лесником, много интересного про него рассказывал... Ну, начнем с того, что называют его все по-разному: кто просто ужом, кто летуном, а кто постарше, те кличут огненным змеем. Есть, конечно, и другие названия, но чаще называют именно так. Он хозяин всех змей, а те в свою очередь якобы во всем ему подчиняются. У него и приметы есть отличительные. Ну, во-первых, летать он умеет, отсюда и одно из названий. Когда летит, то на огненный шар вроде похож, а внутри его как будто что-то змеится. По размеру бывает, что и до двух-трех метров доходит. Но это только когда летит, а на земле он другой. На голове гребешок красный, по бокам небольшие кожаные крылышки, а по размеру вроде большой совы. Считается, что с ним можно подружиться, тогда он будет тебе в дом молоко носить. Я еще помню, как лет двадцать тому назад кое-кто выставлял крынки в открытое окно. Теперь-то, конечно, так никто не делает. Рассказывал мой отец и то, что могут эти змеи с женщинами жить. Если уж полюбит кого летун, то ни в жизнь ни одной женщине от него не отвязаться. Бывает даже, что и дети у них рождаются. Кто говорит, что змееныши, а кто утверждает, что могут и нормальные дети быть. Правда, отличие одно все же есть. Считается, что у них необыкновенно большие глаза, а когда они спят, то могут летать на спине или лежа на боку. Вот так. Хотите верьте, хотите - нет.
    - А что же все-таки на Сдвиженье в лесу происходит?
    - В этот день действительно все змеи сдвигаются в кучи и переплетаются в большие клубки. Так они толкуют меж собой: как быть и где зимовать. Вот тогда старший их, как раз тот, что с гребешком, им место и указывает. А вообще в лес в этот день советую не ходить. Змей на самом деле тогда много, и они очень агрессивные. Даже мой отец на что уж был лесником да и то старался в этот день выходить лишь в крайнем случае. Он говорил так: "Зачем лесу мешать. У него тоже есть свои дела. И это надо уважать".


Ирина ТАРАСОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru