Архив номеров


Еще Сент-Экзюпери говорил, что летчики - это цвет нации. На прошлой неделе мне еще раз пришлось убедиться в мудрости гениального писателя - я побывала на аэродроме "Змеево", где сейчас базируется авиакомпания "Вертикаль-Т". Вам не случайно показалось знакомым это название. Оно не один день гремело на всю Россию в июле этого года, когда экипаж компании был захвачен в Судане.
    
    ВОТ ТАК у нас всегда: если ты долго и героически трудишься, о тебе вряд ли узнают. Но как только случается скандал, это становится достоянием всего мира. Правда, в данном случае суперактивная работа средств массовой информации во многом помогла экипажу выбраться из рук военного (читай - бандитского) правительства. После суданской эпопеи руководство компании не знало, куда деться от настойчивых журналистов, атакующих аэродром. "Сейчас наконец-то утихла шумиха. Работаем спокойно, - говорил по пути в Змеево генеральный директор компании, полковник запаса, летчик первого класса Владимир Скурихин. - Наша компания специализируется на вертолетных перевозках двумя типами вертолетов: самым распространенным в России Ми-8 и самым мощным в мире Ми-26: при массе 29 тонн он способен перевозить до 20 тонн груза".


ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН И ЗА ИХ ПРЕДЕЛЫ

По прибытии на место я отправилась на вертолетную площадку, чтобы полюбоваться российской гордостью Ми-26, о котором уже была наслышана. Однако пришлось несколько умерить свой пыл. На площадке находились только несколько Ми-8, а все остальные были далеко. Так, вертолет, который попал в засаду в Судане, пробился и продолжает свою работу по обеспечению миссии Организации Объединенных Наций в Конго: компания является официальным перевозчиком ООН. Также вертолеты компании "Вертикаль-Т" обеспечивают миссию ООН в Сьерра-Леоне, проводят работу по оборудованию границы между Саудовской Аравией и Йеменом, тушат пожары в Греции и выполняют огромную массу других важных задач. В перспективе работа в Ираке в составе миротворческих сил - перевозка гуманитарных грузов. Все более популярными становятся авиационные экскурсии. Недавно закончился сезон полетов на озеро Селигер. Правда, заказывают такие экскурсии москвичи да иностранцы. Для тверитян пока это удовольствие дорогое. А богатые люди испытывают все больше симпатий к авиатуризму: один поохотиться на северных гусей захотел, другие жаждут лицезреть красивейшие места нашей необъятной родины: чтобы попасть на остров Врангеля, платят по 25 тысяч долларов.
    Вспомнил Владимир Скурихин забавный случай на Селигере: "Ждали мы группу. Расположились на бережку, рядом вертолет. К нам подходят крутые отдыхающие: "Ну, понимаем, на джипах, на лодках, но чтобы на вертолетах приезжали отдыхать!"


ВЕРТОЛЕТ-БОГАТЫРЬ - СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ЧИНУК

В 2002 году по заказу Министерства обороны США "Вертикаль-Т" с помощью Ми-26, который, кстати, военные летчики до сих пор называют "коровой", транспортировала два вертолета Чинук MH-47 BBC США, потерпевших аварию в горных районах Афганистана. Первым Ми-26 руководил командир экипажа Владимир Копчиков. Вся операция заняла 5 часов: летели на американскую базу в Баграм с двумя дозаправками, при этом опускали груз, отцепляли трос и садились. Ко второй экспедиции в Афганистан были уже более подготовлены. Вертолет пилотировал Владимир Скурихин. Пришлось заходить на Чинук трижды: густая пыль, поднимавшаяся столбом на высоту более 100 метров, мешала оператору увидеть цель. И кто после этого будет спорить о преимуществах Ми-26 перед Чинук! А ведь когда-то на специализированной конференции в ЛИИ имени Громова один выступавший доказывал, что Чинук в 35 раз лучше нашей "коровы". Без комментариев.


"ТЫ УЗНАЕШЬ, ЧТО НАПРАСНО НАЗЫВАЮТ СЕВЕР КРАЙНИМ..."

Но вовсе не эта уникальная операция, высоко оцененная мировыми военными специалистами, запомнилась Владимиру Скурихину больше всего, а случай, когда на Чукотке экипаж компании смог доставить ребятишек на Новый год к родителям. А было это так. "В позапрошлом году мы выполняли новогодний рейс 31 декабря, - рассказывает Владимир Скурихин, - в аэропорту Анадыря скопилось большое количество детей. Из Москвы до Анадыря они долетели, а из Анадыря до своего поселка долететь не смогли: замело самолетную полосу. Детишкам грозило в Новый год остаться без родителей. К нам обратились с просьбой. Хотя наш вертолет Ми-26 и не предназначался для таких перевозок, мы решили сделать новогодний подарок родителям и взяли на борт ребятишек. Помнится, был сильнейший ветер, пурга. Мы нашли дырку в облаках, снизились и сели прямо в поселок, потому как из-за пурги работники аэропорта не могли добраться до него и принять детей. Надо было видеть счастливые лица родителей, когда они набрасывались на детей. Чукотка до сих пор нас помнит".
    Помнит Север наших авиаторов не только поэтому. Обеспечение населения продовольствием, подготовка к зиме, газо- и нефтедобыча, перевозка бурового оборудования, разгрузка кораблей - все это в сфере внимания компании. Какова жизнь в условиях Крайнего Севера, может понять только тот, кто этой жизнью пожил. Вряд ли, например, мы сможем узнать, что испытывают жители чукотских поселков, отрезанных от "материка", по завершении навигации, когда вертолет привозит им так необходимые продукты. Испытания были и для самих летчиков. Как-то ночевали в вертолете (и до такого доходило, когда работали в поселке из полутора домов). Ночью бортоператор вышел на улицу, неподалеку основались птицы, овцебык и... белый медведь. Бортоператор в испуге нырнул в вертолет, а медведь внаглую стащил полтуши оленя и демонстративно съел его на льдине. Преподносила Чукотка и более приятные сюрпризы: однажды Владимиру Скурихину посчастливилось найти бивень мамонта.


БЕЗОПАСНА ЛИ АВИАЦИЯ?

"Почему сейчас так часто падают вертолеты?" - не удержалась я от насущного вопроса.
    "Они и раньше падали, - ответил Скурихин, - Просто это не показывали по всем телеканалам. Однако авиация была и остается одним из самых безопасных видов транспорта. А падают из-за непрофессионализма людей, которые работают в авиакомпаниях, многое зависит от организации, тренированности летного состава. Сейчас зачастую в управление авиационными компаниями идут те, кто не разбирается в авиации..." Однако, будучи генеральным директором компании, этот руководитель точно знает все тонкости летного дела, умудряется лично заниматься обучением и проверкой летного состава и продолжает летать сам.
    Познакомить меня с техникой согласился Владимир Копчиков, тот самый командир экипажа, который вытаскивал американский вертолет в Афганистане. Представившись, я спросила его: "Это вы заведуете летным составом?" - "Интересно как вы спросили! Звучит, как заведующий складом. В некотором роде, да: я командир летного отряда". С любовью к небесному другу Владимир Федорович показывал и рассказывал, для чего нужна каждая деталь в вертолете Ми-8. Он поведал о сотрудничестве с МЧС: как снимали с льдин рыбаков, как спасали людей с кораблей, потерпевших бедствие, как в первую чеченскую перевозили из Моздока раненых и беженцев.


"МНЕ БЫ В НЕБО..."

Путешествуя по миру, летчики очень неплохо умудряются совместить работу с личной жизнью. Так, потушив пожар на Кипре, штурман Владимир Гладыш привез туда свою невесту. Там они романтично обвенчались. Да, недаром поется: "Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков..."
    Выходя замуж за своих любимых, жены летчиков знают, на что себя обрекают. Они не видят мужей по три-четыре месяца. Когда же те оказываются дома, то по прошествии двух недель женщины слышат: "Куда бы в командировку слетать". А месяц отпуска для некоторых летчиков и вовсе кажется пыткой. И опять: из Африки на Чукотку, с Чукотки в Африку. "Это особенность нашей работы: дома хочется на работу, а на работе домой", - говорит Сергей Саитов - штурман, который недавно вернулся из командировки в Сьерра-Леоне, где вместе с пилотом Сергеем Чумаченко находился с апреля по август. Я спросила собирающихся в отпуск летчиков об их последней командировке. "Там как раз был сезон дождей: что ни день, то гроза. Причем высотой до 15 км. Верхом не пройти - приходилось с помощью локатора и других навигационных приборов находить обход", - поделились ребята своими впечатлениями.
    Большинство летчиков не забывают о спорте даже в командировках: кто-то утром при первой же возможности бежит трусцой, кто-то играет в теннис или волейбол, а кто-то предпочитает отдых поэкстремальнее: один бортоператор не страшился купаться зимой в Северном Ледовитом океане. Есть у летчиков и профессиональные приметы. Одна из них - не фотографироваться перед вылетом.
    Когда я прощалась с этим гостеприимным миром, миром, в котором нет места подвигу, потому как подвиг для этих людей - это вся их жизнь, генеральному директору компании Скурихину позвонил летчик из Душанбе с просьбой взять его на работу. Из трубки доносились обрывки фраз, а в звенящем голосе летчика была слышна такая тоска по небу... Тогда я прочувствовала то, о чем мне говорил Владимир Скурихин и о чем здесь знают все: если связал свою жизнь с авиацией, значит, навсегда.


Елена БУРЦЕВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru