Архив номеров


Реки Волга, Тверца, Тьмака - природой дарованное голубое ожерелье Твери. Вся иcтория города связана с ними. К сожалению, им не суждено было стать основными и важнейшими элементами городского ландшафта.


УБИТАЯ РЕЧКА

Война нарушила многие задумки, а в послевоенные годы город упорно поворачивался к рекам задом. Смутно видят наши реки и разработчики нового генплана Твери. По-прежнему нет единого взгляда на водное богатство города. А ведь в пределах его еще теплится жизнь десятка речек и ручьев, брошены бесхозные карьеры в Константиновке. Ушли в небытие ручьи Киликейский и Ильинский в Заволжье...
    Примером уничтожения речной сети Твери является многострадальная река Лазурь. Что знаем мы, тверитяне, о прошлом почти убитой реки?


БУЙНОЙ БЫЛА РЕЧКА ЛАЗУРЬ

Вплоть до середины ХIХ века река Лазурь существовала как единый, весьма солидный водоток, впадавший в реку Тьмаку справа, в том месте, где Тьмака ныне, в пределах города, делает петлю, резко меняя направление своего течения.
    Исток речки Лазурь, скорее всего, находился на высоте около 130 м над уровнем моря в болоте низинного типа, располагавшемся на плоской поверхности, окруженной невысокими сглаженными песчаными холмами. В настоящее время бывший исток Лазури - это участок, где от Московского шоссе влево (на запад) поворачивает автомобильная дорога, ведущая к отстойникам городских очистных сооружений. Устье речки Лазурь находилось буквально в 100 метрах к западу от современного здания торгового центра "Олимп". Самым убедительным подтверждением этого является "Геометрический план ложбины реки Лазурь, находящейся в арендном содержании иностранца Нобеля с сыновьями для устройства пароходства", составленный в 1859 году. Этот план был вычерчен в связи с тем, что компания "Нобель и сыновья" просила городскую Думу отдать в аренду устьевой участок речки Лазурь и примыкающие земли для сооружения дока под постройку пароходов. К сожалению, проект не был реализован.
    Во время снеготаяния и в периоды обильных осадков в речке было заметное течение. Ширина русла в устье достигала 7-10 метров и 3-5 метров в среднем течении. Во время весеннего половодья Лазурь становилась труднопреодолимой.


ЛАЗУРЬ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ

Первые строения на правобережье Лазури появились, вероятно, в конце ХIII века. Здесь, в районе современной улицы Базановой (Солодовой), находилась псарня, в которой во времена тверских князей (то есть до 1485 года) содержались охотничьи собаки, предназначенные для княжеской охоты.
    Уже в конце ХV века традиции княжеской охоты были разрушены, потребность в обученных собаках резко сократилась, и бывшие земли, и строения псарей перешли к охотникам. Вследствие сокращения промысловой дичи охотники все больше и больше стали заниматься сельским хозяйством. Постепенно вдоль дороги, по правому берегу Тьмаки и на берегах Лазури, строились деревянные дома посадских людей. Недалеко от среднего течения Лазури, где сейчас расположены Московская площадь и Смоленский переулок, находилась Ямская слобода (ныне улица Вагжанова). В ХVII веке в районе нынешнего Волоколамского проспекта был проложен Волоколамский тракт, и ямщики со своими постройками вдоль тракта непосредственно продвинулись к берегам Лазури. На рубеже ХVII-ХVIII веков ямщики стали строиться за Лазурью, на ее левобережье. Впоследствии на землях ямщиков стали селиться и другие граждане города. К концу ХVIII века почти все правобережные земли бассейна Лазури были застроены частными деревянными, преимущественно одноэтажными домами, а территория органично вошла в состав Загородного посада. По речке Лазурь проводилась официальная граница южной окраины города. Лес для строительства уже заготавливался на левом берегу Лазури. В результате в районе современной площади Капошвара образовалась огромная пустошь, получившая меткое название Разгуляй.
    Наиболее серьезные изменения были внесены человеком в течение ХIХ века. По-видимому, еще в самом конце ХVIII века вблизи правого берега Лазури был сооружен "солодовенный завод", от которого вся улица, шедшая вдоль правого берега реки, получила название Солодовой. В 1869 году осташковский купец Шишкин получил разрешение на строительство кожевенного завода у ручья Лазури. Завод был устроен на левом берегу, как раз напротив современных зданий Военного университета ПВО им. Г.К. Жукова. Выше по течению, также на левом берегу, примерно в том месте, где сейчас находится Областной комитет по экологии, действовал еще один кожевенный завод - Шкваркина.
    Застройка правобережья среднего течения Лазури завершилась к 1845 году, когда были построены первые каменные здания будущего юнкерского училища (ныне территория Военного университета ПВО им. Г.К. Жукова). На плане Твери 1852 года в ложбине, сопровождающей Лазурь, впервые показан широкий (до 15-20 саженей) стоячий водоем (пруд), который тянется от современной улицы Володарского на 75-80 саженей.
    Особо сильное влияние на состояние реки Лазури оказали построенные в разное время дамбы и насыпи. Самый первый земляной вал был насыпан в 1811 (или в 1812) году. Он протягивался от берегов Тьмаки (в районе современной гостиницы "Волга"), выходил под углом к Лазури и далее шел вдоль правого берега речки в ее нижнем и частично среднем течении примерно до современного Смоленского переулка. Вал, как и другие подобные сооружения в Твери, предназначался для защиты от наводнения строений по улицам Трехсвятской и Солодовой. Построенный вал стал препятствием для поверхностного стока в речку Лазурь. Крупные земляные работы впервые серьезно исказили пейзажный облик низовий Лазури.
    В самой середине ХIХ века во время строительства Николаевской железной дороги и станции "Тверь" от южной оконечности Трехсвятской улицы было проложено шоссе, ведущее к железнодорожной станции. При его строительстве была частично засыпана ложбина нижней части долины Лазури, а по сооруженной насыпи проведена дорога. В первоначальном варианте предусматривались сооружения для пропуска воды Лазури в Тьмаку. В связи с прокладкой трамвайных путей к железнодорожной станции в самом начале ХХ века насыпь была значительно расширена и усилена. Были нарушены пропускные сооружения, и сток Лазури в Тьмаку практически прекратился.
    В 1854 году городская Дума рассмотрела вопрос "Об устройстве бульвара по берегу Лазури". Были выделены 552 рубля 62 копейки для посадки деревьев и обустройства прогулочных мест. Идея не была реализована из-за негативной реакции столичного начальства. Кроме того, в конце ХIХ - начале ХХ века на нижнем пруду в долине Лазури (напротив улицы Трехсвятской) зимой устраивался каток.
    Самым серьезным событием, окончательно разрушившим природный комплекс Лазури, было строительство товарной железнодорожной ветки от станции "Тверь" до дровяных складов и мукомольной мельницы братьев Коняевых, которые находились на берегу Волги в районе стадиона "Юных пионеров". Строительство началось в 1863 году и завершилось в 1869 году. В результате строительства долина Лазури была еще раз перекрыта широкой насыпью, теперь уже в районе выхода улицы Володарского к берегу реки.
    По насыпи, а далее по городскому валу, тянувшемуся вдоль реки по ее правому берегу, были проложены рельсы и шпалы. Товарная железнодорожная ветка, миновав Смоленское кладбище, пересекала Московское шоссе, поворачивала на север в Вокзальный переулок и уходила к Волге. После строительства железнодорожной ветки и насыпи для нее река еще раз была подпружена, и течение в реке прекратилось. Водоем стал существовать как система мало связанных друг с другом стоячих прудов, в которых отсутствовал видимый сток.
    После строительства Николаевской железной дороги территория между железнодорожной станцией и долиной Лазури стала активно заселяться. И после долгих возражений со стороны Думы в 1886 году эти земли все-таки были включены в городскую черту.
    В первой половине ХХ века системе расчлененных водоемов-прудов Лазури был нанесен еще один удар. Эти пруды косвенно были задействованы в ходе масштабного строительства городской канализации и городских очистных сооружений. В 1925 году был разработан проект городской канализации, а на следующий год приступили к ее строительству. Первая очередь была построена уже в 1930 году. Главный коллектор начинался в районе Пролетарки и шел на восток, сравнительно недалеко от системы прудов Лазури, к Большим Перемеркам.


ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Многочисленные серьезные инженерно-технические работы проводились в бассейне и долине Лазури в последние полвека. Идут они и сейчас. Так, ближний к Тьмаке пруд обступили с северной и южной сторон громады многоэтажных домов.
    Сохраняется идея продолжения строительства дороги по набережной Лазури от Смоленского переулка до Тверского проспекта. Эта трасса от Московского шоссе должна была подойти к проектируемому мосту через Волгу в районе Санкт-Петербургской заставы. Необходимость его очевидна, но его строительство затронет транспортную сеть Затьмачья, поставит вопрос о транспортной развязке чуть севернее "Олимпа". Все это требует изучения проектной и технической документации всех построек по берегам прудов - реки Лазурь.
    Эти пруды с их огромным водным зеркалом - основа возрождения реки Лазурь. В идее создания народного парка им отведено много места.
    Действительно, в центре города есть условия для создания огромной зоны отдыха, включающей всю долину Тьмаки и реку Лазурь. Существующий парк Победы, полубесхозный сейчас, может стать гидропарком от улицы Трехсвятской до улицы Орджоникидзе и далее до Московского шоссе. Между последними находится огромный заброшенный зеленый массив. Экология города потребует этой работы. В генплане Твери этим территориям должно быть уделено особое внимание. Сюда следует привлекать частный капитал, сдавая в аренду участки для строительства предприятий отдыха и развлечения в рамках единого плана. Уже сейчас без особых затрат можно устроить лодочную станцию для детей на водоеме, примыкающем к парку Победы, а зимой - общегородской каток.
    В задыхающемся от грязи и автомобильных выбросов центре города, где наперечет каждое зеленое дерево, держать в туне десятилетия Богом данное богатство - сущее безобразие отцов города и нас, жителей города.


Александр ДОРОФЕЕВ,
    Юрий ШАРКОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ и из архива Н. ВОЛКОВА


Еженедельник "Караван" начинает конкурс для любителей и знатоков истории тверского края. Вашему вниманию предлагается 7 вопросов, которые будут напечатаны в 7 номерах нашего издания. Сегодня мы публикуем первый вопрос. Следующий вопрос будет опубликован в № 41 (от 8 октября).
    Если вам известен ответ на этот вопрос, заполните предложенный купон участника конкурса, вырежьте его и опустите в любой почтовый ящик города и области без конверта и марок. Три самых активных участника конкурса, приславшие правильные ответы на наши вопросы, будут награждены подарками после подведения итогов в канун Рождества.
    Ответы на каждый из семи вопросов вы можете присылать в течение всего времени проведения конкурса, т.е. до 7 января 2004 года.
    
    ВНИМАНИЕ! ПЕРВЫЙ ВОПРОС!
    

    Какой тверской князь был назван "великим князем Всея Руси"?


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru