Архив номеров


Говоря о прогрессе, о развитии экономики, вряд ли стоит ограничиваться только обсуждением внедрения новой техники, разработки и реализации суперсовременных технологий. Ведь существует и еще одна, не менее важная составляющая любого производства, - человеческий фактор, люди, персонал. К которому в нынешних условиях предъявляются не менее высокие требования, нежели к неодушевленному "железу". Именно люди создают новую продукцию, обеспечивают компании "Афанасий-пиво" позиции лидера тверской экономики.
    Об этом - монолог Максима ЛАРИНА.


О РЫНКЕ ЛЮДЕЙ...

Если посмотреть на динамику развития рынка, то мы увидим, что экономика начинает расти. А людей, которые должны обеспечивать дальнейший рост, брать неоткуда. Производство реконструируется, а на рынке почти нет инженеров.
    Кроме того, рядом с нами огромный мегаполис - Москва, и там по сравнению с Тверью экономика развивается семимильными шагами. Поэтому крупные компании закупают хороших специалистов.
    А для нашей молодежи Москва является символом успеха. Никто не рассчитывает, что уровень жизни там намного дороже, и те деньги, которые они получают там, там же они и тратят. Кроме того, фактически приходится менять деньги на время, на здоровье: как правило, семья остается здесь, в Твери, а люди ездят работать туда и обратно.
    Что касается нас, "Афанасий-пива", то нам приходится конкурировать с крупными западными компаниями. И для того чтобы держаться на этом рынке, мы вынуждены применять современные технологии во всем, а для этого нужны люди. Поэтому персоналу мы всегда уделяли большое значение, а сейчас попали в список фирм, из которых кадровые агентства вытягивают персонал. Люди от нас все-таки уходят в Москву. "Афанасий-пиво" является этаким трамплином для дальнейшего роста.
    Если мы платим тысячу долларов, то в Москве платят 3-5 тысяч долларов. Московские компании не вкладывают деньги в подготовку специалистов, а просто уводят их от нас. Вот в этом главная проблема региональных предприятий.
    Вы скажете, давайте вы им будете платить так же, как в Москве, - это единственный правильный выход. Ну а какие у нас тогда будут конкурентные преимущества? Поэтому мы стараемся платить намного выше рыночной ставки здесь, в Твери, но все-таки ниже, чем в Москве. Мы подбираем молодежь "зеленую", но с желанием учиться, у которой есть амбиции, которая хочет сделать карьеру. Когда эти ребята вырастают, многие из них остаются, потому что привыкают к коллективу. Ну и тогда мы стараемся их поощрять результатом, то есть успехом от прибыли, от объема реализации.
    Бывает, конечно, что их карьерный рост ограничен, если несколько человек попали в одну струю и одновременно. И тогда они, получив лучшие предложения, от нас уходят. Не секрет, что наши специалисты, руководители, работают на многих тверских предприятиях. И на Мелькомбинате они работают директорами, и на "Витексе" работают. Не все поверят, но - здесь нет никакого лукавства - школа "Афанасий-пива" уже себя зарекомендовала.
    На нашем рынке сейчас так: опытных профессионалов расхватывают сразу, а толковых выпускников не видят, о них не знают, и "выращивать" никто не хочет, потому что в бизнесе время очень дорого. Но у нас нет другого выхода. И мы считаем, что вложение сил и ресурсов в персонал - самое эффективное. Поэтому мы ищем людей, которые ценны тем, что они трудоголики. Это достаточно сложно, в большинстве случаев у нас молодежь, к великому сожалению, ничего не хочет. Людей, которые хотят работать, не очень много, это такие изумруды, что ли... Они рождены такими, вне зависимости от того, как они воспитывались, чему они учились, какое у них образование. У них есть потребность трудиться, они просто непоседы. Вот таких мы как раз отбираем и, независимо от того, есть у нас вакансия или нет, создаем для них рабочие места, стараемся их растить. У нас молодой человек, попав на предприятие, в течение года вырастает в хорошего руководителя маленького звена, и нескольких лет достаточно для того, чтобы он стал серьезным руководителем. А за три-четыре года он становится топ-менеджером, и его приглашают работать куда-нибудь в "Лукойл", в "Сименс", в банки.


О ШКОЛЕ ЛАРИНА...

Самое главное, чему мы учим, или, скорее, даем возможность учиться, это - думать и реализовывать себя. У нас все просто: мы разработали бизнес-процессы. Придя простым специалистом, человек знакомится с бизнес-процессом, узнает, что ему нужно делать, к кому нужно обратиться, что нужно подготовить, кому отправить, у кого спросить, куда какой договор положить, что потребовать и в течение какого времени. Дальше, если он инициативный, он говорит: "Ребята, вот здесь в вашем процессе нестыковочка. Надо бы его изменить, и тогда легче будет работать". Мы его сразу на заметку - значит, это инициативный человек. Мы ему даем возможность проявить инициативу, несколько человек в помощь, в подчинение, ставим задачу. Причем задача ставится в плане, то есть это оценивается, и он знает, что если у него получится, то он эту задачу реализует на практике. То есть увидит результат своего труда.
    Единственное, на что требуется время, это опыт, поскольку опыта мы привить не можем. Поэтому умению управлять людьми учатся на своих ошибках. Если человек делает ошибки - не беда. Единственное, потом у меня, например, вызывает некоторую обиду, разочарование то, когда специалиста выращиваешь-выращиваешь, а потом - раз, и он уходит.
    Поэтому сейчас я думаю, если не можешь с этим мириться, надо изменить свое отношение к этому. Создать поток, школу. То есть если заранее знаешь, что эти люди рано или поздно от тебя уйдут, то реализуешь себя именно в подготовке, то есть в обучении. Я хочу уделить созданию "школы "Афанасия" особое внимание, потому что я считаю, что самое толковое, что может делать менеджер, это побуждать людей к действиям, к работе.
    Управлять предприятием мне уже не интересно. Потому что есть выращенные менеджеры, специалисты, которые все делают. Значит, мне нужно просто выращивать людей, это то, что я умею делать, и то, что у меня получается. Выращивать специалистов, причем достаточно интересных профессий. Ведь на многих предприятиях в городе о них, в общем-то, и не слышали.
    Вот, мы все говорим "маркетолог" - на самом деле никто не знает, кто это такой. Мы говорим "менеджер", и все думают, что менеджер - это тот, кто что-то где-нибудь продает. Менеджер - это же руководитель, это тот, кто управляет! Раньше думали, продавец - что-то такое в зеленом или в синем халате. Но сейчас мы, слава Богу, стали понимать, что продавать - это самое главное. В нашем мире коммуникации нас просто давят: телевизор включаешь - там десять каналов, плюс радио, газет целая куча - мы вообще не улавливаем то, что пишут. Информация идет мимо нас, поэтому донести до народа определенную задачу, определенную информацию очень сложно, а в этом и состоит умение продавать.


О СЕБЕ...

Я обыкновенный инженер-механик. Учился в Москве. Мне просто в свое время повезло. Потому что учился в институте тогда, когда началась рыночная экономика. Поэтому школу бизнеса я прошел, в общем-то, на практике. Если бы я был постарше и были бы знания, то, я думаю, что наше предприятие сейчас входило бы в какой-нибудь холдинг, созданный мной. Но я тогда был студентом, и знаний у меня таких не было, практики тоже не было. Я учился на собственных ошибках. И слава Богу, что мне отец дал возможность делать ошибки, дал возможность реализовывать себя на практике. Поэтому тогда, когда передо мной встали задачи создать новую торговую марку, я задумался: а как это можно сделать? Когда мне нужно было создать дистрибьюторскую сеть, пришлось читать литературу, чтобы понять, как это делается. То есть знания у меня из практики, а не из теории. А теория, конечно, из книг. Приходилось много читать.
    Есть такая система в управлении персоналом, называется она "оргпроектирование". Сложное название, но все очень просто. В то время был очень известен профессор Кондратьев, мы его пригласили, он принес свои книжки "Семь нот менеджмента". Мы прямо на предприятии проводили семинары! Тем самым начали готовить свой персонал. В общем, это по крупицам складывается: оттуда взял, отсюда взял... А кроме того, мне все-таки пришлось много ездить за границу, и когда нужно было технически перевооружить весь завод, то вот эти знания я приобрел там. Там же все ушло на сто лет вперед по сравнению с нами.
    Сейчас у нас на предприятии, к счастью, создано правление, которое взяло на себя ответственность по управлению предприятием и ответственность за его судьбу. Всегда сложно для руководителя переложить вот эту ответственность на других людей, всегда думаешь, что сделаешь лучше. На самом деле это не так. Сейчас как раз и удалось так сделать, что я дистанциировался от управления, чтобы мои менеджеры работали самостоятельно. А я хочу выращивать людей, выращивать менеджеров, создать школу, обеспечивающую в том числе и нас кадрами.


О ВОДЕ "53 ЭЛЕМЕНТ"...

Все было просто: йода у нас в области действительно не хватает. Есть поваренная соль йодированная, такая мелкая соль, специально с добавкой йода, но йод там не хранится, он испаряется сразу. Кроме того, всем известно, что при нагревании йод тоже испаряется. Можете провести такой эксперимент: взять медицинский йод и пролить его на белую рубашку. Через день-два вы не обнаружите там ровным счетом ничего, то есть сам йод, активный элемент, окисляется и улетучивается. Так вот мы целый год искали, как сделать так, что бы йод не только сохранялся в упаковке или в открытом виде, но еще и не испарялся и при нагревании. И наши химики в лаборатории вместе с институтами: Новосибирским, Московским и Питерским - разработали специальную добавку, соль йода. Соль называется йодат, она сохраняет все свойства йода и никуда не пропадает. И, самое главное, не дает привкуса йода. Мы надеемся, что люди об этом узнают и станут покупать эту воду, потому что она действительно решит очень многие проблемы здоровья.
    Кроме того, мы проводим сейчас эксперимент с медиками: определенную партию каждую неделю отправляем в школу, дети пьют эту воду, и статистика каждый месяц фиксирует состояние здоровья детей - как работает сердце, щитовидная железа и другие органы. И вот в течение года эта статистика будет накоплена.
    Мы постоянно думаем над тем, как создать такой продукт, который бы сразу же полюбился потребителю и был бы еще и полезным. Сейчас многим известно, что "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" - ненатуральные продукты. И может быть, тверичи помнят, совсем недавно в Бельгии, а потом в Австралии было массовое отравление. И вот эта проблема нас навела на мысль, что надо создать экологически чистый продукт из натурального сырья, без химии, без концентратов, без этих ароматизаторов. Мы сейчас думаем над рекламной концепцией, вкус у нас уже оттестирован, мы знаем, что это. Я не буду называть, только скажу, что это российские традиции. Но название будет новое, о нем никто еще не знает, мы его сейчас разрабатываем и постараемся сделать его молодежным, тем самым собираемся поконкурировать немного с "Кока-Колой". Это будет продукт в очень красивой стеклянной упаковке, мы постараемся его сделать и модным, и русским.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru