Архив номеров


Не слишком популярны сейчас среди молодежи профессиональные училища, по старинке называемые ПТУ: вчерашние школьники скорее пойдут учиться на экономиста или юриста в какой-нибудь экспериментальный колледж новейших технологий - главное, чтобы название заведения сваливало всех знакомых с ног. А тем временем на рынке труда и так уже не знают, что делать с армией новоиспеченных знатоков экономики и юриспруденции. Вы только представьте, каково будет жить в мире служащих. Кто будет делать им прически, шить одежду? Может, тогда вспомнят о скромных ПТУ, которые, несмотря на все перемены в нашем обществе, продолжают делать, на первый взгляд, не слишком заметное, но такое нужное дело - готовить мастеров-профессионалов.
    
    ТАК, В НЫНЕШНЕМ году исполняется 60 лет с тех пор, как впервые открыло для ребят свои двери профессиональное училище №2 города Твери. Приблизившись к такому солидному возрасту, училище взволновано предстоящим юбилеем и изо всех сил старается достойно подготовиться к событию.


"А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ..."

Еще не вся территория Калининской области была освобождена от немецких захватчиков, а жители Калинина взялись за восстановление своего любимого города. Тогда же, в декабре 1943 года, в здании из красного кирпича на улице Маршала Буденного, которое совсем недавно было жилым домом, открылось специальное ремесленное училище №23 для девочек. 6 декабря на занятие пришли 500 девочек-сирот 12-13 лет, чьи отцы погибли на фронте, а матери, родные и близкие - от бомбежек. Преподаватели окружили девочек вниманием и заботой, и с того далекого времени такое трогательное отношение стало доброй традицией в училище.
    Училище росло и расцветало, когда-то здесь обучалось до 700 человек. В советское время училище не раз занимало призовые места в различных выставках и соревнованиях. И несмотря на то что сейчас здесь всего 200 учениц, они продолжают держать марку - участвуя и побеждая в конкурсах, показывая свое мастерство.
    Моими экскурсоводами по училищу стали два человека. Первая из них - это Любовь Фрейман, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Юрист по образованию, Любовь Валентиновна работает здесь два года и, как я заметила, успела очень прикипеть душой к училищу. Второй мой проводник - Антонина Ивановна Сытина, старший мастер и воспитанница этого училища, проработавшая здесь 21 год.


"Я ТЕРЯЮ КОРНИ..."?

Ко дню торжественного празднования юбилея в училище откроется музей. "История училища будет преподаваться в контексте истории моды и страны, - делится своими мыслями Любовь Фрейман, главный организатор музея, - мы расскажем о том, как перемены в жизни страны отражались на жизни нашего училища. Нам хочется, чтобы дети знали о своих корнях больше, чтобы тем, кто связан с училищем, было куда прийти".
    Пропетляв по многочисленным коридорам, мы наконец приблизились к заветной двери с вывеской "Древняя Тверь". За ней небольшая комната с самыми разнообразными вещами, назначение некоторых из них человеку несведущему совершенно невозможно угадать. В скором времени эта комната станет первым из двух залов музея - все предметы, свидетельствующие о жизни наших предков начиная с глубокой старины и до 1943 года, станут музейными экспонатами. Второй зал будет рассказывать непосредственно об истории училища: он будет посвящен 60-летнему периоду - 1943-2003 годам.
    "Начали мы собирать экспонаты в конце прошлого учебного года, - продолжает Любовь Фрейман, - сначала не было энтузиазма, но когда стали появляться очертания будущего музея, почувствовали азарт. Подключился и педагогический коллектив, и ученики: все ищут - у знакомых, на чердаках. Каково узнавать о прошлом по вещам, которые нашел сам, может знать только тот, кто испытал это необъяснимое чувство прикосновения к прошлому. Сейчас я покажу вам одну вещь. Попробуйте сказать, что это".
    Я пыталась придумать, как могла бы употребить огромную соломенную сумку (сейчас такие как раз в моде). Но даже учитывая то, что я смогу положить в нее все, что нужно на пляж, места в ней оставалось еще для меня самой. Да и трудно представить себе крестьянок в начале века, которые набирают с собой огромное количество вещей, чтобы искупаться. Как выяснилось, вспомнили свое крестьянское детство бывшие работники училища - с такой сумкой крестьянки шли по полю и подбирали оставшиеся от уборки урожая колоски. Не смогла я узнать и деревянное приспособление, которое наши прапрабабушки использовали для глажения белья. Старинные иконы, действующий патефон, который обязательно заиграет на открытии музея, журналы мод довоенного времени, откуда и сейчас черпают вдохновение мастера, получая в итоге довольно современные вещи, и, конечно, "Зингер" - тот самый, настоящий. Не хочется пока раскрывать всех секретов...
    В "Книге общеполезных советов и сведений" под редакторством Гоголя и Толстого - одном из экспонатов музея - я нашла такую мысль: "Жалобы можно назвать орудиями бессилья. Их не должно употреблять хотя бы из самолюбия". Очень актуально для училища №2: здесь действительно предпочитают не жаловаться, а заниматься делом.


БЕЗ РАБОТЫ ШВЕЯ НЕ ОСТАНЕТСЯ

В другой своеобразный музей - на выставку лучших работ под названием "Панорама творческих дел учащихся" - меня проводила Антонина Сытина. Здесь представлены лучшие изделия мастериц - множество изделий с применением самых разнообразных техник: вышивки, лоскутного шитья, аппликации и многих других. Всю эту красоту ученицы создают под руководством опытных педагогов, большинство из которых выпускницы училища: более 20 лет проработали здесь Валентина Зущик, Валентина Груздова, Алла Золина, Любовь Улимова, Ольга Каскина. Долгое время трудились здесь выпускницы первых лет, преподаватели старой закалки Нина Николаевна Майорова, Валентина Петровна Беляева, Алевтина Арсеньевна Григорьева.
    Сейчас в училище обучают по четырем специальностям: портной, закройщик, швея, парикмахер. Собираются открыть и новые специальности: растениеводство и цветоводство, настройщик швейного оборудования. Училище сотрудничает со швейной фабрикой, Домом моделей "Кора" и другими предприятиями Твери.
    Во время своего посещения училища я не заметила ни одного юноши. Хоть мальчишек здесь и немного, говорит Антонина Сытина, зато какие! Многие выпускники-мужчины становятся предпринимателями и возвращаются в родное училище за квалифицированными кадрами для своих фирм. Что касается трудоустройства, то профессия швеи, например, сейчас очень востребована. Швейная отрасль в последнее время активно развивается, и не устраивается после окончания училища только ленивый. А для тех, кто не пошел по этой стезе, эта профессия не раз пригодится в жизни.


Елена БУРЦЕВА
    Фото автора


Наконец ученики филиала 12-й школы отпраздновали новоселье в специально подготовленном для них здании бывшего детского сада, что на Желябова, 58. Новый учебный год стал для них самым долгожданным и счастливым. Этого переезда ждали с нетерпением и педагоги, и сами дети, потому что условия, которые им были предоставлены с момента отделения от основного корпуса школы, оказались ужасными. Ребятам в возрасте 7-10 лет приходилось покорять мир знаний, занимая два этажа, находящихся в аварийном здании на Советской, где постоянно возникали всякого рода проблемы, например, с водопроводом, не говоря уже о неприспособленных для проведения уроков маленьких кабинетах. Теперь же все это позади, и можно взглянуть назад с легким сердцем. Что и делает учитель Ольга Викторовна КРИВЦОВА, посвятившая свою жизнь преподаванию в начальной школе.
    
    - Вас все устраивает в новом здании?
    
- Конечно. У нас здесь прекрасная мебель и приятная светлая цветовая гамма в кабинетах, парты подходят по росту ребятам, также в нашей школе есть своя столовая, свой медицинский кабинет и хороший спортивный зал.
    - А почему начальная школа вынуждена была отделиться от основного здания? Оставались бы в основном корпусе, и не было бы никаких проблем.
    
- Дело в том, что мы всегда учили много детей, поэтому возникла нехватка посадочных мест. И десять лет назад было принято решение об отделении начальной школы в другое помещение. К тому же я считаю, что маленьким детям лучше учиться отдельно от старшеклассников. Здесь у них свой мир, ребята все вместе, и их никто не обижает.
    - А много детей учатся в филиале?
    
- Сейчас у нас почти 30 классов, из них только первых шесть.
    - Коснулись ли вас школьные реформы?
    
- Да, и в первую очередь новая система образования. Если раньше ребята проходили курс начальной школы за три года, то теперь за четыре. Это более мягкий темп увеличения нагрузки на детей. И в течение первых двух лет мы не ставим им оценки. Изменились учебники. Например, раньше был букварь, теперь азбука. Замечательный, на мой взгляд, учебник математики. Он включает в себя задания на логику, на развитие абстрактного мышления. Раньше подобные упражнения приходилось придумывать самим, теперь же все есть в учебнике. С первого класса ввели новый предмет - риторику. И малыши уже сейчас учатся правильно и красиво говорить. Усовершенствовались прописи. Теперь их стало четыре. Маленьким детям сложно писать шариковой ручкой, так как у них плохо развиты мелкие мышцы, поэтому сначала они работают с карандашом и лишь затем постепенно переходят к письму ручкой.
    - Как проходит обычный день в школе?
    
- Каждый день по четыре урока. Продолжительность одного занятия - сорок минут, перемены - пятнадцать. При желании ребенок может посещать факультатив по английскому языку. А у первоклассников мы ввели пятидневку.
    - Высидеть 40 минут для маленьких детей - это просто пытка. Предусмотрены ли переменки по ходу урока?
    
- Да, обязательно. Дети очень устают. В первом классе мы проводим во время занятий 2-3 физкультминутки. Сейчас существуют интересные методики, например, упражнения для пальцев, для глаз.
    - Большой конкурс при поступлении в вашу школу?
    
- Нет, мы берем всех детей, из нашего района абсолютно всех, а при наличии свободных мест вообще со всего города. Единственное, они только проходят тестирование. Психолог сразу определяет уровень развития ребенка и готовность его к школе.
    - Что происходит после окончания детьми четырех классов?
    
- Они переходят в основной корпус школы и выбирают один из шести профилей по желанию родителей. Пишут заявление, в каком классе они хотели бы учиться, например, в физико-математическом, лингвистическом, гуманитарно-экономическом.
    - Есть ли проблемы с адаптацией детей в новой, взрослой среде?
    
- Нет, преподаватели старших классов учитывают их переход и создают ребятам щадящие условия для дальнейшего обучения.
    Что ж, остается поздравить малышей с новым "местом жительства". Ведь теперь у них есть все самое необходимое, чтобы получать знания и учиться жизни с самого юного возраста. И благодаря таким чудесным преподавателям, как Ольга Викторовна, горячо любящая свое дело, они обязательно вырастут в яркие индивидуальности и никогда не забудут свои первые четыре года учебы в "маленькой стране".


Оксана МОСКАЛЕНКО
    Фото Елены БУРЦЕВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru