Архив номеров


Вопрос, прозвучавший в заглавии статьи, на самом деле чрезвычайно актуален. В Министерстве образования серьезно подумывают над введением в учебную программу школ такого предмета, как основы православной культуры. Возможно, вы до сегодняшнего дня и не подозревали о грандиозных планах наших чиновников от образования, но будьте готовы к тому, что вашему ребенку, вероятно, вскоре придется посещать подобные уроки и изучать Библию как учебник.
    Кстати, курс ОПК (основы православной культуры) еще не преподается в школах, но по этому пока загадочному предмету уже вышел учебник Аллы Бородиной, который так и называется "Основы православной культуры". Учебник был издан в 2002 году тиражом 10 тысяч экземпляров, но грифа Министерства образования на нем нет. Все бы ничего, сейчас всяческой околоучебной литературы без грифа Министерства, предлагаемой школьникам как учебная литература, полным-полно. Однако активисты Общероссийского движения "За права человека" при изучении данного учебника посчитали, что он содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию межнациональной розни. В результате правозащитники направили иск в суд, а детальным изучением текстов учебника А. Бородиной занялась прокуратура.
    
    Мы решили на страницах "Каравана" обсудить вопрос о введении ОПК в учебную программу школ и обратились к священнику храма Воскресения (Трех Исповедников) Льву Семенову.
    - Отец Лев, в последнее время в обществе немало говорят о введении в программу общеобразовательных школ новой дисциплины, непосредственно касающейся православия. Что именно будет вводиться и на какой стадии этот процесс в настоящее время?
    
- Действительно, в российском обществе уже более года ведутся об этом горячие, а порой и искусственно подогреваемые споры. Скажу сразу, что на самом деле уроки Закона Божьего вводить в школах никто не собирается, поскольку это противоречило бы принципам светского государства и было бы обучением религии в учебных заведениях. Речь идет о курсе, который называется "Основы православной культуры". То есть это курс познавательный, просветительский, позволяющий тем, кто является россиянином и постигает в школе прошлое своего Отечества, ознакомиться с историей своей культуры, познать ее православные основы.
    По большому счету, говоря о русской литературе, русской музыке, русской живописи, русской архитектуре, невозможно не замечать того православного начала, которое всегда неизменно проявляло себя в творчестве выдающихся мастеров слова, зодчих, композиторов, живописцев.
    - Следовательно, можно сказать, что речь идет об изучении истории православия в России?
    
- Точнее, о роли православия в истории отечественной культуры. И надо сказать, что в то время как общество порой не замечает проникновения в школы различных тоталитарных сект, вокруг введения в школах курса основ православной культуры развернулась настоящая борьба. Причем противники этого курса (я думаю, что можно, не ошибаясь, назвать их также и противниками православия, религии и вообще религиозной нравственности) делают элементарную подстановку. Они сознательно вместо курса основ православной культуры говорят о курсе Закона Божьего или пытаются даже сам курс основ православной культуры представить как некое обучение религии. Это их главный аргумент, причем аргумент нечестный, поскольку основывается он на логической подстановке, замене понятий.
    В то же время такой всемирно известный властитель дум русского народа, российской интеллигенции, как ныне покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, являвшийся блистательным знатоком и пропагандистом древнерусского культурного наследия и при этом совершенно не чуравшийся иных культурных влияний, всей системой своих трудов и высказываний постоянно подчеркивал то православное начало, которое лежит в основе нашей культуры. Такого же мнения придерживается и ныне здравствующий академик Сергей Сергеевич Аверинцев, который всей совокупностью своих трудов, начиная от поэтики ранневизантийской литературы, показывал, как в нашу современную культуру проникло православное понимание, видение мира. Да и тот, кто преподает в школе или вузе историю русской литературы, историю русского искусства, не может уйти от духовных исканий Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Достоевского. Нужно быть слепым, чтобы не увидеть того православного начала, той религиозной проблематики, которая лежала в основе творчества деятелей русской культуры.
    Я понимаю, что мы живем в свободном обществе, люди могут выбирать свою мировоззренческую ориентацию, они могут быть верующими или неверующими. Но даже убежденный атеист не может не понимать, что более чем тысячелетняя русская культура в своей основе имела православное начало. Это факт истории.
    - Как я понял из ваших слов, на уроках по изучению православной культуры дети молиться не будут. А что конкретно будут они изучать на этих уроках?
    
- Школьники будут на этих уроках изучать историю культуры, знакомиться с многими понятиями, которые ввиду нашего более чем семидесятилетнего отлучения от нормального православного образования привели к страшному вакууму в сознании современного человека. Пользуясь этим вакуумом, к нам активно вторгаются чуждые явления западной массовой, сниженной псевдокультуры. Да и не только западной, но и восточной. Тот же индуизм доходит к нам даже не в классическом варианте, а в виде псевдоиндуистских сект. Сознание современного человека заполнено понятиями кармы, ауры, различных эзотерических понятий. А то, что исторически составляло базу русской духовности, остается сегодня неизвестным. Что касается вопросов научения религии, то для этого есть храмы, проповедь, миссионерская деятельность православного духовенства. Когда же мы касаемся введения в школах курса основ православной культуры, то речь идет только об элементарном просвещении в области культурного наследия наших отцов и дедов.
    Если же говорить о конкретных шагах, то очень плодотворной является совместная инициатива Тверской епархии и Департамента образования Твери, осуществляемая на базе Института усовершенствования учителей. С 15 сентября уже в третий раз в Институт съедутся на пятидневные курсы преподаватели основ православной культуры.
    - Кто же они, преподаватели нового курса: учителя или священнослужители?
    
- В подавляющем своем большинстве это светские преподаватели школ, которые в силу своей склонности, своих интересов и профессиональных знаний, будучи историками или словесниками, хорошо и глубоко знают родное культурное отечественное наследие и готовы преподавать этот курс. Задача пятидневных курсов в Институте усовершенствования учителей - оснастить их методическими приемами, раскрыть в соответствии с рекомендательным письмом Министерства образования РФ специфику нового курса. Есть уже и соответствующие учебники, например, учебник Аллы Бородиной, вокруг которого разгорелись большие споры, другие учебные пособия.
    - На этих пятидневных курсах пройдут подготовку преподаватели из всех тверских школ?
    
- Приглашаются все, но пока состав относительно небольшой. Видимо, откликнулись те школы, где это преподавание уже начато.
    - Преподавание ведется факультативное или как основной предмет?
    
- Соответствующие документы, вышедшие из Министерства образования, рекомендуют на усмотрение дирекции школ либо введение этого курса как факультативного, либо как курса по выбору в зависимости от пожеланий родителей учащихся и их самих. Надо полагать, новый предмет будут изучать дети из православных семей. Но я не вижу большой опасности и в том, если ребенок из семьи, не считающей себя православной, познакомится с религиозными основами культуры, в недрах которой он живет и общается. Сошлюсь на пример из собственной жизни. Я родился в Казани, городе как минимум двуязычном и двунациональном - русском и татарском. Среди моих школьных друзей были дети как из православных, так и из мусульманских семей. И я, человек, выросший в православной традиции, интересовался исламом с чисто познавательной точки зрения. Также человеку, даже не принадлежащему к православному кругу, общаться с православными людьми просто полезно, чтобы лучше узнать своих ближайших сограждан. Мы ведь живем не на необитаемом острове, а среди людей разных национальностей и разных вер. И чем мы лучше будем знать друг друга, тем меньше будет почвы для конфликтов и недоразумений.
    
    А ВОТ ОТВЕТЫ тверских педагогов по поводу введения в школах курса православной культуры говорят если не об опасениях, то о неосведомленности последних в данном вопросе.
    Так, директор средней школы №7, которая находится в микрорайоне "Юность", Алевтина Корнилова считает, что введение нового курса в школе возможно только в виде факультатива. Что же касается педагогов ее учебного заведения, то, по словам Алевтины Борисовны, они совершенно не в курсе вопроса и поэтому ничего газете сказать не могут.
    Наталия Юрьевна САЛЬНИКОВА, преподаватель истории с 15-летним стажем из средней школы №16, не побоялась ответить на вопросы "Каравана".
    - Наталия Юрьевна, изучаются ли в вашей школе в настоящее время основы православной культуры и как вы лично относитесь к введению этого нового предмета?
    
- Пока это нас не затронуло. Что же касается лично меня, то я отношусь к этому настороженно, потому что считаю, что в школе должно изучаться не только одно православие, а история религии вообще и, может быть, даже в рамках мировой художественной культуры. Упор же на одну религию, с моей точки зрения, чреват негативными последствиями. Если же изучаться будет действительно одно только православие, то такие занятия должны проводиться в специальном учреждении и на добровольной основе со стороны ребят и их родителей.
    - В Твери уже работают курсы по подготовке преподавателей курса основ православной культуры. Знаете ли вы об их существовании и приглашали ли вас туда для обучения?
    
- Нет, честно говоря, об этих курсах я ничего не знаю. От вас о них слышу впервые. Может быть, потом вызовут туда, поскольку год еще только начался. А пока - нет.
    А вот в селе Рождествено Калининского района совершенно другая картина. По словам директора школы и преподавателя музыки Марии Николаевны Козаковой, основы православной культуры и нравственности дети в рождественской школе изучают уже давно, с первого класса. Правда, с десятого по одиннадцатый класс этот предмет заменяет история религий, где учащиеся знакомятся с другими верованиями, существующими на земле помимо православия. Интересно, что курс основ православия в сельской школе с согласия своих родителей посещают и армянские дети, и выходцы из мусульманских азербайджанских семей.
    Ведущего курс основ православной культуры в рождественской школе священника Алексея Фролова уже несколько раз приглашали в Тверь для занятий на курсах в институте усовершенствования учителей. Однако батюшка не едет в Тверь, вероятно, из-за загруженности. Кроме основ он ведет в той же школе еще и информатику.
Подготовили Борис ГУРОВ и Елена ДАНИЛЕВСКАЯ




ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Напоминаем вам о том, что фотоконкурс "НАШ ЧУДЕСНЫЙ РЕБЕНОК" подошел к концу. К сожалению, по объективным причинам мы не могли опубликовать все фотографии, пришедшие на наш конкурс, их было действительно очень много! Но на суд наших спонсоров были представлены абсолютно все полученные нами фотографии. Нам остается еще раз поблагодарить всех, кто принял участие в конкурсе, и назвать победителей.
    ПЕРВОЕ МЕСТО наши спонсоры безоговорочно отдали Комиссаровой Полине (2 года).
    ВТОРОЕ МЕСТО за Настенькой (фотографию прислала Журилова Г.П.).
    Они, как и было обещано, получат два главных приза: купоны по 300 рублей от магазина детской одежды "Глория".
    ТРЕТЬЕ МЕСТО присуждено Степану (4 года), фотографию прислала Сизова С.Е.,
    ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО заняла Милечка (2 года), фотографию прислала Сарасеко Н.
    Эти победители получат два купона по 150 рублей от магазина "Развивающие игры".
    И наконец специальным призом от газеты "Караван" награждается Олечка (3 года), фотографию прислала Воробьева Е.В.
    Победителей просим позвонить по телефону 48-91-20.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru