Архив номеров


Как известно, новая городская администрация в одностороннем порядке разорвала договор с Тверским государственным университетом, отказавшись платить за учебу контрактников, этим летом поступивших в ТвГУ. В свое время договор о контрактно-целевом приеме с ТвГУ заключала как городская администрация, так и областная. В частности, областная администрация уже пять лет таким образом сотрудничает с университетом.
    
    КАКИМИ доводами руководствуются в том или ином районе области, направляя вчерашних школьников по контракту на обучение в вуз, причем на педагогические специальности, догадаться нетрудно: районные власти живут надеждой, что через пять лет молодой специалист вернется в родную школу и будет нести "разумное, доброе, вечное" сельским ребятишкам. Но в реальности дела обстоят не всегда так. Помните, раньше, лет эдак ...дцать назад, существовала такая страшная вещь, как государственное распределение, когда по окончании вуза студенты обязаны были ехать туда, куда их направит государственная комиссия, и отрабатывать по специальности в каком-нибудь Мухосранске несколько лет. Дело было поставлено на жесточайший контроль, отказавшихся ехать и работать по распределению ждало суровое наказание, вплоть до суда.
    Сейчас же районные власти, направляя ребят по контракту на учебу, сильно рискуют. Как нам удалось узнать в приемной комиссии ТвГУ, мало кто из контрактников возвращается назад, в родную деревню, всеми правдами и неправдами стараясь зацепиться в городе, что вполне объяснимо. В общем, заставить вчерашнего контрактника отрабатывать денежки, потраченные на него областной администрацией, проблематично. Тем не менее, существование подобного договора между областной администрацией и вузом оправдано и дает хоть какую-то надежду на то, что пусть не все, но часть выпускников вузов вернется в село.
    А вот с какой целью заключается договор между городской администрацией и университетом, совершенно не понятно. Тем более, каковы критерии отбора тех счастливчиков, за которых платила раньше городская администрация. Самые талантливые? Самые умные? Самые продвинутые по части информационных технологий? Или просто те, у кого пробивные родители и есть возможность заручиться поддержкой знакомых в администрации? Думается, что именно последний факт и является определяющим.
    Сколько этих самых контрактников направлялось от городской администрации, нам никто так и не смог сказать, видимо, это какие-то суперсекретные сведения. Однако известно, что на педагогические специальности по договору от областной администрации вуз предоставляет 50% мест от общего конкурса, а на непедагогические - 45%. За администрацией города якобы было закреплено меньше мест, но сколько - неизвестно. Известно только, что в этом году в ТвГУ был послан запрос от городской администрации с просьбой выделить места контрактникам на семи факультетах: юридическом, экономическом, географическом, ПМиК, государственном и муниципальном управлении, на факультетах экологии и иностранного языка. Даже если предположить, что на каждом из них выделяется, допустим, по три места, и то получается немало.
    Самое интересное, что ребятишки, поступавшие по контракту и, вероятно, рассчитывавшие на то, что конкурс среди контрактников будет меньше, в этом году прогадали. На некоторых специальностях он был ничуть не ниже, а кое-где и выше, чем на бюджетном отделении. Так что пришлось им, беднягам, попотеть. Только вздохнули с облегчением после тяжелой сдачи экзаменов, как сюрприз: платите, мол, за свою учебу сами. Бедным контрактникам впору обратиться к городской администрации со словами забойного шлягера Ляписа Трубецкого "А ты... ты кинула, ты...".
    Каково же было наше удивление, когда в приемной комиссии ТвГУ нам сообщили, что почти все идущие по контракту деньги уже заплатили, за исключением нескольких человек. В частности, на факультете управления и социологии только один человек пока не оплатил положенные 45 тысяч рублей за обучение. Правда, приходили родители одной девочки, поступавшей по контракту на экономический факультет, советоваться, может, им лучше свое чадо на платное отделение перевести. Все-таки сразу не 40 тысяч платить, а "всего лишь" 20, а потом прикинули, что за каждый год учебы по 20 тысяч - это уже 100 тысяч выходит, лучше уж по контракту наскрести один раз требуемую сумму, и теперь вот носятся по городу, собирают деньги. Кстати, 40 тысяч - это не предел, на вожделенном для каждого второго выпускника России юридическом - все 90. Правда, университет пошел навстречу и разрешил выплатить несостоявшимся контрактникам требуемую сумму поэтапно с рассрочкой до нового года.
    Ответственный секретарь приемной комиссии ТвГУ С.Н. Смирнов, комментируя ситуацию, заверил, что университет сделает все возможное, чтобы разрешить эту ситуацию, а все ребята, сдавшие экзамены по контракту, могут считать себя студентами наравне с другими абитуриентами, зачисленными в вуз. Они получат студенческие билеты, и им будет выдана необходимая учебная литература.
    Конечно, чисто по-человечески кинутых контрактников жаль, но, с другой стороны, почему для кого-то существуют привилегии, причем совершенно не оправданные, а для кого-то - нет.



Конец августа для педагогической общественности Твери ознаменовался знаковым событием: с 26 по 28 августа в нашем городе проводилась Вторая российская педагогическая ассамблея. Таким образом, Министерство образования Российской Федерации поддержало творческую инициативу Департамента образования Тверской области о проведении на базе нашего региона данного эпохального мероприятия. Поддержать-то поддержало, а вот финансировать отказалось, посему иногородним участникам, желающим принять участие в ассамблее, пришлось выложить 3000 рублей (это, кстати, больше месячной заработной платы среднестатистического тверского учителя), педагогам города и области повезло - они смогли поучаствовать в ассамблее бесплатно.


"ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ..."

Работа ассамблеи была распланирована следующим образом: в первый день участникам предлагалось посетить выставку научно-методических материалов, что, несомненно, было одним из самых радостных моментов ассамблеи, ведь именно здесь многие участники смогли приобрести столь редкие ценные новинки методической литературы. После торжественного открытия участники прослушали несколько докладов, непосредственно связанных с заявленной темой ассамблеи, ну а заканчивался первый день тривиальным банкетом в ресторане "Волга", почему-то кокетливо обозначенным в растиражированной программке ассамблеи как "рефлексивно-познавательная процедура" (?!).
    Во второй день работы гостей ознакомили с панорамой образовательных технологий и инновационными проектами образовательных учреждений, вторая половина дня была посвящена экспресс-докладам участников ассамблеи, к которым предъявлялись достаточно жесткие требования.
    Ну и заключительный день был посвящен работе творческих мастерских и лабораторий, где участники ассамблеи имели возможность обменяться педагогическим опытом и продемонстрировать свои научные и творческие разработки.


"КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА?"

Заранее заявленная тема ассамблеи "Разработка и внедрение комплексной многоуровневой системы управления качеством образования в контексте модернизации российского образования" была столь громоздкой и "неудобоваримой", что практически ни в одном репортаже тверских СМИ об ассамблее она не прозвучала именно таким образом. Чтобы не пугать народ, название темы несколько адаптировали, в итоге она превратилась в простое и понятное "повышение качества школьного образования". Вообще, если именно таким языком в действительности изъясняются современные Макаренко, то стоит посочувствовать ученикам. Хотя, конечно, надо посочувствовать и рядовым педагогам, потому что они, наверное, сами с трудом понимают, о чем идет речь. Ну не случайно же участникам помимо брошюр с программой и документами ассамблеи вручили так называемый "терминологический словарь", составленный "доктором педагогических наук профессором В.П. Панасюком" и "кандидатом педагогических наук Е.Е. Шестерниновым". Прекрасно оформленное издание, на качественной бумаге, брошюра просто радует глаз. Но каюсь, и "термины", и их толкование вызвали у меня некоторое недоумение.
    Чтобы не быть голословной, приведу первую попавшуюся словарную статью: "Контроль качества учебного процесса - системное изучение результатов деятельности участников образовательного процесса, осуществляемое на различных по продолжительности циклах и решающее относительно завершенные блоки задачи. Опирается на процессуальные критерии, критерии результативности деятельности участников образовательного процесса, ориентированные на определение степени соответствия рабочих параметров учебного процесса требуемым, установленным на основе алгоритмов и квалиметрических характеристиках". (Вот здесь мой компьютер оживился, расцветив последнюю сентенцию во все цвета радуги, уверяя, что "предложение не согласовано"). Смею предположить, что слово "квалиметрический" является ключевым для понимания всех остальных статей терминологического словаря, так как встречается неоднократно. Что интересно, после чтения толкований к терминам все становится еще запутанней.


ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Хорошо, конечно, что именно на тверской земле проводится такое широкомасштабное и значимое мероприятие, но, слушая о модернизации, интегративном образовании, информационных технологиях, инновационных и экспериментальных процессах, думаешь: "Господи, для кого это все? Какой там Интернет, какие тесты на компьютерах?" Учителя сейчас элементарно пытаются выжить на ту жалкую подачку от государства, именуемую зарплатой. Среди молодежи распространено мнение, что учитель - это синоним неудачника и пойти на эту работу можно только лишь в случае крайней нужды. Это ж как надо было постараться, чтобы за сравнительно небольшой срок низвести саму идею учительства, перечеркнуть все лучшее, что ассоциировалось у людей когда-то с этой профессией. А вы говорите: модернизация... Честно говоря, все это напоминает пир во время чумы. Когда учительство в Твери постоянно находится на грани нервного срыва и проводит забастовки за забастовками, рассуждать о "внедрении комплексной многоуровневой системы управления качеством образования в контексте модернизации российского образования" как-то не к месту и не ко времени. Знаете, это все равно что провести в нашем городе конференцию всероссийского масштаба, посвященную новейшим достижениям и разработкам в области повышения качества дорожного покрытия. Возможно, я не права и это лишь мой субъективный взгляд на происходящее, но я честно попыталась взглянуть на это все глазами рядового тверского учителя.


Материалы подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

Уважаемые читатели! Имена победителей конкурса "НАШ ЧУДЕСНЫЙ РЕБЕНОК" будут опубликованы в следующем номере нашей газеты.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru