Архив номеров


Хочется быть добрым, мягким и пушистым. Хочется написать что-то если и не жизнеутверждающее, то хотя бы нейтральное. Скажем, "Зачем нужны музыкальные инструменты отдельным представителям семейства парнокопытных?". Хочется, но не получается. Вернее, получаться-то получается, но что-то совсем не то, чего хочется. Хотя, спрашивается, а чему удивляться - у нас всю жизнь так происходит. Впрочем, попробую как-нибудь поделикатнее.
    
    ВОТ, СКАЖЕМ, в появившемся недавно журнале "Тверца" помещена статья литературоведа, преподавателя Тверского госуниверситета Александра Бойникова "Критик лукавый...". Очень интересная, кстати, статья. Автор убедительно объясняет нам, какой должна быть литературная критика на страницах периодических изданий. Одного вот никак не пойму: а зачем, собственно, нужна критика? Кому нужна? Вот только не надо мне доказывать, будто ее с нетерпением ожидают и читатели, и писатели. Писателям, я в этом уверен, все критические изыски по поводу их бессмертных творений нужны в той же степени, как козе баян.
    Поясню. В свое время тверской литератор Яков Арсенов издал некий "технократический триллер" под названием, напоминающим название танка. Слабенький, скажем так, триллерок, скучный и плохим языком написанный. Но рецензировать его я вовсе не собирался. До той поры, пока в дело не включилась реклама. Собственно говоря, реклама литературы отличается от литературной критики именно необузданностью восхвалений. "Эта книга - лучший подарок настоящему мужчине". Выдержал. "Эта книга - лучший подарок любимой женщине". Стерпел. Но уж когда ляпнули, что, дескать, данный триллер - лучшее чтение во время Великого поста, терпежу не хватило. Высказался я в том смысле, что, во-первых, не знаю такого евангелиста Якова и, во-вторых, творение это лучше во время поста не читать, дабы не оскоромиться. Обиженная сторона обрушила на меня град оскорблений. Поместили даже на страницах одного издания информацию о том, что мне за лучшую рекламу "романа всех времен и народов" присужден приз - видеоплейер, пометив, правда, свое сообщение микроскопическим значком, означающим первоапрельскую шутку.
    В Тверской области - клянусь! - очень много талантливых прозаиков и поэтов. В их числе и Владимир Львов. Стихи Владимира Ильича я люблю вовсе не потому, что он член Союза писателей (подобное звание прикрывает иных авторов словно бронежилет), - просто это действительно хорошая русская поэзия. На его родине, в деревне Каблуково, в последние годы стали проходить литературные встречи. Итогом одной из них стал альманах, в силу редакторских недоработок ставший похожим на "ирландское рагу", куда накрошили все, что только попало под руку: и действительно хорошие строчки, и ходульные вирши, и слабый графоманский лепет. Хорошее дело задумал Владимир Ильич, да исполнение подвело.
    Особого глума, уверяю, в своей рецензии я не допустил. Писал все, что думал по поводу ляпов и двусмысленностей. Ну, разве что хмыкнул по поводу "подгорающего салата" в стихах Александра Старкова, который - так вот получилось - является одним из отцов-основателей каблуковских встреч. А Старков на меня обиделся: начал сулить различные неприятности вроде показательного разбора в мастер-классах встреч, как не надо писать рецензии. Ну, Александр Сергеевич, ежели вы видите какие-то мои просчеты, то не браниться надо, а взять и написать, что вот, дескать, критик не прав в том-то и в том-то, - аргументированно написать, доказательно. Словом, чтобы не обидеть собрата-писателя, критик должен быть мягким и пушистым. Он просто обязан ласково щекотать пяточки рецензируемого, а иная критика и не нужна вовсе.
    Но, помилуй Бог, я отнюдь не сторонник исключительных заушин и зуботычин. Да и иных наших авторов даже противотанковой гранатой не потрясешь. Скажем, есть в Твери такой автор Сергей Черный. На его счету уже четыре книги, качество издания которых не снилось и нашим классикам, не считая, разумеется, классиков марксизма-ленинизма. О качестве стихов умолчу - об отсутствии в них именно качества я уже как-то писал. И что ему мнение критиков, когда у него есть деньги и на издание очередного сборника, и на его презентацию в ресторане со стриптизом. Грешным делом даже начинаю подозревать, что известный наш политический деятель, профессор Юдин написал предисловие к последней (эх, хотелось бы!) книжке Черного отнюдь не бескорыстно. В противном случае, чего бы ему называть автора Поэтом - именно с большой буквы, чего ради повторять свои слова практически один к одному на страницах газеты "Тверская жизнь"?
    Кому еще может пригодиться литературная критика? Читателю? Верил в это - до той поры, пока не увидел подборку рецензий на страницах "Тверской газеты", в частности, рецензию Владлена Кокина на поэтический сборник Максима Страхова "Нечаянный снег". Нужно ли читателю суетиться в поисках этой книжки или нет - для Владлена Ивановича не вопрос: "У Максима Страхова налицо признаки графоманства". Сказано, как на бронзе отчеканено. Но уж тогда не сочтите за труд развернуть мысль, доказать свое утверждение. Мне, скажем, показалось, что все проблемы у Максима идут исключительно от отсутствия жизненного опыта. А на что угрохал рецензент половину газетной страницы? Лишь на то, чтобы поделиться опытом: живи, дескать, молодая поросль, как жили мы, старые дубы, - нас "парили" на заседаниях литературного объединения, поэтому мы и выросли такими... талантливыми.
    Но вот ведь вопрос: талантливыми ли? Уж не сборник ли Владлена Кокина "Стриптиз поэта" брать в качестве нравственного ориентира, сборник, автор которого у читающей публики завоевал репутацию литературного эксгибициониста? Не на рифмы ли типа "лодка-селедка", "брожу-ухожу" равняться? Упаси, Господь, Максима от таких строк, как вот эти:
    Поэты - мы не бл..ди, -
    С любовью отдаемся!
    Для вас не денег ради
    И плачем, и смеемся.

    Если уж член Союза писателей Владлен Иванович Кокин называет автора книги графоманом, то, стало быть, и читать ее даже и не стоит. Но членские корочки Союза, увы, таланта не добавляют. Так что вопрос, зачем парнокопытным музыкальные инструменты, остается открытым. Да и сомнительно, что его когда-нибудь закроют.


Михаил ДОМАШНЕВ


30 августа в горсаду, на легендарных "досках", выступят два "дружественных" коллектива: звезда европейского рок-н-ролла - немецкая группа "RICHIE BLUENATICS" и "горячие" тверские блюзмены - группа "THE MOOD".
    
    В ЭТОМ году известный тверской ритм-энд-блюзовый коллектив "The Mood" (переводится с английского вполне прилично - "настроение") покорял немецкий фестиваль "Майвохэ" в г. Оснабрюк (Германия), куда они пробились совершенно независимо, не имея ни спонсоров, ни промоушна, ни рекомендательных писем - лишь первый сольный альбом "Waiting for the train" и огромную любовь к музыке. Они не только с успехом сыграли там три концерта, представляя в единственном числе и г. Тверь, и Россию вообще (на 10-дневном фестивале выступали более 150 групп со всего мира), но и пригласили в гости звезд немецкого ритм-энд-блюза - группу "Richie and Bluenatics", которая своими забойными выступлениями восхитила даже искушенных в блюзе "The Mood".
    Группа "Richie and Bluenatics" играет блюз и рок-н-ролл. Они заявили собственный неповторимый стиль, который, основываясь на базе блюза, включает в себя элементы латинос, джаза, фанка. На протяжении 8 лет группа выступила с более чем 400 концертами по всей Германии и Европе. Группой были выпущены 2 компакт-диска: в августе 1997 года - дебютный альбом "All Kinds of Blues" и в 2000 году - альбом "Live in Colosseum". На их альбомах наряду с классиками блюза от "Guitar Slim" до Jimi Hendrix представлены и многочисленные собственные композиции в современной блюзовой стилистике, в которой "блюнатики" и дальше развивают свой собственный неповторимый стиль из сплава "грязного" блюза, джазового изящества и "пробивающих" латинских и нью-орлеанских ритмов. По словам Марата Карапетяна, данная группа была вне конкуренции на фестивале "Майвохэ".
    "The Mood" сделали для вас, уважаемые тверские меломаны, невозможное - "Richie and Bluenatics" 28 августа приезжают в Россию. Они дадут всего три концерта. Первый состоится в известном московском клубе "Вудсток". Вторые два пройдут в Твери.
    Один из тверских концертов будет закрытым, что называется, "для своих". Группы-друзья сыграют для друзей. А вот 30 августа в 18.00 в городском саду, на "досках", стартует беспрецедентный 5-часовой концерт (кстати, "почти" бесплатный - билет будет стоить, как заверяют "The Mood", 50 рублей), в котором "The Mood" и "Richie and Bluenatics" будут вместе создавать наше радостное настроение, удивлять нас своей яркой, непредсказуемой игрой на радость нашему прекрасному городу. "The Mood и Richie and Bluenatics" в конце концерта исполнят свою любимую песню "Достучаться до небес" ("Knocking on the heavens door"). Достучимся вместе с ними?


Дмитрий ХЕНДРИКОВ


НА ПРОШЛОЙ неделе труппа Тверского академического театра драмы собиралась после летнего отпуска, чтобы обсудить планы на ближайший сезон и приоткрыть завесу театральных кулис над будущими премьерами.
    Зрителям в наступающем сезоне предложат три новинки. Во-первых, это постановка по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (режиссер - художественный руководитель театра Вера Ефремова). Кроме того, Александр Чуйков ставит драму Уильяма Гибсона "Двое на качелях", а режиссер Валерий Персиков приедет из Германии, чтобы порадовать тверских зрителей шекспировской комедией "Двенадцатая ночь, или Что угодно".
    К тому же Тверской академический театр драмы в этом сезоне ожидает несколько праздничных дат - Наина Хонина отметит 45 лет театральной деятельности, Борис Михня встретит свой 35-й сезон, а Наталье Плавинской предстоит отпраздновать 30-летие служения тверской сцене.


Ольга ЩУКИНА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru