Архив номеров


В середине 1970 годов состояние дворца и его инженерных сетей было определено как предаварийное, подразумевалось, что необходима капитальная реставрация. За прошедшие четверть века произнесено много слов, исписаны пуды бумаги, сделаны десятки обещаний, а дворец неотвратимо продолжает разрушаться.


ЧЕМ ДЛЯ ТВЕРИ И ОБЛАСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ДВОРЕЦ?

Еще в 1809 году, когда Тверской Императорский дворец перестраивали под руководством Карла Росси, дворцовый комплекс был трактован К. Росси как новый административный центр Твери. Уже в то время его сравнивали с великолепнейшими зданиями Петербурга. "Современники называют преображенный гением Росси ансамбль Тверского дворца русским Версалем, сравнивают его с Трианоном и Фонтенбло", - пишет директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина. Он становится своеобразным центром притяжения знаменитейших российских и иностранных персон. "И еще в начале ХХ столетия ансамбль продолжает пленять современников: "... ни в одном из провинциальных городов нет ничего равного по величественности Тверскому дворцу...".
    Всю 230-летнюю историю дворец исполнял главную свою функцию - представительскую, репрезентативную, а с 1896 года с перерывами он еще является главным хранилищем бесценных культурных сокровищ Тверской губернии, затем области, коих уже накоплено свыше 23 тысяч единиц.
    Нам в наследство досталось дивное творение русских зодчих. До сих пор, если возникает необходимость представить Тверь символом, то наряду с силуэтом Староволжского моста, памятником Афанасию Никитину, используют силуэты Императорского дворца. Как для верующих Белая Троица есть символ православия на тверской земле, так для светских людей дворец давно превратился в символ прекрасной, старинной и богатейшей русской национальной культуры.
    Возвратить дворец в первоначальное состояние - это шанс для Твери возвратить ей имидж одного из красивейших городов русских.


НАСЛЕДИЕ И ПСИХОЛОГИЯ

Императорский дворец включен в список памятников архитектуры федерального значения, следовательно, основную опеку над ним должно осуществлять Министерство культуры во главе с Михаилом Швыдким. И хотя Императорский дворец в Твери так же уникален, как Эрмитаж и Русский музей в Петербурге (больше его сравнить не с чем), у Министерства в силу разных причин руки не часто доходят до тверского объекта. Но дворец расположен на нашей территории, и его занимает областное учреждение культуры - картинная галерея, поэтому местные власти должны, по логике вещей, уделять ему больше внимания, чем федеральные. Этого не наблюдается, хотя вопли пользователей здания дворца - картинной галереи - и ее директора Татьяны Куюкиной раздаются и часто, и на каждом административном углу.
    Однажды дворец посетила Валентина Матвиенко, поахала, поохала, наговорила немало хороших слов, надавала обещаний. Теперь ей не до этого - у нее выборы на пост губернатора Петербурга. Очень редко посещают дворец местные властные персоны, поэтому работы по реконструкции как заморозились четыре года назад, так и не отмораживаются. Общий вывод напрашивается сам собой: администрацию Твери и Тверской области охватило равнодушие к наследию предков.
    "Такое ощущение, - говорит Татьяна Куюкина, - что кто-то ждет, когда же наконец-то рухнет этот дворец, раздавит все, что есть в нем: и коллекции, о которых надо заботиться, и людей, которые слишком расшумелись, а потом на руинах можно будет сладить "историческое" казино с баром или VIP-гостиницу имени великой княгини Екатерины Павловны. Этого ли мы хотим?"
    Несколько иначе высказывается на этот счет член федерального научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, ранее возглавлявшая областной Комитет по охране памятников истории и культуры Лариса Попова: "В настоящее время ситуация такова, что у региональных властей проблемы культуры стоят на последнем месте после политики и экономики. Ярче дворца в Твери объектов нет, но это не укладывается в их сознании. Почему? В системе ценностей Императорский дворец и другие блестящие памятники прошлого у наших политиков и администраторов не занимают определяющего места. На мой взгляд, у них перевернута шкала ценностей, нет внутренней озабоченности о культуре всего сообщества, соответственно, нет и практически значимых шагов. По моим наблюдениям, у нас очень мал процент тех людей, которые по-настоящему понимают ценность культурного наследия. И еще меньше тех, кто душой болеет за русскую культуру и чем-то помогает сохранить и умножить ее".
    "Говорят, что это не их вина, а беда: истоки равнодушия кроются в политике властей советского периода, когда в массовом порядке взрывались храмы, по дешевке распродавались сокровища культуры за границу, а прекрасные здания, как наш Императорский дворец, отдавались организациям, и близко не соприкасающимся с сохранением культурного наследия. Сейчас то же самое можно видеть в разных местах области. Выход видится в изменении сознания лидеров, от которых в наше время зависит очень многое. Но как изменить их сознание, как?"

    Действительно, к власти приходят зачастую люди, слабообразованные в гуманитарной сфере. Бывшие инженеры и завлабы, финансисты, председатели колхозов, руководители мелких домов культуры - какое у них со школьной и студенческой скамьи сложилось представление о прекрасном? Представление зачастую утилитарное: полезно - неполезно; выгодно - невыгодно. А духовность и красота - это для них что-то из виртуального мира. Грустно.
    Как тут не согласиться с резюме Татьяны Куюкиной: "Нынче многие лидеры психологически не готовы к решению вопросов, затрагивающих судьбу народа. Они не успевают понять, что культура - это то, что делает народ нацией, уважающей саму себя и уважаемой в мире. Императорский дворец - это не этикетка, а уровень нашей культуры. Хотя бы на тверском уровне".


ДЕЛА РЕМОНТНЫЕ

    Первой реконструкцией дворца считают упомянутую выше реконструкцию Карла Росси. "За апрель-август 1809 года Тверской дворец был превращен в великолепное здание с роскошными интерьерами, который сиял античной правильностью, благородством форм, зеркальным блеском залов. За четыре месяца (!) здание было полностью реконструировано", - пишет Татьяна Куюкина.
    Следующая капитальная реконструкция осуществляется в 1864-1871 годах под руководством замечательного петербургского архитектора (к сожалению, подзабытого) Александра Ивановича Резанова. В результате этих работ фасады дворца приобрели тот стиль, который можно наблюдать и сегодня.
    В "резановской редакции" дворец простоял до Великой Отечественной войны. Во время оккупации в него попал наш снаряд (а старожилы утверждают, что бомба - при неудачной бомбежке Старого моста). Здание выгорело, представляя из себя грустное зрелище. Сразу же в декабре 1941 году началась его реставрация под руководством академика архитектуры И.Е. Бондаренко, а с 1945 года - академика Н.Я. Колли. Стилю Никитина - Резанова предпочли стиль Казакова - Росси, близкий к довлевшему тогда "сталинскому ампиру", но надо отметить, что в трудных послевоенных условиях дворец был восстановлен с максимальным приближением к подлиннику и уважением к выбранным предшественникам.
    Подчеркнем: страна в разрухе, народ живет крайне трудно, но к объекту культуры власти тогда отнеслись с должным вниманием, что позволило дворцу простоять до наших дней и до современных чиновников, в том числе и чиновников от культуры.
    В 1996 году дворец был передан в пользование Тверской областной картинной галереи полностью, и тогда сразу же встал вопрос о реконструкции, ибо здание сильно обветшало. За год до этого при председателе Комитета по культуре Юрии Гордееве разрабатывается проект реставрации, автором которого стала высокопрофессиональный специалист своего дела, ныне федеральный архитектор по Тверской области Наталья Зачесова. Проект утвердили, Юрий Гордеев объявил тендер, в конкурсе победила фирма РИКК из Москвы (генеральный директор Андрей Кочеров), начались работы. Начались... и почти сразу прекратились. Причина банальна - фирме не понравилось финансовое исполнение договора, раз за разом нарушаемый неизвестно кем.
    Финансовая сторона дела - темная вещь и для Т. Куюкиной, и для Л. Поповой, и для стороннего наблюдения. Заказчиком работ являлся Комитет по делам культуры администрации Тверской области, председатель Сергей Бископ. Почему не финансировались работы в полном объеме? Как стало известно "Каравану", Михаил Швыдкой, министр культуры, готов выделить "на первый случай" 10 млн. рублей, если из Твери поступит соответствующий документ. Прошел не один месяц со дня данного министром обещания, а письма из Твери в Москву все нет. Что, господа хорошие, писать разучились? Или этому мешает неведомая для нас подковерная возня при возникшем запахе хороших денег?


ЧТО ИМЕЕМ НА СЕГОДНЯ

Скоро наступит август - для реставрационных работ по дворцу 2003 год фактически пропал. В результате сотрудники галереи будут продолжать сидеть в коридорах. Для хранения сокровищ требуемый режим в аварийном здании они создать не могут: сети не выдерживают, все сгнило, заржавело, все крошится и грозит аварией. Каждую зиму хранители ждут как страшное испытание - ведь каждый из них несет уголовную ответственность за сохранность своей части экспонатов. А что он может сделать с ржавыми, готовыми лопнуть трубами, даже если свою мизерную зарплату в 1500 рублей понесет не в семью, а сантехнику?
    Богатейшее, одно из лучших в России художественных собраний, к примеру, тверской иконописи, практически малодоступно для нас, простых смертных. Отдел западноевропейского искусства не работает уже 30 лет; отдел декоративно-прикладного искусства - 25 лет; отдел русского искусства ХХ века - 15 лет, а уникальное собрание древнерусского искусства зритель может видеть, и то не все экспонаты, только на редких выставках. Что происходит, господа из власти?
    В марте 2003 года под давлением сложившихся обстоятельств губернатор области принял решение о передаче функций заказчика на реставрационные работы от Комитета по делам культуры администрации Тверской области (председатель Сергей Бископ, первый заместитель председателя Павел Коклюшкин) Комитету по охране историко-культурного наследия, которым с недавних пор руководит Татьяна Туманова.
    Прошло уже 4 месяца, но дело с реставрацией стоит, как и стояло до того. Лишь ведется бесконечная переписка по документам сдачи и приема между С. Бископом и Т. Тумановой, да ответственные кураторы из администрации области эпизодически разводят от бессилия руками. Может, по этой причине Александр Тягунов с большой неохотой идет на контакт с прессой?
    А недавно проявилось новое обстоятельство, тоже затормозившее процесс: Сергей Бископ не может отчитаться, куда делись миллионы рублей, выделенные ранее на реставрационные работы, он дает показания прокуратуре. Похоже, что с прокуратурой будут иметь дело и другие высокопоставленные руководители некоторых очагов культуры в Твери, к которым благоволил С. Бископ.
    На 2003 финансовый год в бюджете области предусмотрено выделение 4 млн. рублей для реставрации дворца. Проведен лишь конкурс документов фирм-претендентов (от услуг РИККа отказались), сама фирма еще не определена. На дворе август, год фактически для работ закончился, деньги не освоены, опять все ждут, что дело закрутится весной 2004 года.
    Пока вся эта резина тянется, дворец продолжает тихо умирать.


Борис ЕРШОВ
    Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru